• четверг, 18 Апреля, 23:20
  • Baku Баку 21°C

50 мудрейших

21 апреля 2020 | 19:00
50 мудрейших

Узбекистан идет российским путем, создавая помимо официального парламента, так называемую Общественную палату при президенте республики. Мало того, в отличие от московского опыта, официальный Ташкент создает также региональные общественные палаты - постоянно действующие консультативно-совещательные органы.
Соответствующий указ подписан президентом Шавкатом Мирзиеевым на прошлой неделе.
Не дублируя функции
Одновременно президент одного из богатейших тюркоязычных государств упразднил Консультативный совет по развитию гражданского общества при главе центральной исполнительной администрации, а также Центр развития гражданского общества, чтобы общественные палаты не дублировали их функции. Новая структура, по его замыслу, будет регулярно изучать мнение населения и ставить перед госорганами конкретные задачи, причем не только в Ташкенте, но и областных центрах, включая Нукус, столицу автономного Каракалпакстана.
Новые структуры по определению должны усилить общественный контроль над властью, установить диалог государства и общества, привлекать граждан к соучастию в государственных делах. Но будет ли это сделано, и если да, то в каком объеме. Из курса мифологии, истории, да и из реальной жизни мы все помним, где и как формировался общественный строй, каким «лицом» обладал социализм в Швеции, ГДР, СССР. Да и в советских республиках все обстояло по-разному. Вот и новые реформы везде проводятся с учетом национальной специфики, а потому интересно, как это будет выглядеть в Узбекистане.
Подвижки вроде есть
Почти три с половиной года борется президент Шавкат Мирзиеев с тотальной закоснелостью мышления руководящего звена республики, но все тщетно, поскольку закоснелость эта выгодна чиновникам для достижения меркантильных целей. Для примера приведу вполне реальный случай. Помнится, в январе прошлого года в Узбекистане был создано Агентство урбанизации - это когда правительство направляет потоки рабочей силы из села в город, а затем планирует градостроительство, а если получится, то и индустриализацию. В Европе к такой инициативе отнеслись бы по-научному, муниципалитеты организовали бы тендер среди архитектурных светил, но местные исполнительные власти решили, что сами с усами, и создали строительный хаос со сносом «старых объектов» неугодных предпринимателей. На месте снесенных зданий стали появляться не более красивые, но многоэтажные застройки самих чиновников, а потому действия властей не обошлись без сопротивления со стороны населения - сносы вызвали волну протестов и судебных процессов против компаний-застройщиков, а в одном из райцентров предприниматель натурально поджег замглавы ИВ, пытаясь защитить двухэтажный магазин. После этого случая президент заявил, что необоснованный и неподкрепленный законодательством снос объектов недопустим, и что он сурово накажет нарушителей его воли. Читатель представляет, чем это закончилось - чиновники переждали, и дальше продолжили проведение «государственной политики урбанизации». Исключением является сама столица, где реновацией руководит лично глава государства - там построен «Ташкент сити», являющийся прообразом будущего.
Или вот еще пример, о реализации которого можно будет говорить лет через шесть-семь - это внедрение атомной энергетики. На мой взгляд, такая затея чревата последствиями, но дело сделано, соглашение с «Росатомом» подписано, первые 100 талантливых узбекских студентов учатся в МИФИ на профильном факультете, так что пожелаем будущим среднеазиатским курчатовым успехов, а узбекскому, вместе с соседними народами - избежать катастрофы.
И напоследок еще одна нелишняя презентация местных нравов. Все мы помним период правления бывшего президента, когда-то талантливого инженера Ислама Каримова, при котором ни одна «оппозиционная мышь» не могла прошмыгнуть в нору, а все неугодные либо сидят, в том числе, справедливо, либо прячутся где-нибудь в Турции. Шавкат Мирзиеев своим указом закрыл крытую тюрьму «Жаслык» (местную Гуантанамо) и даже предоставил инакомыслящим возможность вернуться на родину. А что вы скажете насчет прошлогодних парламентских выборов, где кампания шагнула из телевидения и печатных СМИ в социальные сети, выявив фаворитов и маргиналов гонки. Самое интересное - по всей стране выборы выиграли именно фавориты социальных сетей, и никто другой.
Совсем несправедливо было бы забыть о том, что именно Мирзиеев дал зеленый свет важному для нас процессу - 15 октября прошлого года Узбекистан официально присоединился к Совету сотрудничества тюркоязычных государств. При Каримове этого не могло быть в принципе, поскольку он себя считал прямым потомком Тимура, а потому к Турции относился, как к «вассалу» (вроде был продвинутым инженером, а в политических реалиях был слабоват).
И все же подождем
Видя какие (и это еще не все) стратегические подвижки наблюдаются в братской стране, хочется надеяться, что Общественная палата в Узбекистане заработает. Но насколько она будет реальным совещательным органом, если создается по образу и подобию российского аналога, которому уже полтора десятка лет. Помнится, по замыслу Кремля он должен был стать самым заметным институтом гражданского обществ, а в итоге получилось нечто такое, что критики называют имитацией. И это не удивительно при существующей политической системе, где нет нормального разделения ветвей политической власти. А потому общественная палата не имеет статуса какого-то независимого гражданского контролера для власти и может существовать исключительно на правах элемента корпоративного государства, которое не доверяет населению и контролирует все и всех с помощью «общественных» структур.
Собственно, это государство само себе придумывает воображаемое гражданское общество и пытается с ним наладить отношения. Если в этой системе имитационный даже парламент, так почему бы структурам гражданского общества не быть имитационными? Такая модель совершенно неработоспособна, она не имеет отношения к собственно гражданскому обществу. Степень ее эффективности такова, что никто не слышал о результатах ее независимой работы: чтобы она когда-то кого-то защитила, кому-то помогла.
А потому посмотрим, что будет в Узбекистане - Шавкат Миромонович там один, но сможет ли он переделать постсоветскую политическую систему? Вот когда справится, тогда и поговорим по существу…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать