• среда, 24 Апреля, 16:32
  • Baku Баку 27°C

Он памятник себе воздвиг…

18 мая 2020 | 15:15
Он памятник себе воздвиг…

ИССЛЕДОВАНИЯ
Этнография - наука об этносах, их обычаях и традициях, распространении, культурном взаимовлиянии - имеет давнюю историю. Различные этнографические сведения содержатся в древних и средневековых летописях, трудах античных и средневековых авторов, других письменных источниках, вплоть до Древнего Египта, Индии, Вавилона, Ассирии.
В Азербайджане, в том числе в одной из его исторических областей - Нахчыване, работа по сбору и систематизации этнографических материалов началась еще в XIX веке. В Нахчыванском крае этнография развивается в большей мере на базе музейных собраний, архивов и опубликованных материалов исследователей, путевых дневников, официальных документов, фольклора.
Нахчыванская интеллигенция издавна проявляет особый интерес к созданию краеведческих музеев. Например, выдающийся азербайджанский писатель и драматург Джалил Мамедгулузаде в годы учительства в селе Неграм в конце XIX века прилагал активные усилия для организации такого музея. Благодаря его деятельности в местной школе был создан краеведческий музей, где собраны материалы по различным периодам истории Азербайджана. Приказом Директората народных училищ от 13 ноября 1896 года был поставлен вопрос об объявлении писателю благодарности за эти заслуги.
Отметим, что в 1924 году в Нахчыване открылся историко-краеведческий музей, который в 1932-м был преобразован в Музей истории и страноведения, а позже реорганизован и с 1968 года действует как Нахчыванский государственный музей истории.
На первых порах его экспозиция состояла в основном из древних и средневековых предметов быта, керамической посуды, оружия, традиционных костюмов, золотых и серебряных монет эпохи Сефевидов, а также вавилонского цилиндра с руническими надписями.
Первое развернутое сообщение об этом культурном и научном центре относится к 1926 году. Автор его - видный археолог, историк, краевед В.М.Сысоев, один из основателей Общества обследования и изучения Азербайджана, совершивший поездку в этот край. Его отчет, озаглавленный «Нахчыванский музей Балабека Алибекова», и сегодня не утратил научного интереса к себе. Балабек Алибеков (Алиханов) - коллекционер, который и является создателем этого музея. Точнее говоря, он по собственной инициативе собрал экспозицию и устроил у себя дома частный музей, доступный всем желающим. В имеющейся литературе о нем содержатся лишь немногие отрывочные сведения, но систематических исследований биографии и деятельности этого незаурядного человека до сих пор нет.
Автор этих строк провел обстоятельные изыскания в этом русле. Отметим, что вызывают интерес два документа, в которых указана дата рождения Б.Алибекова. Один из них - камеральный список по городу Ордубад от 1832 года - содержит данные о членах семьи Алибековых. Судя по нему, деду Б.Алибекова - Мешади Хаджи Алихану было 55 лет. У него было трое сыновей: Мамедгусейн, 22 лет, прапорщик, с супругой Соной, 20 лет, и сыном Балабеком, годовалого возраста; Мехти, 19 лет, с супругой Нисой, 20 лет, и сыном Аббасгулу, годовалого возраста; Велигулу, 13 лет.
Другой документ - показания Балабека Алибекова в суде. Обнаруженный автором в ходе архивных изысканий, он интересен тем, что Б.Алибеков приводит личные данные. Сам документ относится к 1863 году, тогда как показания были записаны годом раньше. В начале показаний читаем: «Меня зовут Балабек Алибеков, отец мой - Мамедгусейн-Султан. Мне 26 или 27 лет». Отсюда следует, что Б.Алибеков родился в 1836 либо в 1837 году, тогда как исходя из упомянутого нами камерального списка, он родился в 1831-м. Наряду с этим в нашем распоряжении имеется фотография 1860 года, на которой Б.Алибеков изображен вместе с группой представителей иреванской знати.
Ясно, что для уточнения времени рождения Балабека Алибекова необходимы специальные исследования.
Следует заметить, что в книге Рудольфа Иванова «Нашествие» приведен документ 1925 года, в котором Б.Алибеков упоминается 70-летним. Получается, что он родился в 1855-м, а это совершенно невозможно.
В архивах нами обнаружены показания и обращения близких родных Б.Алибекова - отца, брата, дяди, написанные на фарси и переведенные на русский язык, а также его собственное прошение, изложенное по-русски. Эти документы представляют значительный интерес.
Балабек, сын Мамедгусейна, родился в городе Ордубад в семье военного. Его прадед, Алихан, также был военным. Между прочим, необходимо указать, что во всех документах, относящихся к периоду до 1920 года, фамилия Балабека указана как Алиханов. Можно предположить, что после указанного времени он записался как Алибеков, дабы избежать преследований со стороны советской власти.
В одном из документов Б.Алибеков указывает, что работает в Нахчыванской городской полиции переводчиком. Это вполне естественно, если учесть, что он в совершенстве владел фарси, русским и турецким языками. В одном из архивных документов читаем: «15 марта 1893 года житель города Ордубад Балабек Алибеков и начальник Ордубадской городской полицейской части пристав Левицкий заключили договор на нижеследующих условиях».
И далее в первом из 10 пунктов договора указывается, что Б.Алиханов обязуется передать в аренду семи казакам, служащим при городском полицейском управлении, свою четырехкомнатную квартиру по улице Амбараса, хлев, рассчитанный на семь лошадей, отдельный двор, амбар, две комнаты под казарму, небольшую комнату для урядника и помещение для хранения зерна.
Краткая справка о деятельности Балабека Алиханова содержится в протоколе №6 заседания Чрезвычайной следственной комиссии Нахчыванского края, которое состоялось 4 апреля 1925 года при участии М.Багирова:
«О Балабеке Алибекове: житель города Нахчыван, 70 лет (в действительности Б.Алибекову тогда было 93 года - Авт.). До 1917 года в течение 9 лет служил переводчиком в Карсском полицейском управлении, 8 лет был офицером в Карсе. В 1911 году ушел в отставку. До 1917-го получал пенсию. С 1917 по 1920 год был полицмейстером в Урмии (Иран). С 1920 года по сей день служит в советских учреждениях. В настоящее время - финагент Наркомата финансов».
На заседании было постановлено уволить Б.Алибекова с работы. Однако он все же не был арестован и сослан, хотя за «помещичье происхождение» с самого начала советизации в 1920 году подвергался притеснениям. Скорее всего, власти приняли во внимание его преклонный возраст.
Пока в нашем распоряжении нет личного дела Б.Алибекова, поэтому ряд обстоятельств остается невыясненным. В то же время из работ уже упоминавшегося профессора В.М.Сысоева явствует, что в 1927 году он побывал в Нахчыванском историко-этнографическом музее, который Б.Алибеков организовал у себя дома, и это посещение произвело на него сильное впечатление.
В музее, отмечает русский археолог, собраны ценные экспонаты по истории и археологии края: «Хорошие старинные серьги, большие старинные ковры, пеналы, старинные восточные персидские ткани (красный ситец), небольшая (43 штук) коллекция монет, несколько указов по-персидски начала XIX века, относящихся к земельной собственности, выкрашенный в кофейный цвет кирпичик и др.».
Описанный российским ученым музей размещался в двух комнатах и небольшом проходном коридоре. В.Сысоев отмечал среди экспозиции музея изображения жрецов богини Иштар, черный камень Шамаш, а также вавилонский цилиндр с узорами и руническими надписями, который он отнес «примерно к 1000-му году до христианской эры, а то и ранее».
Автору статьи удалось разыскать фотоснимки значительной части экспонатов этнографического музея. Незаменимым в этом плане источником является альбом, составленный журналистом Мансимом Фараджевым, который без малого 40 лет работал корреспондентом газеты «Бакинский рабочий» в Нахчыване.
Указав в своем отчете некоторые недостатки, замеченные им в музее, профессор В.Сысоев в заключение подводит следующий итог: «Во всяком случае, музей относится к достопримечательностям Нахчывана, и очень не многие города могут похвастаться таким музеем».
Собранные материалы свидетельствуют о том, что Балабек Алиханов еще с юности начал собирать экспонаты для будущего музея, бывая в различных городах и селах. Нет сомнений, что им двигали два мощных фактора - увлечение историей и чувство патриотизма.
По свидетельству потомков Б.Алиханова, живущих в Нахчыване, он был женат на некоей Шейде и у них родилась дочь Хумай. Последняя была замужем за неким Гусейнага Гусейновым, у них было четверо сыновей. Внуки Хумай Гусейновой рассказали, что Б.Алиханов умер в 30-е годы, но точной даты не назвали. Возможно, это прояснится в ходе дальнейших поисков в архивах.
Сегодня мы можем долго говорить об истории Нахчыванского государственного исторического музея. Но при этом необходимо помнить, что базой для этого очага культуры послужил в свое время, выражаясь словами профессора В.М.Сысоева, «Нахчыванский музея Балабека Алибекова». Наш моральный долг состоит в том, чтобы отдать должное памяти этого человека, истинного патриота, знатока истории и культуры родного края, который, перефразируя знаменитую пушкинскую строку, «памятник себе воздвиг рукотворный».
Муса ГУЛИЕВ,
ведущий научный сотрудник
Нахчыванского отделения НАНА,
доктор философии по истории
banner

Советуем почитать