• четверг, 28 Марта, 12:25
  • Baku Баку 16°C

Роухани пытается держать удар

02 апреля 2020 | 16:36
Роухани пытается держать удар

СИТУАЦИЯ
В минувшее воскресенье, 29 марта, президент Ирана Хасан Роухани обрушился с критикой на своих оппонентов, которые обвиняют нынешнее правительство страны в запаздывании с принятием необходимых мер в борьбе с распространением коронавируса нового типа (COVID-19).
Глава центральной исполнительной власти (посты президента и премьера в этой стране совмещены) дал понять, что критикой действия властей некоторые круги пытаются всего лишь набрать политические очки, при этом переложив всю ответственность на плечи более сильного оппонента.
Под полной осадой
Роухани заявил, что возглавляемое им правительство должно рассмотреть вопрос о влиянии массовых карантинных мер на «осажденную иранскую экономику», которая находится под жесткими санкциями США. И с этой дилеммой в настоящее время сталкиваются многие правительства мира, пытаясь найти баланс между ограничением человеческих контактов и предотвращением краха их экономик.
«Здоровье людей - это принцип для нас, но производство и безопасность общества также являются принципом для нас, - сказал президент на заседании кабинета министров. - А потому мы должны объединить эти принципы, чтобы прийти к окончательному решению». По словам президента южан, «сейчас время не привлечения политических сторонников, а решения проблем в рамках единой команды единомышленников».
Ранее власти Ирана призвали международное сообщество повлиять на заокеанскую державу, чтобы та хотя бы приостановила действие санкций в отношении Тегерана. Более того, они также начали активно изыскивать возможности получения кредита в $5 млрд у Международного валютного фонда, что крайне проблематично. В решение этой проблемы верится с трудом по двум причинам: во-первых, у южных соседей суверенные рейтинги объективно «прихрамывают», что создает проблемы с возвращением средств, если вдруг договоренность состоится (не по честное же слово будет предоставлен кредит). Во-вторых, методика работы МВФ такова, что выполнение его рекомендаций и выдвигаемых правительствам условий, в итоге, направлено не на повышение самостоятельности, стабильности или развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание ее к международным финансовым потокам. А в условиях, когда Иран отключен от международной финансовой системы, это не решаемая проблема. Ну, и в-третьих, все знают, что крупнейшая международная финансовая структура создана после окончания войны Минфином США и Великобритании, что также ставит жирный крест на ожиданиях правительства Рухани, если разве что чудо или дух имама Хомейни не вмешается в расклад.
Давление нарастает
Резкое падение цен на нефть, экспорт которой вместе с внешними поставками газа формирует до 40% всей доходной части бюджета страны, оказывает дополнительное давление на экономику Ирана, ставшего эпицентром распространения коронавируса на Ближнем Востоке. Как подтвердил эту версию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, ситуация осложняется тем, что пандемия коронавируса оказывает влияние и на глобальный спрос на нефть:
- Диспозиция на мировом рынке такова, что в большинстве стран мира объявлен карантин по всем направлениям - дома сидят не только люди, но и рыночные механизмы. В ином случае падение цен должно было бы стимулировать спрос, но в данном случае этому препятствуют карантинные меры. Таким образом, избыток добытой нефти откладывается про запас, а те игроки рынка, которые могут себе это позволить, хранят его в ожидании восстановления экономики и неизбежного роста цен. Однако объемы хранилищ не бесконечны, поэтому на рынках наблюдается понижающее спрос давление.
Коронавирус - не только инфекция в чистом виде, это еще и глобальные «командно-штабные учения» по предотвращению вируса. А потому в текущей ситуации у рынка есть только несколько месяцев - даже несколько недель - прежде, чем достигнуть потолка емкости хранилища. И чем ближе к этому потолку, тем ниже начнут опускаться биржевые цены. Когда потолок будет достигнут, цены станут отрицательными: производители будут платить покупателям, лишь бы избавиться от своей нефти. И тогда самые уязвимые будут вынуждены закрыть свои скважины, возможно, навсегда. Это будет означать победу крупных производителей.
Среди наиболее пострадавших стран-производителей нефти неминуемо окажется Иран, чьи запасы сырой нефти достигли рекордных уровней: Тегеран мог бы продать большую часть своей добытой нефти, несмотря на американские санкции, согласившись на значительные скидки, но нынешний обвал цен делает такой подход невозможным.
Ситуация для Ирана усугубляется также тем, что еще до нынешнего обвала нефтяных котировок иранское правительство испытывало большие сложности в пополнении государственной казны. Так, по оценкам МВФ на конец 2019 года, Ирану требовалась цена на нефть в размере $194,6 за баррель, чтобы он мог сбалансировать свой бюджет в 2020/2021 годах ($38,8 млрд).
Между тем, по словам самого Хасана Роухани, 20% годового бюджета страны направлены на борьбу с коронавирусом, а это дополнительное давление на экономику.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать