• четверг, 18 Апреля, 23:12
  • Baku Баку 21°C

Эчмиадзин огрызнулся

24 апреля 2020 | 18:31
Эчмиадзин огрызнулся

НРАВЫ
Пожалуй, впервые в современной истории Армении руководство республики подозревает князей от церкви, в том числе католикоса, в политических интригах. Пашинян недвусмысленно намекает на отсутствие поддержки со стороны священнослужителей, поскольку армянское духовенство мало того, что дистанцируется от нынешнего руководства, так оно еще призвало освободить подследственного экс-президента республики Роберта Кочаряна.
То есть, говоря о «нехватке духовной жизни» в Армении, он намекает на необходимость сотрудничества между светской и духовной властью. При этом Пашинян не рассчитывает достичь того уровня взаимопонимания, который был между священнослужителями и прежними властями, однако он не в силах скрыть чувство разочарования отсутствием содействия, поскольку революционная риторика в период эпидемии неэффективна, а другого инструментария у него нет.
Ответил подобающе сану?
Впрочем, было бы странно, если бы в условиях пандемии коронавируса армянская апостольская церковь хранила глухое молчание. Ведь религиозные лидеры во всем мире уже не раз обратились к единоверцам и всему человечеству с призывами к терпению, милосердию и выдержке.
Как считают армянские политологи, вынужденные разбираться в этом вопросе, католикос всех армян сказал то, что должен был сказать, его слова были обращены к миру, а молитва была призвана защитить каждого из армян, вне зависимости от политических взглядов и нравственных убеждений. «Католикос ответил на вопрос о состоянии второго президента то, что должен был ответить, ответил так, как подобало по сану, по вере, по простому человеческому состраданию», - таков вердикт армянских экспертов.
Дело в том, что после заражения сотрудников колонии «Вардашен» у многих в Армении возникли подозрения, что власть умышленно скрывает истинное положение дел с распространением коронавируса в учреждениях по исполнению уголовных наказаний. И сторонники Кочаряна удерживание его под арестом сочли попыткой растянуть во времени предумышленное убийство.
Это подтверждает тот факт, что сразу после выступления католикоса его стали поливать грязью в подвластных Пашиняну армянских СМИ. Имела место также истерическая реакцию на слова католикоса вице-спикера Алена Симоняна, что стало еще одним доказательством того, что даже в разгар эпидемии, когда голодают многодетные семьи, когда сельские и городские общины влачат жалкое существование, когда люди болеют и умирают, армянские власти заняты сведением личных и политических счетов.
Обречены на выживание
Между тем по вине нерадивого руководства армянский народ обречен на выживание в тяжелейших социальных условиях. Власть, по сути, оставила народ в беспомощном состоянии, без реальной поддержки, с циничным советом Пашиняна кушать зелень, когда нет денег на масло и мясо...
Кочарян, отмеченный своим зверским отношением к азербайджанскому населению Нагорного Карабаха в бытность его полевым командиром и ставший палачом собственного народа, будучи уже главой армянского государства, конечно же, не заслуживает ни милосердия, ни сострадания - он должен сидеть в тюрьме, причем пожизненно. Но тут речь не о нем. Речь о том, что в понимании нынешних армянских властей нет ничего святого, если они могут троллить по заказу премьера своего духовного пастыря.
Для пашиняновской власти нет ничего святого, считает оппозиция. В противном случае они не стали бы рекламировать свои программы поддержки населения, которые никого поддержать не могут и являются сплошной фикцией, ибо никакой реальной помощи население Армении от правительства не получает, все программы поддержки - сплошной фейк.
Католикос разгневал премьера тем, что попытался заступиться за Кочаряна, желая пробудить в нем простые человеческие чувства - гуманность, сострадание, милосердие, человечность. В ответ ему пообещали, что «уложат на асфальт».
Внутренний компонент или внешний фактор?
Противостояние между политическими и духовными властями в Армении теперь уже ни для кого не секрет. Основа этого противостояния, однако, находится на поле столкновения старого и нового.
Основанием для подобного рода утверждений может служить тот факт, что как только католикос Гарегин II призвал изменить меру пресечения Кочаряну, спустя день СНБ заявил, что по известному оффшорному делу выдвинуто обвинение против главы араратской епархии архиепископа Навасарда Кчояна. Эту явно прослеживающуюся параллель СНБ пытался опровергнуть тем, что Кчоян стал обвиняемым за день до заявления католикоса. А в обществе стали распространяться слухи о том, что католикос является «контрой», то есть носителем оппозиционных взглядов, раз поддерживает находящегося в неволе Кочаряна. Отсюда подозрения в том, что вряд ли армянская общественность была бы оповещена об уголовно-процессуальном статусе Кчояна, если бы католикос не выступил с поддержкой в пользу второго президента. Во всяком случае, Эчмиадзин так расценил случившееся.
«Вопрос об уголовном деле циркулирует в СМИ с 2013 года, а оно само было возбуждено несколько лет назад. В этом контексте странно, что дело получило огласку сразу после призыва католикоса всех армян Гарегина II об изменении меры пресечения в отношении заключенных из группы риска, в том числе второго президента Армении Роберта Кочаряна», - сказано в заявлении канцелярии Эчмиадзина.
При этом отмечается, что хотя этот факт вызывает некоторую тревогу, но в церкви надеются на объективное расследование дела архиепископа. Также в сообщении сказано, что адвокаты архиепископа Кчояна смогут в дальнейшем рассказать СМИ подробности дела.
Это было достаточно неожиданное заявление. Во всяком случае, в Армении не помнят случая, когда ААЦ вместо того чтобы успокоить страсти, как минимум намекает продолжать входить в пропагандистское противостояние с властями.
Несомненно, публичный спор между политическими и духовными властями продолжится, и в этом контексте интересно выяснить, действительно ли противостояние имеет лишь внутренний компонент, или причина кроется в более глобальном процессе, обусловленном также внешними факторами.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать