• пятница, 19 Апреля, 14:08

Космонавт Олег Кононенко: «Город Баку даже из космоса подтверждает свой статус города Огней, самый яркий и красивый» (Фото)

04 февраля 2020 | 19:57

На днях «Роскосмос» выложил в свободный доступ фотографии ночных городов сделанные из космоса. На снимках с орбиты запечатлен и город Баку. Автором фотографий стал летчик-космонавт, герой России Олег Кононенко. На счету космонавта 4 космические одиссеи, которые составили в общем подсчете 737 дня. 5 выходов в открытый космос и одно любимое хобби - фотографии Земли. В интервью порталу «Москва-Баку» Олег Кононенко рассказал какой из городов самый яркий в его космическом объективе, что ему подарили на день рождения в космосе, какие эксперименты они ставят в невесомости и зачем он хочет приехать в Баку.
-Олег, недавно Роскосмос выложил в общий доступ фотографии разных городов мира сделанные вами из космоса. Среди городов есть и Баку. Как известно, город Баку называют городом огней, из космоса это тоже подтверждается?
-Конечно, я подтверждаю! Баку очень яркий и красивый город. Все космонавты любят его снимать, и я не исключение. Я снимал Баку не только ночью, но и днем. Он очень красив и ярок. Для того, чтобы снимать ночной город надо иметь соответствующую хорошую оптику. Она на орбите есть. Скорость пролета достаточно большая - 8 километров в секунду - и поле зрения очень сужено, но стараешься сделать красивый снимок.
-Ваши фотографии городов из космоса — это часть работы на станции или это хобби?
-Съемки Земли и работа, и хобби. Ночные съемки можно назвать хобби. Мы на орбите живем по Гринвичу и пролетаем над Европой и территорией России в ночное время. Космонавт не спит и старается снять в это время ночные города.
-Бывали в Баку? Что особенно запомнилось?
-Я был в Баку еще в советские времена. Школьниками нас возили с экскурсией в Азербайджан. Баку мне запомнился буквально всем. Морем, движением, машинами, кухней необычно вкусной. Гостеприимными и хлебосольными люди. Я бы с удовольствием съездил в Баку сейчас, чтобы четко понимать, как выглядит город на земле, а потом уже более конкретно снимать его из космоса (улыбается).
-Вы наблюдаете за жизнью городов из космоса. За 4 космические экспедиции вы провели на орбите 737 дней. Каково это жить в космосе?
-Общий мировой рекорд пребывания в космосе, по-моему, составляет более 800 дней, я еще не догнал (улыбается). Но я больше всех работал на МКС. Самый минимальный срок, что я провел на орбите это 142 дня, максимально 204 дня. Это моя профессия и я никогда не задумывался о том, долго это или нет. Когда я иду в полет, я знаю количество тех дней, которые проведу в космосе. Заранее настраиваюсь и моя семья настраивается. Если бы мне предложили дополнительно провести еще такую же экспедицию, то конечно мне было бы сложно. Сложно морально подготовится находясь на борту.
-У вас пять выходов в открытый космос. Возникала ли при выходах нештатная ситуация?
-Самый продолжительный мой выход в открытый космос составил 7 часов 46 минут. Выход в космос настолько сложный, что к нему мы готовимся и на земле, и в космосе. Перед выходом у нас есть так называемый сухой прогон. Мы внутри станции в шлюзовом отсеке повторяем основную операцию. Если вдруг мы неправильно пристыкуемся карабинами, отцепимся от станции, то шансов вернуться нет. То, что показывают в фильмах, в реальности у нас не происходило (улыбается).
-Чего боится космонавт?
-В космосе мы переживаем за своих родных и близких. Находясь на земле, мы переживаем за свое здоровье. Потому что, какой бы ты не был опытный космонавт, прежде всего, смотрят на твое здоровье. Если оно не будет соответствовать критериям, ты больше не полетишь в космический полет, а летать хочется всегда.
-В вашей семье есть традиция провожать вас в полет с Байконура?
-В первый полет дети не приехали меня провожать на Байконур, так как были еще маленькими, а во второй, третий и четвёртый полет они были там. Пока я в космосе, они живут обычной жизнью, ничем не выделяются среди своих сверстников. Мало кто знает, что папа космонавт. Благодаря современным технологиям я в любой момент могу позвонить и узнать, как дела. Находясь во второй и третьей экспедиции, я звонил со станции и проверял уроки у детей (улыбается). В сильном отрыве от семьи себя не чувствуешь. Но бывают моменты, когда просто хочется побыть рядом с ними.
-Вы один из тех, кто отмечал свой 55-й день рождения в космосе. Как отметили праздник?
-Отметил свой день рождения на орбите ударным трудом!
-Что вам подарили коллеги? И вообще, что можно брать с собой в космос?
-На станцию заранее присылают посылки с Земли, семья прислала подарки. Когда мы ставимся в экипаж на подготовку, естественно, мы знакомимся с астронавтами, узнаем дни рождения. Поэтому идя в полет захватываем какие-то маленькие сувениры. Почему маленькие? Потому что при возвращении на Землю, можно забрать со станции только что-то очень компактное. Если привезешь большой подарок, то он останется на станции. Поэтому из последнего, что мне подарили коллеги, были запонки.
-Самая интересная работа, проект, который вы осуществляли в космической экспедиции?
-Из крайнего четвертого полета самый интересный для меня проект был био-печать. Впервые в мире Россия выполнила такую работу на био-принтере, который основан на технологии магнитной левитации. Он создает живые ткани и микроорганы в условиях невесомости. Мы выполнили сборку конструктора щитовидной железы летучей мыши и курящего в Испании человека. Второй серьезный эксперимент был в третьем полете. Я со станции управлял роботом, который находится на земле. Выходы в открытый космос запомнились тем, что из пяти два я входил на «Союз» В каждом полете есть что-то запоминающиеся.
-Чем занимаются космонавты на орбите в свободное время?
-Свободного времени у нас очень мало. В субботу мы полдня убираем, пылесосим, вытираем и чистим станцию. Остальное время посвящаем дополнительным экспериментам. Полный выходной это воскресенье. Как правило его мы проводим за разговорами с семьей, видео звонки, общение в экипаже, совместный ужин и, конечно, съемки в иллюминаторе.
-На станции астронавты разных стран живут и работают вместе. Есть ли у вас космические традиции?
-Мы всегда совместно смотрим фильмы. Я любитель сериала «Звездные воины» и в третьем полете мы с Челлом Линдгреном (астронавт НАСА - прим. ред.) смотрели вновь вышедший новый фильм этой саги. В титрах была даже сделала надпись, что этот фильм был специально направлен на МКС для просмотра экипажем. НАСА присылает нам новинки кино, и мы смотрим их. У нас есть свой кинотеатр в космосе, два проектора, большой экран. Мы смотрим с комфортом, даже есть попкорн (улыбается).
-Еда космонавта имеет национальный колорит? Русская, китайская, американская?
-Для российских космонавтов еда разработана с научной точки зрения, подсчитаны все калории. А у американских астронавтов еда собрала все кухни мира и мексиканская, и американская, и европейская. Конечно, если в состав экипажа входит японский астронавт, то он привносит свой колорит в наше меню (улыбается).
-Стать космонавтом вы решили еще в детстве. И многие думают, что мечта сбывается сама по себе. Ваш путь к мечте был каким?
-Я действительно родился с этой мечтой и в другой ипостаси себя просто не вижу. Изначально у меня сложилось впечатление, что в космос летают только военные летчики и я готовился к поступлению в военное училище. Но у меня стало сильно садиться зрение, и я ужасно переживал. Моя учительница по математике рассказала, что в космос летают не только военные летчики, но и инженеры. Поэтому я пошел в авиационный институт. Оттуда на завод и уже в космонавты (улыбается).
-Следующий полет в космос у вас когда?
-Можете меня поздравить я вчера прошел медицинский осмотр и меня признали годным для полетов в космос. Как подойдет время я буду назначен в экипаж. Очень жду этого!
-Поздравляем Вас!