• четверг, 28 Марта, 22:36
  • Baku Баку 13°C

В поисках альтернативы

02 июня 2020 | 11:47
В поисках альтернативы

ПОЗИЦИЯ
Созданная в марте этого года бывшим вице-премьером Али Бабаджаном Партия демократии и прорыва набирает популярность у электората - по последним опросам, если бы сегодня состоялись выборы, эта организация набрала бы более 10% голосов и получила прописку в парламенте.
Али Бабаджан не только не новичок в политике, скорее наоборот - будучи одним из основателей правящей Партии справедливости и развития, он консолидировал представителей бизнеса вокруг нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Теперь же предпринимательская элита вместе с наемными работниками нашла достойную альтернативу, вот и растут рейтинги основного конкурента главы братского государства.
Так или иначе, будучи сорок лет в бизнесе, а затем и в правительстве, Али Бабаджан исправно платит налоги, выполняет все свои обещания, да и в коррупции не замешан, оттого люди ему и доверяют как безупречному лидеру.
Это сладкое слово «Свобода»
Есть еще один момент - при основании партии он поклялся в качестве первого шага освободить заключенных диссидентов, если его команда придет к власти. Не стоит объяснять, какой это стимул для многих десятков тысяч семей, представители которых были объявлены преступниками (это и военные «первой волны», когда по нескольку раз зачищали армию, и гюленисты, и полицейские, и журналисты…). Так что освобождение из застенков людей, критически настроенных к нынешней власти, является вопросом политической воли и может быть достигнуто одним росчерком пера.
Есть и отсылка к недавней истории: в Турции каждый государственный переворот непременно приводил к созданию новой партии или подготавливал почву к появлению нового лидера. Например, после меморандума 12 марта 1971 года Бюлент Эджевит занял место Исмета Иненю, а 12 сентября 1980 года, несмотря на попытки предотвратить переворот, Тургут Озал создал Партию отечества. Без всякого сомнения, Партия справедливости и развития и Эрдоган, правящие страной на протяжении почти 17 лет, обязаны своим ярким появлением на политическом небосклоне результатам «постмодернистского переворота» 28 февраля 1997 года.
Помнится, по итогам путча на следующий же день было ликвидировано множество политических партий, а многие значимые лица и вовсе сошли со сцены. В то время, помимо сложившейся политической конъюнктуры царящий в стране тяжелый экономический кризис и потери существующих партий поспособствовали выдвижению ПСР в первые ряды, да и Эрдоган не оплошал, будучи замечательным мэром Стамбула, диссидентом и премьером на первых порах.
И вот сейчас шанс получает Партия демократии и прорыва, программа которой направлена на вовлечение всего общества в процесс реабилитации кемалистских принципов. В данном случае речь идет о возвращении к парламентскому управлению, реальному разделению ветвей власти, верховенству закона, делается акцент на права человека, борьбу с коррупцией, есть и другие серьезные заявления, привлекающие внимание всех слоев общества.
Но будем справедливы - то, что братская страна под руководством ныне правящей партии проделала огромный путь, является неоспоримым фактом. Начиная со времен «арабской весны», то есть в течение 11 лет, официальная Анкара, став авторитетом и примером для ближневосточных государств, являясь самым близким союзником США, наладила отношения с Россией, став единственным объективным мостом между глобальным Западом и Востоком. Экономика братской страны выросла настолько, что она стала укрепляться не только в Евразии, но и в Африке, то есть в этом плане были сделаны огромные шаги для того, чтобы обоснованно стучаться в двери Европейского Союза в качестве донора. Армейская реформа позволила раз и навсегда забыть о вмешательстве «человека с ружьем» в политические процессы. Перечислять заслуги нынешней команды Эрдогана можно долго, особенно радует, что страна по совокупным показателям делит 10-11-е места в мире, ворвавшись в ряды держав второго порядка.
Размах не по размеру
Какое-то время Евросоюз, внимательно отслеживающий всесторонние реформы в Турции, хвалил развитие демократии и экономики, а также армейские реформы. Однако затем начались политическое вмешательство в судопроизводство, ограничение ряда прав и свобод, демонстрация предоставления даже основных прав в качестве «высочайшей милости» главы государства, введение президентской единоличной формы правления.
«Эрдоган сказал - Эрдоган сделал» - именно так можно представить состояние дел накануне четырехмесячных (май-август 2013 года) волнений в парке Гези. Причем, обратите внимание, застрельщиками протестов против вырубки деревьев стали экологи, но поддержали их анархисты, коммунисты, социалисты, либералы, националисты и просто социально активные граждане, включая футбольных фанатов и феминисток.
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог-востоковед Фаиг Алекперов, именно широкий замах Эрдогана в качестве суперпрезидента стал причиной одобрения мегапроектов, отягощающих бюджет и противоречащих финансовой дисциплине. Такие многомиллиардные идеи, как альтернативный судоходный канал, третий мост через Босфор в Стамбуле, новый аэропорт этого мегаполиса и автомагистраль Гебзе-Измир, не были поддержаны международными финансовыми институтами. В результате финансирование были вынуждены взять на себя государственные банки, но, несмотря на это, вдобавок был построен дворец в 1150 комнат, изначально предполагавшийся для Кабинета министров, но после переданный президенту (только годовые расходы дворца на электричество составляют $2 млн).
Понятное дело, речь идет о независимой стране, и мнение «каких-то» США и Евросоюза ей не указ, тем не менее деньги на долгосрочное кредитование национальных проектов выдаются при одобрении Вашингтона и Брюсселя, и если кто-то держит в уме альтернативный Китай, то сильно рискует оказаться у разбитого корыта. Так вот, по подсчетам индекса рисков (CDS), у братской страны их аж 296, что сравнимо с Бразилией, переживающей «чехарду» президентов (для сравнения, у Германии - 22). Иными словами, показатели настолько плохие, что лишают правительство возможности проводить полноценную фискальную политику.
Вместо послесловия
Сегодня доверие инвесторов для любой страны означает многое, и если Турция хочет постепенно подняться до прежнего уровня, ее руководство должно показать намерение снизить политические и геополитические риски. Но остается и внутренний вопрос неравенства доходов. То есть необходимо, чтобы обычный «среднестатистический» работник имел возможность выделить на себя самого время, так как помимо работы и семейной жизни он должен иметь возможность внести свой вклад в развитие общества, а для этого требуется системное решение.
Но пока Турции не до этого - на дворе хозяйничает пандемия коронавируса, «облегчая» ВВП самых продвинутых государств с триллионными бюджетами.
Если Эрдоган не выйдет за пределы Конституции и проявит уважение к демократическим процедурам, никаких проблем не будет. Но если он захочет произвести какие-либо изменения за счет ПСР, то вопрос о реставрации будет отложен в долгий ящик. Мы станем свидетелями усиления внутренних конфликтов и ослабления сил правящей партии. Народ, отдав предпочтение кому бы то ни было, мечтает о стабильности и становлении демократии, тем более на фоне огромных проблем в экономике.
А тут как раз вовремя подоспел Али Бабаджан, удачно подгадавший момент для создания собственной партии, да и план у него неплохой - агитировать электорат не просто за протесты, а за демократию и прорыв в светлое будущее.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать