• пятница, 29 Марта, 18:59
  • Baku Баку 14°C

История не знала подобного

22 апреля 2020 | 14:47
История не знала подобного

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов принял участие в неофициальной видеоконференции с участием нескольких стран «ОПЕК+».
Как сообщает пресс-служба ведомства, на виртуальном мероприятии были обсуждены вопросы, связанные с текущим состоянием нефтяного рынка и исполнением обязательств по сокращению добычи «черного золота».
Период охватывает май-октябрь, а потому многие страны, чей бюджет полностью привязан к продаже углеводородов, не готовы принять этот план, что крайне проблематично для них на фоне продолжающегося катастрофического падения цен на нефть. Тем не менее, министр П.Шахбазов в ходе обсуждений призвал всех производителей нефти, даже тех, которые не представлены в формате «ОПЕК+», взять на себя обязательства по ограничению добычи «черного золота».
Никогда прежде
Похоже, сегодня весь деловой мир с придыханием и круглыми от изумления глазами следит за нефтяными биржами, где брокеры невольно выкидывают цирковые трюки - так, накануне цена нефти впервые в истории упала ниже нуля. Вы не ослышались.
Например, фьючерсный контракт на американскую легкую нефть West Texas Intermediate (WTI) с поставкой в мае открылся на отметке $17,73, но за несколько часов цена контракта упала более чем втрое - почти на $56, что к тому же, стало рекордным падением стоимости барреля за сутки. А ведь речь идет о лучшем мировом товаре, то есть все прочие аналоги, пользующиеся меньшим спросом, либо вовсе не выставлялись на торги, либо выставлялись за гораздо больший минус для продавца. Иными словами, страны-производители попали в классическую шахматную вилку: или ты соглашаешься неопределенное время торговать себе в убыток, либо не торгуешь и теряешь рынки сбыта. Такого никогда не случалось ранее - предыдущий рекордно низкий уровень цен по фьючерсам с поставкой в ближайшем месяце был зафиксирован в 1986 году - $10,42.
Отрицательная котировка означает, что продавец фьючерса еще и доплачивает покупателю за согласие: в итоге конечный держатель этого инструмента получает деньги, а в мае еще и получит нефть.
Учитывая, что объем одного контракта предполагает продажу не менее 1 тыс. баррелей, можно предположить степень придыхания наблюдателей, разочарования продавцов и радость покупателей. Хотя все эти эмоции не отражают среднесрочной картины глобального кризиса, в который попадет три четверти человечества - прежде всего, страны с малоразвитой экономикой.
Статистика последних торгов показывает, что по нулевой цене майского фьючерса WTI состоялось более 2 тыс. сделок, что отнюдь не много, а при цене минус $38 было зафиксировано всего несколько десятков сделок, причем исключительно аравийскими и американскими компаниями. Иными словами, даже при беспрецедентных отрицательных ценах совершались транзакции. Нельзя сказать, что отрицательная цена фьючерсов стала полной неожиданностью, так как биржевой оператор CME Group с неделю назад предупреждал участников рынка о неожиданных поворотах цен.
Никто не выиграл
Понятное дело, что цена на азербайджанскую Azeri Light тоже упала, но не пробила исторического дна, составив $15,81 за стандартную бочку (тогда, как в июле 2008-го достигла своего максимума в $149,66). Специалисты говорят о волатильности, цикличности, но не упоминают при этом нарушение баланса, чреватое для всех - крайне низкая или крайне высокая стоимость «двигателя» реальной экономики бьет по конечному покупателю, то есть по нас с вами.
Если помните, для того, чтобы не подорвать позиции добытчиков, после долгих пререканий страны ОПЕК+, включая Россию и Саудовскую Аравию, 9 апреля заключили соглашение о рекордном сокращении добычи почти на 10 млн барр./сутки. Однако это все равно не смогло остановить падение нефтяных котировок. Именно поэтому в ходе обсуждений министр Шахбазов призвал производителей нефти, не представленных в формате «ОПЕК+», взять на себя обязательства по ограничению добычи нефти. И он абсолютно прав.
Комментируя ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй», глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан сказал, что нефть ничего не стоит, если ее негде хранить:
- Главная причина ухода в глубокий минус цены на майский фьючерс WTI связана с тем, что он истекал 21 апреля. При этом реальная поставка нефти должна состояться на терминале Кушинг (штат Оклахома) с 1 по 31 мая. Но запасы нефти на месте только за последнюю неделю выросли на седьмую часть, что и предопределило отрицательную стоимость продукции.
Иными словами, из-за огромного переизбытка предложения, мощности по хранению нефти заканчиваются, и на рынке не остается свободных резервуаров, в том числе, подземных. На прошлой неделе Международное энергетическое агентство (МЭА) предупредило, что глобальные мощности по хранению могут переполниться через полтора-два месяца. Поэтому трейдеры, ранее купившие майский фьючерс на WTI, бросились продавать его по любой цене, лишь бы не принимать на себя обязательство физически забрать нефть непосредственно на терминале.
Нефть становится негде хранить, хранилища переполняются, танкерный флот задействован для этих целей повсеместно. Не исключено, что ОПЕК+ будет готова собраться вновь, чтобы решить проблему дальнейшего сокращения добычи, а также консервации производств, и тут как раз инициатива министра Парвиза Шахбазова будет кстати.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать