• пятница, 19 Апреля, 20:31
  • Baku Баку 24°C

Время разомкнуть объятия

20 мая 2020 | 21:59
Время разомкнуть объятия

ИССЛЕДОВАНИЯ
Со дня послабления карантина и режима самоизоляции в нашей стране прошло немногим более двух дней. Но и этого времени достаточно, чтобы понять, что некоторой части населения потребуется помощь психологов и психотерапевтов для возвращения к нормальной жизни. По мнению медиков, самоизоляция, особенно принудительная, является сильным стрессом.
Можно ожидать, что будет определенный процент людей с психотравмой, для которых последствия от карантина будут более ощутимы, чем для остальных. По мнению психотерапевта Центра психологической поддержки Кянана Бабаева, у такой категории населения будут наблюдаться проблемы с возвращением к нормальной жизни: страх выйти из дома в общественные места, где есть риск заразиться COVID-19 - особенно в наш переполненный общественный транспорт.
Психотравмирующий опыт
«После снятия карантина какая-то часть людей столкнется с нежеланием выходить из самоизоляции. Эта проблема возникнет. Этот страх - определенный вид фобии, который людям необходимо будет преодолеть. Если это не будет получаться самостоятельно, надо прибегать к помощи психолога или психотерапевта, вплоть до медикаментозного лечения. Так что, видимо, работы у психотерапевтов и психологов после карантина прибавится», - отметил он.
И это вполне объяснимо: больше трети населения Земли находилось под воздействием карантинных мер или в самоизоляции. Конечно, событие такого масштаба не может не влиять на наше психологическое состояние: вынужденная изоляция, невозможность делать многие привычные вещи и видеться вживую с друзьями и родными, новости о росте числа зараженных и погибших, страх за себя и близких людей вызывают тревогу и напряжение даже у тех, кто в остальное время их не испытывает.
Уже сегодня понятно, что COVID-19 сильно изменит мир и наше будущее: нас ждут масштабный экономический кризис и изменения на рынке труда, возможно, мы пересмотрим, как строятся наши отношения (многие из них перешли в формат на расстоянии, даже если партнеры живут в одном городе) и с новым уважением будем смотреть на работу врачей. Без сомнений, изменит пандемия и нас самих: из самоизоляции мы выйдем другими людьми.
Независимо от того, живет человек в одиночестве или с семьей, он все равно ощущает на себе последствия ограничений. Например, некоторые бывшие заключенные признаются, что после выхода на свободу им сложно выходить на улицу - иногда им требуется помощь других людей, потому что в замкнутом пространстве развивается агорафобия - страх перед открытыми пространствами. Таким образом, исследования психологического эффекта, который оказывают на людей эпидемия и карантинные меры, показывают, что этот опыт действительно может быть травмирующим.
Месяц назад в научном журнале The Lancet вышел обзор исследований о психологическом эффекте карантинных мер. Информацию в нем сложно назвать исчерпывающей: рассматриваемые авторами исследования чаще всего были небольшими, далеко не все из них можно распространять на всех людей без исключения (например, если исследования проводились на группе молодых студентов). Тем не менее авторы приходят к определенным выводам: психологический эффект изоляционных мер в ситуации эпидемии бывает существенным, он может быть разным и длиться долгое время.
Отрицать, что происходящее - травмирующее событие и для отдельных людей, и для общества в целом, с каждым днем все сложнее. Большинство исследований, которые изучили авторы обзора, отмечают, что карантин негативно влияет на психику - они видели у участников исследований симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), гнев и смятение по поводу происходящего. Среди факторов, делающих ситуацию более тяжелой для психики, - это то, что карантин затягивается, страх перед заражением, ощущение фрустрации или скука, недостаток запасов, отсутствие достоверной информации, финансовые потери - многое из этого уже хорошо понятно тем, кто находится в самоизоляции из-за COVID-19. Исследователи советуют властям не затягивать карантин, давать людям четкие объяснения и обоснования вводимых мер, заботиться о том, чтобы у людей было достаточно запасов, а также напоминать людям об альтруизме и общем благе. Авторы обзора подчеркивают, что речь ни в коем случае не идет о том, чтобы отменять карантинные меры: последствия эпидемии могут быть гораздо более губительными. Речь лишь о том, чтобы сделать ситуацию психологически более комфортной.
Везде таится вирус?
Некоторые люди пока не представляют, каким будет возвращение к обычной жизни и как скоро это, в принципе, будет возможно. «Пока я даже не могу представить, как я буду вновь ездить в метро или гулять в переполненных парках - а ведь скоро лето. Конечно, я понимаю, что нельзя жить в страхе, но психологически мне пока что очень тяжело. Надеюсь, это чувство пройдет», - говорит соседка-пенсионерка Сура Рамазанова, с которой мне довелось побеседовать через балкон.
Вопрос еще и в том, окажутся ли психологические последствия карантина постоянными или хотя бы длительными. Авторы опубликованного на днях доклада о психологическом состоянии людей во время пандемии COVID-19, например, отмечают, что после катастроф большинство людей все же со временем оправляются от пережитого, а последствия травмы оказываются не долгосрочными и не приводят к постановке психиатрического диагноза.
Правда, говорить, что после пандемии все смогут восстановиться одинаково быстро, также кажется неуместным. Вероятно, сильнее психологические последствия COVID-19 будут для тех, кто непосредственно столкнулся с заболеванием: пациентов, особенно тех, кто оказался в тяжелом состоянии, а также врачей и другого медицинского персонала, оказавшегося на передовой борьбы. Эксперты отмечают, что ситуация, когда человек попадает в реанимацию и сталкивается с необходимостью искусственной вентиляции легких, очень сложная психологически - а многие пациенты, оказавшиеся в прошлом в реанимации, демонстрируют симптомы, похожие на депрессию и ПТСР.
Один из авторов исследования доктор Майкл Даффи считает, что психологические последствия пандемии для врачей могут напоминать последствия события вроде террористического акта. Исторически ПТСР ассоциировали с военными действиями: его диагностировали у бывших военных, которые столкнулись с последствиями психологической травмы в мирное время. Позднее расстройство стали выявлять у разных людей, в том числе тех, чья травма пришлась на мирное время. Тем не менее в ситуации пандемии сложно избежать мыслей о военных действиях - это одна из частых ассоциаций, возникающих в разговоре о работе врачей и медсестер. Врачи и другой медицинский персонал переживают очень серьезные перегрузки. Они часто сталкиваются со смертью пациентов, вынуждены сообщать родственникам погибших не только трагическую новость, но и то, что у них может не быть возможности попрощаться с близким из-за риска заражения, видят, как заболевают их коллеги.
Наконец, люди с особенностями психики и психическими расстройствами могут столкнуться с тем, что нынешняя стрессовая ситуация серьезно ухудшит их состояние: тревога и депрессия могут усиливаться из-за стресса. Мир перестал быть априори хорошим, теперь кажется, что везде таится смертоносный вирус. Это новый глобальный концепт мышления, и ни одному ныне живущему поколению (кроме, наверное, немногочисленных ветеранов ВОВ) не приходилось так рассматривать окружающий мир. Это очень грустно и страшно. Поэтому медики советуют выходить из дома хотя бы раз в пару дней, чтобы не развился синдром отшельника, ведь чем дальше человек сидит дома один, тем сложнее выйти - благо SMS, посланные на номер 803, это позволяли.
Одиночество заразно
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» заведующий лабораторией экологии почв Института микробиологии НАНА профессор Нариман Исмаилов, важно понимать, что сегодня невозможно однозначно предсказать, какие именно из аспектов пандемии затронут людей сильнее. «Страхи наших граждан, - пояснил он, - связаны не только с угрозой заражения, но и с финансовыми потерями. Кроме того, реакция на стресс может возникнуть не прямо во время события, а спустя время, если человек не получил должную помощь. Например, пострадавшие от урагана «Катрина» в Новом Орлеане отмечают, что им сложно выходить из дома на работу в сезон ураганов - это напоминает о пережитом».
Эксперты условно делят людей на несколько категорий - согласно их отношению к ситуации с коронавирусной инфекцией и предпринимаемым мерам: «паникующие», «взволнованные» и «адекватно оценивающие ситуацию» (если не брать тех, кто вообще отрицает существование опасности, их еще называют ковид-диссидентами). Среди «паникующих» как раз и стоит ожидать проблем с выходом из самоизоляции и каких-то неадекватных решений с их стороны по выходу на работу, выходу из квартиры. Даже если эпидемиологическая обстановка нормализуется, у них будет большой страх, который будет препятствовать их нормальной деятельности в социуме, ведь одиночество для некоторых людей может быть заразно. Вот как об этом пишет автор книги «Одиночество как нераспознанный недуг: болезненно, заразно, смертельно» немецкий профессор Манфред Шпитцер (Manfred Spitzer), главврач психиатрического и психотерапевтического отделения университетской клиники Ульма: «Одиночество действительно заразно, так же как и привычка к курению, и склонность к избыточному весу. Ученые выяснили это впервые в 2009 году, проанализировав огромный массив информации, собранный при наблюдении за целой деревней. В принципе эти выводы были известны психологам уже давно. Поскольку люди - социальные существа, они могут заражать друг друга своими эмоциональными состояниями».
В любом случае, судя по опыту других стран, можно уже понять, что скорого окончания пандемии не будет. Новые волны коронавирусной инфекции вполне себе возможны. Навыки социального дистанцирования и санитарии, безусловно, еще потребуются. Так что это в известной мере хорошо, что люди не вернутся сразу к старым привычкам, единодушны во мнении специалисты. Однако возвращение к рабочему ритму жизни в целом, выход из самоизоляции для большинства населения должны пройти относительно безболезненно, возвращение к рабочему темпу жизни займет около недели. Есть некая аналогия с тем, как мы выходим на работу после длинного отпуска - например, после долгих новрузовских каникул или после летних поездок в экзотические страны, когда уходит примерно около недели, чтобы выйти на оптимальный рабочий уровень. Здесь будет примерно так же, прогнозируют медики.
Чтобы как можно легче вернуться к обычному ритму жизни, они советует следить за своим физическим состоянием. Занятия спортом не только дают хорошее самочувствие, но и благотворно влияют на психологическое состояние. Также полезны психологические упражнения, направленные на релаксацию, на борьбу со страхами, на преодоление тревожности.
Людям, которые испытывают страх перед заражением коронавирусной инфекцией, врач советует читать официальные данные по COVID-19, официальную статистику по их региону, чтобы знать эпидемиологическую обстановку и реально ее оценивать. На более легкий выход из самоизоляции будут работать любые общеукрепляющие процедуры. Возможность бывать на свежем воздухе, разнообразно питаться, общаться с коллегами также будут способствовать возвращению психологического комфорта.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать