• четверг, 25 Апреля, 03:01
  • Baku Баку 19°C

Неповиновение и наказание

09 июня 2020 | 15:34
Неповиновение и наказание

КОММЕНТАРИЙ
Спустя неделю после сообщения о заражении коронавирусом премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что повторные тесты на коронавирус у него и членов его семьи отрицательные и он, мол, возвращается к непосредственному исполнению своих обязанностей.
И первое, что он сделал по возвращении, - уволил трех силовиков: глав СНБ, полиции и генштаба армии. Это говорит о том, что премьер спешил, и для этого ему пришлось «договориться» с самим коронованным вирусом. Также это свидетельствует о том, что «заболевание» армянского премьера, как и предполагали сведущие политологи, носит политический характер.
Так или иначе, но директор Службы национальной безопасности Армении Эдуард Мартиросян, глава генштаба ВС республики Артак Давтян, а также начальник полиции Арман Саркисян отправлены в отставку. Соответствующие указы тотчас же подписал президент Армении Армен Саркисян.
Отставки как месседж
Если формальной причиной ухода Артака Давтяна, назначенного на эту должность 24 мая 2018 года, стала свадьба сына в период чрезвычайного положения, то двух других силовиков - абстрактное «неумение обеспечить соблюдение противоэпидемических норм в стране».
Газета «Грапарак» пишет, что молодожены побывали в церкви Святой Гаянэ, после чего организовали банкет в своем загородном доме в Багреванде. По сообщению издания, на празднике присутствовало более 100 гостей, включая чиновников Минобороны. Как сообщили источники из близкого окружения Давтяна, торжество прошло «в рамках регламента, установленного комендатурой и рекомендациями ВОЗ, количество участников не превышало допустимой нормы». Однако по всей вероятности, комендатуру и руководство страны это не убедило, недоумевает издание.
Что касается освобождения Армана Саркисяна с должности начальника полиции страны, он исполнял эти обязанности с сентября 2019 года, то если следовать логике Никола Пашиняна, тот поплатился за то, что не предотвратил свадьбу сына Давтяна.
Армянские аналитики усмотрели некий месседж в отставке одновременно троих силовиков.
Сразу же после этого, обращаясь к соотечественникам посредством своей страницы в соцсетях, Пашинян сообщил о назначении генерал-лейтенанта Оника Гаспаряна начальником генштаба, полковника Аргишти Кярамяна директором СНБ, полковника Ваге Казаряна начальником полиции. Поспешность, с которой были сделаны эти назначения, свидетельствует о том, что отставки намечались давно.
Причина «выздоровления» - саботаж?
Накануне на брифинге после заседания комендатуры премьер- министр Армении Никол Пашинян заявил, что в последние дни наблюдается положительная динамика с точки зрения соблюдения антиэпидемиологических правил в республике, приведя в пример собственный опыт. Никол Воваевич также коснулся публикаций в социальных сетях со стороны представителей различных социальных слоев, в которых содержится недовольство деятельностью властей в борьбе с коронавирусом, подчеркнув, что на эту тему очень много спекуляций, за которыми власти внимательно следят. По его словам, в РА в условиях пандемии ситуацию можно разделить на две группы: первая группа - это люди, заинтересованные в том, чтобы вирус как можно больше распространился в Армении и как можно больше людей инфицировалось, с тем, чтобы был максимально плачевный результат.
То есть армянский премьер заговорил о саботаже, имея в виду конкретные политические круги. «Мы прекрасно знаем, где их истинное место, и они скоро окажутся там, где достойны быть. Саботажные шаги в отношении пользующегося доверием народа правительства РА будут адекватно оценены, а их авторы будут удостоены конкретной политической судьбы - они будут отправлены в мусорную корзину политической истории Армении. Они де-факто уже там, и де-юре это будет сделано очень скоро», - подытожил Пашинян.
Получается, что Пашиняну не дали «доболеть» именно эти круги, которых он, впрочем, называть не стал. Почему? Потому что это отнюдь не только представители прежних властей, и перечень «саботажников» продемонстрировал бы армянскому обществу весь спектр политического противостояния общества нынешним властям. А он велик, если судить по последним заявлениям объединяющейся на фоне коронавирусной пандемии оппозиции, к которой примкнул даже всегда лояльный в отношении властей Царукян.
Новое дело против Минасяна
Как мы и предполагали, причиной отставки председателя комитета государственных доходов (КГД) Армении Давида Ананяна стала его несговорчивость в плане преследования Пашиняном экс-посла страны в Ватикане Микаэла Минасяна из-за резонансных разоблачений последнего в отношении армянских властей. Видимо, Ананян, будучи человеком принципиальным, отказался от преследования Минасяна в угоду Пашиняну.
Так вот новый глава комитета госдоходов оказался более «гибким» в этом отношении и возбудил новое уголовное дело против Минасяна. В пресс-службе КГД отмечают, что преступные действия Минасяна, а также информация о финансовых средствах, находящихся в распоряжении экс-посла в Ватикане, его близких и друзей, беспрецедентны в истории третьей республики.
Известно, что Минасян сейчас находится в бегах. Ранее ему уже были предъявлены обвинения в превышении должностных полномочий, незаконном обогащении, отмывании денег и предоставлении ложных сведений в декларации о доходах. Суд первой инстанции 6 мая удовлетворил ходатайство следствия и заочно приговорил его к аресту. Однако Апелляционный суд это решение отменил. При этом розыск остается в силе.
Ну а следственное управление комитета «раскопало» новое досье против зятя экс-президента. Выяснилось, что в 2012-2018 годах он посредством оффшорной компании «Уолтекс Эксперсс Эл Пи», зарегистрированной в Шотландии, незаконно, с помощью разных теневых схем приобрел 49% акций компании «Спайка». Последняя - крупнейший экспортер свежих овощей и фруктов из Армении. По версии следователей, свои дела Минасян проворачивал через некую Розу Степанян, которой, к слову, также предъявлено обвинение. И теперь в рамках предварительного следствия принимаются меры по «выявлению возможного круга причастных, раскрытию обстоятельств преступления и восстановлению нанесенного государству ущерба».
Не повод для увольнения
Для некоторых наблюдателей уход начальника полиции, глав генштаба и СНБ стал логическим продолжением процессов, которые наблюдались в последние недели на фоне пандемии коронавируса.
Политтехнолог Виген Акопян связывает отставки с конкретной ситуацией - глубоким кризисом в Армении, вызванным провалом борьбы с пандемией, обострением социально-экономической и внутриполитической обстановки.
То есть это реакция со стороны Пашиняна на указанные факторы. В этой же связке можно рассматривать и уход Ананяна с поста главы КГД. Ведь в его подчинении, как известно, также были силовые подразделения.
Всего несколько дней назад Пашинян, будучи в изоляции, заявил, что ему не дают правильной информации о ситуации, упоминая и полицию, и СНБ. Он также заявил о «жестком разговоре» с ответственными лицами. В доказательство своих слов премьер даже опубликовал своеобразный «флешмоб» - фотографиии видеонарушений со стороны граждан, которые можно рассматривать как метод получения альтернативной информации - в обход правоохранительных органов. Эти кадры и видео стали для него главным источником.
Именно поэтому целью армянского премьера стали силовые структуры. Не исключено, что их руководители имели также разногласия с премьером из-за указаний самого Пашиняна. Впрочем, как показывает развитие, упомянутые должностные лица сами были не против покинуть эти посты.
Понятно, что из-за одной только свадьбы сына обладающего высоким профессионализмом человека не снимают с должности главы генштаба. Что касается полиции и СНБ, то если они не смогли добиться соблюдения противоэпидемических норм, еще не факт, что пришедшие им на смену люди смогут лучше работать, так как нарушение карантинных правил вызвано комплексом причин психологического, социального и ментального характера.
Стало быть, у премьера были более веские причины, главная из которых - Пашинян потерял контроль за ситуацией в стране.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать