• пятница, 29 Марта, 16:30
  • Baku Баку 14°C

Четвертый напомнил о себе

19 февраля 2020 | 12:32
Четвертый напомнил о себе

ПОДРОБНОСТИ
Спустя чуть более года после истечения президентских полномочий Георгий Маргвела­швили вновь решил вернуться в большую политику. Как говорит сам экс-президент, выйти из т.н. зоны комфорта его подтолкнули текущие в стране процессы.
Маргвелашвили, который в свое время победил на выборах при поддержке правящей партии «Грузинская мечта - демократическая Грузия», сейчас видит свое место в оппозиции. Удивляться этому не приходится - свой оппозиционный настрой Маргвелашвили стал проявлять уже вскоре после его избрания на пост главы государства. Почти весь его президентский срок - с 2013 по 2018 годы - он запомнился открытой конфронтацией с действующими властями.
Маргвелашвили обвинил «Грузинскую мечту» в авторитаризме и анонсировал возвращение в активную политику. «Выбрав авторитаризм, «Грузинская мечта» перешла красную черту. Нет демократии - нет национального единства, нет европейского пути. Я не могу смотреть на это. Я возвращаюсь в активную политику. Я служу миссии нашего западного выбора вместе с моими друзьями и грузинским народом», - говорится в заявлении Маргвелашвили на его странице в соцсети Twitter.
На данном этапе Маргвела­швили не уточняет, с кем именно из политиков он будет сотрудничать. Он заявил, что готов выслушать даже экс-президента Михаила Саакашвили. «Когда речь идет об углублении демократической повестки дня, я готов говорить со всеми политическими фигурами, в том числе с Саака­швили, если у него есть видение по усилению демократии», - заявил Маргвелашвили в эфире телекомпании «Мтавари Архи».
Кстати, о своем возможном возвращении в активную политику он заговорил лишь после ареста бывшего соратника Михаила Саакашвили, одного из лидеров оппозиционной партии «Европейская Грузия - движение за свободу», экс-мэра Тбилиси Гиги Угулава. На прошлой неделе Верховный суд приговорил его к лишению свободы на три года и два месяца за растрату более 48 млн лари (почти $16,8 млн) из Фонда развития Тбилиси. Арест Угулава стал причиной отказа оппозиции от дальнейших переговоров с правящей партией по поводу реформы избирательной системы. Оппозиция сочла решение суда, принятое на фоне начинающейся предвыборной кампании, политически мотивированным.
Экс-президент пошел еще дальше - он назвал арест Угулава политически мотивированным решением, а самого Угулава - политзаключенным. Маргвела­швили разглядел в этом угрозу для правильного развития страны и анонсировал свое возможное возвращение в активную политику и начало консультаций с оппозицией. Более того, экс-президент призвал последовать его примеру и экс-премьера Грузии Георгия Квирикашвили, который ушел из политики из-за разногласий с правящей партией, и бывшего министра обороны Ираклия Аласания.
Оппозиционное единство из порядка 30 партий сформировалось после того, как парламент Грузии провалил поправки в Конституцию Грузии о переходе страны на новую избирательную систему в ноябре 2019 года. Именно вместе с ним и видит свое политическое будущее четвертый президент Грузии.
В какой партии может оказаться бывший президент и с кем он ведет консультации, пока неизвестно. Известно лишь то, что большинство сотрудников администрации четвертого президента, которых он сегодня называет «друзьями», в настоящее время являются активными членами партии банкира Мамуки Хазарадзе «Лело для Грузии». Кстати, давно известно и о близкой дружбе Квирикашвили с Хазарадзе. Однако в самой партии пока не подтверждают факт консультаций. Хотя и не скрывают, что позиции и взгляды Маргвелашвили и «Лело» во многом совпадают.
Возвращение Маргвелашвили в политику позитивно оценивают его потенциальные партнеры. К примеру, депутат парламентской фракции «Европейская Грузия - движение за свободу» Ирма Надирашвили заявила, что «если господин Маргвелашвили примет решение присоединиться к этому оппозиционному единству против Бидзины Иванишвили, мы, «Европейская Грузия», как один из субъектов за этим столом, только приветствуем это». А председатель парламентской фракции «Независимые депутаты» Леван Коберидзе считает, что «чем больше будет разнообразия на грузинском политическом поле, ландшафте, тем лучше избирателю сориентироваться, понять, кто есть кто».
Вопреки этому, в правящей партии напоминают, что в случае сотрудничества с оппозицией Маргвелашвили придется иметь дело с деструктивной силой. «Со стороны его возможных партнеров мы услышали, что никаких переговоров не будет, что также является деструктивной позицией. Но если Маргвелашвили войдет в политику с конструктивной позицией, то это, безусловно, будет приветствоваться», - заявил вице-спикер парламента Грузии Гия Вольский.
Политолог Георгий Хухашвили считает, что возвращение бывшего президента в политику может изменить политическую ситуацию в стране. «Возвращение Маргвелашвили надо приветствовать. Будет очень хорошо. Он в форме, он активный. Его реинтеграции, так же как и Георгия Квирика­швили, очень пойдет на пользу политическому процессу. Появление этих двух фигур, их активизация в политическом процессе может в определенной мере изменить политическую конъюнктуру. Я буду рад, если Маргвелашвили вернется в политику и будет активным», - заявил Хухашвили.
Однако другого мнения политолог Петре Мамрадзе, который указывает на низкий рейтинг экс-президента. «Я бы дал этому решению нулевую оценку, в политическом спектре ничего не изменится. Его рейтинг реально статистически ноль, потому что у таких людей может быть поддержка только в узком кругу… И то, что кто-то усилится или ослабнет из-за его появления в политике, совершенно исключено», - сказал Мамрадзе в интервью Sputnik Грузия.
Георгий Маргвелашвили участвовал в выборах под номером «41» и представлял правящую партию «Грузинская мечта - демократическая Грузия» в то время, когда на посту премьер-министра находился миллиардер Бидзина Иванишвили. Маргвелашвили позиционировал себя как преданный друг и соратник Иванишвили, однако его отношения с правящей партией испортились практически с начала его президентства.
Все началось с того, что Маргвелашвили, несмотря на настоятельные требования «Грузинской мечты», отказался работать в новой резиденции и занял Дворец президента, построенный его предшественником - Михаилом Саакашвили. Далее были вето президента на самые важные для правящей партии законопроекты, в том числе на проект обновленной Конституции. Темами для разногласий стало и право президента на помилование и на присвоение гражданства. Больше точек соприкосновения у Маргвелашвили и Иванишвили так и не нашлось.
Ю.АББАСЗАДЕ
banner

Советуем почитать