• вторник, 23 Апреля, 16:40
  • Baku Баку 24°C

Передел собственности

09 ноября 2017 | 13:36
Передел собственности

СИТУАЦИЯ
Борьба с коррупцией может пополнить казну Эр-Рияда на $800 млрд, что позволит существенно обогатиться роду короля Салмана, включая прежде всего его сына, кронпринца Мухаммеда.
Конкурирующие ветви потенциальных престолонаследников в таком случае ослабнут, а арестованные принцы прочих родов и вовсе станут «битыми картами» в будущих битвах за престол. Все прочие заявленные цели в условиях Саудовской Аравии - не более, чем утопия.
Проспект номинальных реформ
Крупнейшая ближневосточная страна настолько закоснела в родоплеменных отношениях, что реформировать уклад ее жизни надо пошагово. Разрешили женщинам ходить на стадион - хорошо, дали им права на вождение автомобиля - замечательно, а там, глядишь, право на образование дадут, чадру снимут… А тут вдруг король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд (это его полное имя без упоминания титулов) с подачи любимого сына объявил борьбу с коррупцией.
Вообще-то, не было бы всего этого, если бы ближние и дальние кузены принца Мухаммеда, включая весьма состоятельного Аль-Валида бин Талала, задержанного в числе других подозреваемых, дали ему денег на безвозмездной основе «ради спасения страны от экономического краха». Они пожадничали и получили передел собственности под благовидным предлогом проведения индустриализации с целью «слезть с нефтяной иглы».
Приснопамятный «отец народов» считал, что если кадры решают не все, то многое, от этого и надо было отпрыгивать властителям Саудовской Аравии. А то получается, что страна, где по-прежнему распространено рабство, а за изнасилование не сажают в тюрьму, хочет перепрыгнуть сразу на несколько веков вперед и построить «чудо в пустыне».
Кстати, в NEOM (так именуют проект) планируется привлекать высококвалифицированные кадры, а выполнять физическую работу будут роботы, численность которых превысит население самого города. Но в промороликах нет практически никаких отсылок к жестким правилам шариата и ваххабистским доктринам, которыми живет страна, а сам город будущего представлен как «полноценная площадка для творчества, создания культурного наследия, развития новых производств и технологий». Из этого можно сделать вывод: наследный принц - типичный Манилов, особенно с учетом того, что вырос он в королевстве, где конституцию заменяет Коран.
Но поскольку там тоже принцы не пальцем деланы, они не захотели поступиться своим имуществом, и тогда Мухаммед бин Салман решил ограбить часть элиты. Правда, значительная часть этих средств находится за границей, что осложняет возможность их возвращения, но даже части этой суммы будет достаточно для «индустриализации».
Планов громадье
Наследный принц готов ударить и по богатейшим гражданам Саудовской Аравии. Для этого он планирует пересмотреть неформальный договор между 21 млн саудовцев (именно столько населения там) и королевской семьей, согласно которому доходы от нефти перераспределяются на льготы за бензин, электричество и воду. Мухаммед намерен ввести повсеместный налог на добавленную стоимость, обложить сборами не только роскошные товары, но даже… газированные напитки. С помощью подобных мер принц рассчитывает пополнять бюджет королевства на дополнительные $100 млрд в год. Впрочем, реализация подобных мер не означает, что «льготные годы» ближневосточного государства сочтены. Правительство по-прежнему не планирует вводить подоходный налог и намерено продолжить политику социальной поддержки граждан с низким доходом путем прямых денежных субсидий.
Описывая ситуацию для корреспондента газеты «Каспiй», глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан рассказал, что на нефтяную отрасль этой страны приходится более двух третей ВВП, а до обвала цен на «черное золото» только эта сфера ежегодно приносила доход в $210 млрд, половина которого расписывалась по расходным статьям:
- Ну, а так как все ответственные за это дело чиновники приходятся родственниками друг другу, «причитающаяся» часть оседала в их карманах с высочайшего соизволения монарха, и так было всегда, вплоть до воцарения нового короля. Нынешние власти ограничивают все статьи, даже объемы внешнего долга, направляя деньги в высокодоходные проекты, снижают расходы на государственный аппарат, повышают эффективность и производительность труда.
Однако очевидно, что полностью реализовать эти меры не удастся, по причине чего и был разработан масштабный национальный трансформационный план диверсификации экономики к 2030 году. В рамках программы предполагалась публичная продажа 5% акций крупнейшего экспортера нефти Saudi Aramco (власти королевства оценивают ее в более $3 трлн), после чего она будет более самостоятельна при принятии решений. Также планировалось почти вдвое нарастить долю небольших компаний в ВВП - до 35% при сокращении безработицы и росте удельного веса женщин на рынке труда. А полмесяца назад монарх объявил о строительстве в пустыне (вблизи границы с Египтом и Иорданией), в районе пересечения залива Акаба и Красного моря, целого агломерата (условное название NEOM), который должен стать отправной точкой для трансформации всей экономической и общественно-политической системы, что, по идее наследного принца, должно заинтересовать инвесторов. Проектная стоимость мегапроекта оценивается в $500 млрд – что и говорить, сумма огромная даже для нефтяного королевства. Поэтому бин Салман очень рассчитывал не только на государственные средства, иностранных магнатов, но и на местных принцев, однако недаром фольклор пополнился поговоркой Виктора Черномырдина «хотели как лучше, получилось как всегда».

Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать