• суббота, 20 Апреля, 09:36
  • Baku Баку 14°C

Актер и режиссер, бросивший себе вызов

05 февраля 2020 | 18:30
Актер и режиссер, бросивший себе вызов

Всякий раз, собираясь на очередной спектакль в театр, невольно ловишь себя на мысли, что подсознательно испытываешь смутное ожидание увидеть нечто новое, неизведанное, интересное, захватывающее дух. И, надо сказать, каждый раз нас ждет маленькое открытие - новых идей, нового видения режиссера, актерского дарования, неожиданного прочтения и сценического воплощения известной пьесы, оригинальных подходов к литературному материалу.
Говорят, талант и профессионализм - совершенно разные вещи, но когда они соединяются в одном лице актера или режиссера, а лучше - и в том, и в другом, тогда возникает явление, называемое феноменом. Скажем, Мехти Мамедова, Гусейнага Атакишиева, Вагифа Ибрагимоглу, Мехрибан Алекперзаде…
К счастью, азербайджанская сцена не оскудела на таланты и профессионалов, традиции корифеев с честью продолжают их последователи и ученики, в театре мы видим настоящих личностей, мышление, мировоззрение, познания и подходы которых создают особую атмосферу.
Несколько лет назад в Баку была создана Театр-студия «Симсар», инициатором которой выступил народный артист Азербайджана Парвиз Мамедрзаев. Спектакли студии были основаны на пантомиме и музыке путем смешения различных жанров и создания единой пластики. По словам П.Мамедрзаева, он давно хотел создать такой театр, в котором был бы использован весь потенциал актера. Если есть голос - использовать голосовые данные, если есть акробатические, жонглерские или другие способности, - использовать их. «Я желаю видеть у себя в труппе таких людей. Конечно, - добавил главный режиссер, - хотел бы, чтобы у меня было, по крайней мере, восемь-десять актеров, и в будущем кто-то мог бы попробовать себя и в режиссуре. Достаточно, если будут интересная идея и силы, чтобы поставить спектакль».
Народного артиста Азербайджана Парвиза Мамедрзаева я видела в двух знаковых спектаклях - «Нури-диде Джейхун», посвященном жизни в эмиграции брата Узеир бека - Джейхун бека Гаджибейли, где он сыграл главную роль. В другом спектакле, также ставшем событием культуры прошлого года, - «Парижский собор Нотр-Дам» - он воплотил образ настоятеля собора Фролло. Оба спектакля были поставлены на сцене Азербайджанского музыкального театра разными режиссерами, но обе роли, совершенно разные по характеру и фактуре, позволили увидеть в его актерском даровании способность показать сильную личность, в которой бушуют страсти - как созидательные, так и разрушительные.
На этот раз главный режиссер и художественный руководитель частного театра «Human», доцент кафедры «Драматическая режиссура» Азербайджанского университета культуры и искусства, народный артист Азербайджана Парвиз Мамедрзаев выступил на премьере спектакля - пантомимы «Mənim» («Это мое!») одновременно в трех ипостасях - автора текста, режиссера и актера, которые раскрыли широчайший интеллектуальный диапазон и фантастически выразительную актерскую пластику режиссера. Парвиз муаллим сочетает в себе разноплановость актерского дарования и удивительно органичное искусство перевоплощения. Это широко мыслящий режиссер с особым творческим видением, способный посмотреть и увидеть себя со стороны, избавиться от собственного представления о себе и подняться в нужные для спектакля пространство и измерение.
…Не успел опуститься занавес, как зал, словно по команде, встал на ноги и устроил бурную овацию актерам. Безусловно, безоглядная любовь к театру способна создавать подобные сценические шедевры, только она, подобно роднику, рождает новые идеи, поражающие свежестью и непосредственностью эмоций, яркостью мельчайших оттенков мысли и высочайшим профессионализмом. Пластика персонажей была настолько красноречивой, что слова действительно были излишни, тандем двух актеров и в самом деле взаимно дополнял друг друга, как, впрочем, и образы самих персонажей. Это был своеобразный язык человеческого тела и минимальных звуковых восклицаний, и вкупе с серьезной философской идеей, заложенной в бессловесный текст(!), начинаешь понимать ценность и значимость идеи режиссера. Тщательно продуман подбор музыки, озвученные фрагменты как нельзя точно подчеркивали внутреннее состояние героев и оттеняли отношения двух разных людей, когда один создавал, а другой - потреблял. Однако настал момент, когда потребитель уже ничего не смог отнять у другого, потому что духовность - она в сердце человека, и отнять ее, подобно материальным благам, невозможно. А солнце - оно одинаково светит всему человечеству, только кто-то расцветает душой от его лучей, а кто-то - попросту не замечает его теплоты и света, принимая за должное…
Итак, в гостях редакции газеты «Каспiй» - народный артист Азербайджана Парвиз Мамедрзаев:
- Как вы пришли к мысли открыть свой частный театр?

- Шестнадцать лет я работал в театре пантомимы, но еще до него был актером ТЮЗа. В 2010 году решил перейти на более самостоятельную деятельность, т.е. хотел одновременно преподавать в Университете культуры и искусства, сниматься, играть на сцене в спектаклях разных трупп. Но через несколько месяцев появилось желание создать что-то свое, свой театр, и таким образом летом того же года я основал театр «Симсар». В течение трех лет мы поставили три спектакля, арендуя сцены разных театров. Но потом из-за материальных трудностей театр приостановил свою деятельность. В то время при Аздраме создавалась театральная студия, и меня вместе с Видади Гасановым и Мамедсафа Гасымовым пригласили в качестве преподавателей. Я также был приглашен на роли в нескольких спектаклях этого театра, а через несколько лет получил приглашение директора Музыкального театра Алигисмета Лалаева и режиссера Мехрибан Алекперзаде на главную роль в постановке о Джейхун беке Гаджибейли. С того времени работаю в этом театре, и сегодня занят в новом спектакле, репетиции которого начались в Музыкальном театре.
Что касается вашего вопроса, второй раз потребность создать свой театр и неутолимая жажда сцены, в которой, конечно же, присутствовал мой многолетний сценический, режиссерский, актерский и преподавательский опыт, зародилась у меня почти три года назад. Я создал новый театр, поставив спектакль «Третий» по пьесе Славомира Мрожека «Кароль», который был восторженно встречен зрителями. Второй спектакль был поставлен по произведению С.Есенина «Черный человек», это был моноспектакль с Шамилем Ибрагимовым в главной роли. Спектакль дважды был представлен бакинским зрителям, и дважды - турецким, в Турции эта работа была воспринята с интересом и имела успех, завоевав диплом Международного театрального фестиваля.
- Что вы скажете о сегодняшней премьере?
- На самом деле спектакль «Это мое» однажды мы уже играли. Мы полностью отказались от слов, поскольку спектакль сделан в жанре пантомимы, оставив только восклицания и одно слово «Mənim» - «Это мое!» Известно, что, например, младенец звуками и восклицаниями может донести свою мысль или желание. Находясь в довольно зрелом возрасте, мы постарались вернуться к этой форме общения и показать, что человек, не прибегая к словам, способен донести свои мысли и желания до других с помощью восклицаний и звуков, жестов и определенных поз. Это был для нас некий опыт, который мы стремились освоить. Мы играли эту постановку в театре «Симсар», но она была неполной, и сегодня это уже полноценный самостоятельный спектакль.
- Почему вы решили претворить свои идеи в формате пантомимы, а не обычного спектакля, хотя пластика актеров была воистину уникальной и непревзойденной?
- Бессловесным спектаклем я хотел показать зрителю и доказать самому себе, что с помощью движений и пластики тела можно показать и выразить все. Мы произносили только одно слово «Mənim» и несколько восклицаний, и зритель убеждается, что движение и пластика играют главную роль в искусстве, и, конечно же, в жизни тоже.
- Что вы скажете о литературной основе сегодняшнего спектакля, которую создали вы?
- В спектакле два персонажа - Созидатель и Присваивающий, потребитель. Весь мир фактически построен на этих двух типах людей, которые взаимно дополняют друг друга. Человек творческий по духу должен творить и созидать, это его природа, потребность его внутренней сущности, а потребитель стремится к присваиванию и потреблению всего того, что создает Созидатель, хотя одновременно он способен оценить созданное другими. Т.е. в любом явлении есть свои и плюсы, и минусы.
- Ваши литературные опыты, видимо, достаточно серьезны, если вы ставите их на сцене?
- Я преподаю в Университете культуры и искусства актерское мастерство и драматургическую режиссуру, перевожу для студентов рассказы и повести с русского языка на азербайджанский. Бывает так, что какие-то сцены меня не удовлетворяют, и я дописываю к ним новые фрагменты, более сценичные с моей точки зрения. В пору моего студенчества у меня, к счастью, были очень сильные педагоги, которые обучали нас правилам драматургии, теории литературы, линии сюжета, поворотам, внедрению проблемных моментов, вызывающих интерес зрителя, и многим другим премудростям. Во всех пантомимных спектаклях, над которыми я работаю, сюжет и сценарий пишу я сам.
- Думаете ли вы, что настало время театров одного режиссера или актера? Не с этой ли мыслью вы создали свой театр?
- Думаю, театр предназначен не для одного режиссера, в таком случае театр ожидает застой, он должен постоянно меняться и обновляться, и с одним режиссером это никак невозможно. Да, есть новаторы, которые могут привнести в искусство нечто новое, но я предпочитаю свободный театр, открытый для тех, кто может сказать зрителю свое собственное слово. Такую возможность я готов предоставить любому, но чтобы это слово имело вес и новое содержание. Я не хотел бы иметь театр одного режиссера, и поэтому готов дать возможность и зеленый свет актерам, которые хотели бы выступить и в качестве режиссеров. Главное - свежесть и оригинальность идеи и пластического решения спектакля. После ролей, которые я сыграл за последние годы, я бросил сам себе вызов, смогу ли я сыграть столь сложные психологически роли, как, скажем, Джейхуна Гаджибейли и Клода Фролло. Такие прекрасные роли выпадают на долю не каждого актера, хотя и раньше я играл множество интересных ролей в фильмах, сериалах и телеспектаклях. Я всегда мечтал воплотить образы маленьких людей с большими проблемами, взглянуть на мир их глазами, узнать их отношение к жизни. Например, в спектакле «Mənim» Созидатель, отдав все, что у него было, не потерял надежды, и, смотря на восходящее солнце, говорит - Это мое!.. И, несомненно, завтрашний день его будет более светлым и солнечным!
- Вы часто выезжаете на зарубежные театральные фестивали и творческие встречи, удалось ли вам претворить творческие идеи, которыми вы обогатились или сочли нужным перенять и применить? Есть ли задумки воплотить то, чего азербайджанский зритель еще не видел?
- В последнее время не удается часто выезжать за рубеж, но я стараюсь быть в курсе происходящего и много читать о театре, новых жанрах и течениях. У меня есть задумки технического порядка, которыми я поделился с людьми сведущими в этой области, так мне ответили, что такие идеи можно реализовать только в «Дюсселее» (канадский театр мирового уровня). Это говорит не о том, что я мыслю иначе, а о том, что техническое оснащение наших театров пока оставляет желать лучшего. Но думаю, не все потеряно, и придет время, когда и мы сможем воплощать на сцене фантастически смелые и дерзкие, с точки зрения нынешнего положения, идеи. Бог нам в помощь!
- На каких сценах идут спектакли вашего театра?
- Я очень благодарен руководителю Театра кукол Решаду Ахмедзаде за предоставление нам благоприятных условий для работы. Отрадно, что Министерство культуры пошло навстречу всем частным театрам и создало условия для того, чтобы все частные театры хотя бы раз в месяц имели возможность выступать на сценах государственных театров. Это великолепное решение, направленное на то, чтобы публика могла ознакомиться с деятельностью частных театров, их режиссерами и актерами, имела возможность посмотреть нечто новое, нетрадиционное. Ведь аренда сцены для частных театров является непосильным грузом в материальном плане. Пользуясь возможностью, хотел бы выразить Министерству культуры искреннюю благодарность за столь мудрую инициативу и своевременный шаг. Теперь мы сможем раз в месяц показывать на сцене других театров - Театра кукол, Шушинского театра, Театра песни, ТЮЗа и т.д. - свои спектакли.
- Насколько обширен ваш репертуар?
- У нас хороший репертуар, мы планируем новые постановки, т.е. работа идет. Как художественному руководителю и главному режиссеру театра приходится решать самые разные вопросы, связанные с постановкой спектакля. Это и сценическое оформление, и звук, и музыка, и текст или пьеса, и декор, и эффекты, и многое другое. Театр кукол в этом плане является для нас очень родным пространством, где мы выступали уже не один раз.
- В вашем театре постоянная труппа или вы работаете на контрактной основе?
- Знаете, сегодня оплачивать труд актера очень сложно, поэтому все делается на добровольной основе. Наши актеры работают в разных театрах - и государственных, и частных, но в профессионалах всегда есть потребность. Главное в данном случае - любовь к театру, свободная от каких - либо материальных соображений. Я позволяю своим актерам, если у них есть свежие творческие идеи, выступить в качестве режиссеров и поставить спектакль, и самому выступить в нем в качестве актера. У нас есть сильные актеры, талант которых я могу охарактеризовать в мировом масштабе, - Гурбан Исмайлов, Шовги Гусейнов, Айшат Мамедов и другие. Это прекраснейшие актеры!..
В спектакле «Mənim» актер театра ЙУГ Эльгюн Гамидов играл Потребителя, который присваивал все, что Созидатель делал для себя. Э.Гамидова мы знаем по самым разным, психологически колоритным ролям во многих спектаклях, последняя его роль Дервиша была блестяще воплощена в великолепной постановке режиссера М.Алекперзаде «Mənəm, mən...», посвященной Имадеддину Насими.
- Судя по замечательной игре и пластике, вам не впервой играть в спектакле-пантомиме, - спрашиваю талантливого актера Э.Гамидова?
- Знаете, когда я учился в Университете культуры и искусств на курсе народного артиста Видади Гасанова, он часто говорил нам, чтобы мы были внимательными ко всему, что говорит Парвиз муаллим, потому что он много знает и может многому научить. Для нас было важным изучать свое тело и его язык, и с этой целью мы посещали уроки П.Мамедрзаева, задавали ему вопросы, общались после уроков, показывали ему свои опыты. Когда он создал свой театр «Симсар», я попросил разрешения присутствовать на репетициях, чтобы делать заметки и записи, но Парвиз муаллим через некоторое время включил меня в репетиционный творческий процесс, который длился каждый день с пяти вечера до полуночи. Он дал мне небольшую роль в спектакле, потом в другом, и через некоторое время поручил подготовиться к спектаклю «Mənim». Так я сыграл в трех его постановках, научился понимать свое тело, выражать жестами и движениями какие-то мысли и желания, это очень важно. Этот пантомимный спектакль стал моей своеобразной профессиональной презентацией на театральной сцене. Этот опыт очень помог мне в дальнейшей сценической деятельности. А теперь мы вновь возродили этот спектакль, сделав некоторые дополнения. Выступать на одной сцене с Парвиз муаллимом большая гордость и радость. Хотел бы также отметить и Ниджата Али, с которым первый раз я играл в этом спектакле.
Вообще считаю себя человеком счастливым по части своих педагогов и преподавателей - Видади Гасанов, Парвиз Мамедрзаев, Гурбан Масимов… Сейчас, работая в театре Yug, я стараюсь впитать в себя все самое лучшее, что есть в моих коллегах и режиссерах, сожалея лишь о том, что мне не довелось поработать с Вагифом Ибрагимоглу… Но я рад, что сегодня у меня есть учителя, у которых я многому могу научиться.
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать