• четверг, 25 Апреля, 05:40
  • Baku Баку 19°C

Очевидное дистанцирование

01 июня 2020 | 18:04
Очевидное дистанцирование

СИТУАЦИЯ
Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян отчитался перед премьер-министром Николом Пашиняном о работе внешнеполитического ведомства за 2019 год, которая не в последнюю очередь сводилась к шагам, предпринятым в рамках карабахского урегулирования, международного признания и осуждения «геноцида армян» в Османской империи и др.
Конечно, высокопарные «доводы» армянского министра относительно «успехов» в этих направлениях у сведущих людей вызвали лишь язвительную усмешку. Однако поводом для «веселья» армянских экспертов все же стали высказывания самого премьера, который, в свою очередь, отметив важность развития отношений со всеми указанными странами и организациями, вдруг заявил, что «по всем направлениям внешняя политика должна сопровождаться представлением и привлечением экономических проектов».
Хотеть не вредно
Желание армянского премьера использовать дипломатический корпус в деле расширения внешнеэкономических связей понять можно, особенно учитывая, что в период кризиса экономические коммуникации становятся жизненно необходимыми. Тем более что, согласно неумолимой статистике, внешнеторговый оборот Армении катастрофически падает. В частности, в апреле текущего года по сравнению с прошлогодним апрелем объем внешнеторгового оборота сократился на 28,4%. При этом спад экспорта составил 30,3%, а импорта на 27,4%. А это колоссальный урон.
Вот Пашинян и пытается использовать в том числе и дипломатические каналы. Однако рассчитывать на реальный успех в данном направлении Армения вряд ли может. Хотя бы потому, что в нынешних кризисных условиях привлечь внимание зарубежных партнеров практически невозможно. Разве только, если предложить уникальные по своей привлекательности идеи и программы.
Применительно к правительству Пашиняна это означает полный крах, ибо ничем подобным правительство Армении до сих пор не отличилось. Даже провозгласив экономическую революцию, дальше иллюзии готовности страны к экономическому взлету дело не пошло. Потому что маленькая нищая страна, воюющая со своим соседом на протяжении более 30 лет, не может по определению развиваться. Именно поэтому весьма забавно звучит фраза Никола Воваевича о необходимости сопровождения внешней политики представлением и привлечением экономических проектов.
Интересно, что он имеет в виду? Ведь никаких проектов и в помине нет. Привлекать партнеров тоже нечем, поскольку инвестиционный климат в стране, скорее, опасен для иностранного капитала, нежели привлекателен.
Главная проблема
Дело даже не в этом. Ведь за два года пребывания у руля действующая власть умудрилась обеспечить Еревану худшую репутацию экономического партнера. То есть за прошедший период Армения, по сути, испортила отношения со всеми, с кем это было возможно и даже невозможно. Например, с Грузией. Когда Арсен Торосян заявил о том, что успехи в борьбе с коронавирусом в Грузии объясняются сомнительной статистикой, это вызвало негативную реакцию грузинской стороны, в итоге армянскому министру пришлось извиняться за некорректные высказывания. А несколько ранее Пашинян заявил о том, что Армения по показателю ВВП на душу населения опередила Грузию, также вызвав недовольство грузинской стороны.
Нравится это или нет армянству, но все эти инциденты явно не улучшили имидж надежного экономического партнера Еревана в глазах грузинской стороны. Ну и как теперь армянскому дипломатическому корпусу «представлять и привлекать» экономические проекты на грузинском направлении?! Особенно - когда их нет.
Не лучшим образом складываются экономические взаимоотношения по другим ключевым векторам. Например, с Россией и ЕАЭС, где наблюдаются лишь одни проблемы, хотя бы из-за цены на газ.
С США дела обстоят не лучшим образом, чему свидетельством является скандал с амулсарским месторождением и компанией «Лидиан». Что касается Евросоюза, то, по свидетельству армянских экспертов, «расширенное партнерство» сужено до предела, предполагается, что скоро ЕС и вовсе отменит для Армении льготный экспортный режим GSP, который действует уже более 10 лет.
С Ираном упущены все «возможности» стать для этой страны ключевым экономическим партнером. Это касается и СЭЗ на армяно-иранской границе, которая задумывалась как реальный торгово-экономический мост между ЕС и ЕАЭС, и обсуждения с Тегераном газовых вопросов, не имеющих никаких реальных перспектив на успех, зато раздражающих, с одной стороны, Москву, с другой - Вашингтон.
То есть картина внешнеэкономического состояния Армении, скажем прямо, удручающая, поскольку очевиден процесс дистанцирования.
На заре своей власти Пашинян на встрече с представителями армянской диаспоры в Нью-Йорке заявил, что Армения не собирается развивать отношения с международными партнерами за счет и во вред отношений с другими партнерами. Армянские эксперты тогда назвали эту политику «и-и». Однако за прошедший период он умудрился превратить эту формулу в «ни, ни». Теперь Армению вряд ли считают надежным партнером ни на Западе, ни на Востоке.
Угроза безопасности страны
Несмотря на то, что Армения потерпела фиаско по всем направлениям своей геополитической составляющей, некоторые политики считают угрозой безопасности для страны-агрессора именно напряженные отношения между Арменией и Россией. «Следует положить конец напряженности в отношениях с Россией, так как любой промах опасен для Армении», - считает посол Арман Навасардян, полагая, что дипломатия Армении должна приложить усилия для пересмотра заключенного в 1921 году Московского договора. Кстати, задачи заведомо невыполнимой. Ну такой уж народ армяне, у них всегда на повестке иллюзорные задачи. Вместе с тем, по словам Навасардяна, у Армении нет концепции внешней политики.
Мало того, премьер России Михаил Мишустин, на которого армянская сторона возлагала ну очень большие надежды, в ходе заседания совета глав правительств СНГ заявил, что странам СНГ следует отказаться от зависимости от конъюнктуры энергетических рынков. «Резкое снижение нефтяных цен сказалось на многих отраслях наших экономик», - сказал глава российского правительства, подчеркнув, что в нынешних условиях актуальное значение приобретает укрепление взаимодействия между странами Содружества в торгово-экономической сфере.
То есть Мишустин, фактически, призывает страны СНГ не наносить удар в спину своему союзнику - России в столь трудные для нее времена.
К слову, Армения и Беларусь обратились к России с призывом пересмотреть цены на газ в условиях коронавируса и спада мировых цен. Путин официально отказался рассматривать это предложение. До этого Сергей Лавров обвинил Армению в том, что она в трудный для России момент пытается воспользоваться ситуацией.
К тому же «Газпром» по решению Стокгольмского арбитражного суда был вынужден выплатить Украине почти $3 млрд. Затем польская компания PGNiG в том же арбитраже выиграла против него дело на $1,5 млрд. Варшава разорвала контракт на транзит российского газа через свою территорию, а у «Северного потока-2» проблемы, поскольку европейские власти отказались вывести из-под антимонопольных ограничений. Новыми санкциями этому проекту грозят США. Из-за возросшей конкуренции европейские потребители покупают все меньше топлива у России. Есть серьезные проблемы с поставками газа в Китай и Турцию.
В Армении же с удовольствием потирают руки в предвкушении «краха» российской экономики, даже не задумываясь о том, что это означает угрозу безопасности самой Армении.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать