• четверг, 28 Марта, 22:04
  • Baku Баку 13°C

Разведывательный фантом

13 апреля 2020 | 12:12
Разведывательный фантом

«Реформатору» Евросоюза, президенту Франции Эммануэлю Макрону не сидится спокойно даже тогда, когда в мире бушует коронавирус, способный «реформировать» не только Европу, но и весь мир. Вирус уравнял всех: богатых и бедных, развитых и развивающихся, и даже глав государств, некогда претендовавших на высшее лидерство.
Что касается инициативы Макрона, который еще в 2017 году высказал «свежую» идею создать еще одну площадку для скоординированного анализа информации, это наводит на мысль о знаменитой песенке из не менее знаменитого фильма. Речь о песенке «О зайцах» в фильме «Бриллиантовая рука» в исполнении незабвенного Юрия Никулина, а точнее об одной фразе «А нам все равно». Так вот, пока человечество борется с коронавирусом, по инициативе Макрона в ЕС незаметно создали еще одну околоразведывательную структуру. «Разведывательная коллегия Европы» (Intelligence College of Europe, ICE), как заявляется, будет площадкой для обмена информацией между разведывательными структурами стран Евросоюза. Два полных года ушло на то, чтобы идея Макрона воплотилась в некий фантом. И вот пока все бьются с заразой, в столице Хорватии Загребе 21 страна ЕС плюс Норвегия и Великобритания торжественно подписали акт об учреждении ICE. Координационный центр новой организации будет находиться в Париже, но встречи и конференции обещают проводить во всех странах-учредителях.
Но и здесь полной солидарности всех членов ЕС не было, а был избирательный подход. В новое европейское разведсообщество не взяли Польшу, Болгарию, Словакию, Грецию и Люксембург. Эти страны присутствовали на церемонии в Загребе в качестве наблюдателей. Больше всего возмущались болгары. Их представитель высказался в том духе, что сейчас идет процесс интеграции Болгарии в Евросоюз, что сопряжено с получением множества секретной информации и создания для этого протоколов. И неправильно, мол, когда Болгарию не допускают на такие площадки. Но если с Болгарией особых проблем нет, с Польшей вопрос куда серьезнее, в нем присутствует и личностный фактор.
А вот конфликт с Польшей - это серьезно. Макрон сильно недолюбливает нынешнее польское руководство (кстати, это взаимно) и демонстрирует это при каждом удобном случае. Началось все в 2016 году, когда Варшава вдруг разорвала сделку о покупке боевых вертолетов Airbus. Франция в ответ отозвала приглашение польской делегации на индустриальную выставку Euronaval в Париже. И все бы ничего, прошло бы немного времени, и все помирились бы. Но поляки не смогли промолчать. Тогдашний замминистра обороны Бартош Ковнацки сказал: «Тех, кто сейчас учит нас как себя вести, мы когда-то научили есть ножом и вилкой». С этого момента франко-польский конфликт перешел в затяжную фазу. Однако силы в этой сваре неравны и поэтому поляки просто обзываются.
Варшава упорно критикует все французские инициативы в рамках так называемой коалиции желаний (COW). Поляки говорят, что все инициативы Франции, которая та выдает за «общеевропейские», в реальности «гегемонистские». Париж в ответ просто исключает Польшу из всех своих инициатив. Сейчас в Загребе польские представители заявили, что все-таки получили приглашение полноценно вступить в ICE, как британцы и норвежцы. Но ни французы, ни очень гордившаяся собой принимающая сторона - хорваты подтверждать это не стали.
Так что же на самом деле представляет собой ICE и новшество ли это? На самом деле новая структура «по обмену разведывательной информацией» под эгидой Франции ничем не отличается от нескольких уже существующих аналогов. Никакой разведкой она заниматься не будет, поскольку у нее нет ни полномочий на это, ни штата, ни бюджета. У нее даже нет своего здания. По сути это академический дискуссионный клуб, очередной think-tank (аналитический центр - Ред.), только с неким налетом таинственности.
В него будут формально входить представители более 30 различных национальных разведывательных организаций, но вместе обсуждать они будут проблемы вообще, а не конкретную оперативную обстановку. Уже сейчас был заявлен традиционный набор модных тем: кибербезопасность и борьба с фейк-ньюс. Общение предполагается три раза в год в свободном формате конференции, что бы это ни значило. Поляки не без оснований подозревают Францию в «гегемонизме», только он немного другого свойства, чем рассказывают в Варшаве. Макрон действительно стремится усилить роль европейских институтов во всем, в том числе в военной и разведывательных сферах. Он разумно указывает на усиление роли США, Китая и России, на фоне которых Европа уже не смотрится прародительницей цивилизации.
Здесь следует отметить, что в желании Макрона стать лидером Европы есть и некоторая доля обиды за Европу. Ведь те же американцы считают Старый Свет «старушкой», «сборищем музеев», но никак не самостоятельным центром силы. Это обидно, с этим надо что-то делать, рассуждают в Париже, и почему бы не воспользоваться моментом и не повысить заодно роль Франции в усиливающейся Европе. А то «гуннов и тевтонов» стало слишком много. И не надо нам в ответ говорить, что это логика времен Первой мировой войны. В рамках таких вот рассуждений Париж настойчиво пытается создавать если уж не реально действующие «общеевропейские» армию и разведку, то хотя бы их фантомы, или прообразы. А на деле эта инициатива станет очередным фантомом, надо же чем-то заниматься или изображать занятость.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать