• суббота, 20 Апреля, 12:35
  • Baku Баку 23°C

Заручиться поддержкой

29 января 2020 | 13:18
Заручиться поддержкой

ПОЗИЦИЯ
Масштабы и тяжесть угрозы в Ливии подталкивают официальную Анкару на сосредоточение в Средиземноморье большего политического потенциала путем привлечения Алжира. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на днях побывал в североафриканской стране в сопровождении ключевых министров: иностранных дел (Мевлют Чавушоглу), национальной обороны (Хулуси Акар), промышленности и технологий (Мустафа Варанк), энергетики и природных ресурсов (Фатих Денмез).
Понятно, что были и другие официальные лица, но перечисление обладателей ключевых портфелей дает основание для понимания стратегических целей визита.
Важный диалог
Вообще-то двусторонние отношения этих стран со времен правления Эрдогана развиваются по нарастающей, особенно после заключения договора о дружбе в 2006 году и серии соглашений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству 19 августа 2015 года. В частности, эти документы касаются защиты культурного наследия, образования, научных исследований, восстановления водных ресурсов, развития сельских и городских районов и прочих аспектов. Кроме того, мало кто знает, что именно Алжир разместил на своей территории турецкие предприятия, в 2011-2012 годах вынужденные прекратить работу в Сирии. А ведь речь идет о многих сотнях мелких и средних фабрик, заводов и фирм, некогда функционировавших на сирийской территории за счет использования дешевого местного труда и в основном специализировавшихся на производстве текстиля и деревообработке.
Общая стоимость выпускаемой ими продукции и оказываемых услуг, между прочим, составляет миллиарды долларов ежегодно, а это весомое подспорье экономике не самой богатой североафриканской страны. Есть и немаловажный исламский фактор - в этом плане к Эрдогану мусульманские страны испытывают (кроме трех арабских стран и Ирана) огромное уважение - не зря же он полтора с лишним десятка лет позиционирует себя в качестве заступника исламских ценностей.
Доверительные его отношения с президентом Алжира Абдульмеджидом Теббуном были продемонстрированы и в ходе последней встречи, состоявшейся в формате тет-а-тет и в закрытом для прессы режиме. Если говорить языком официоза, стороны обсудили вопросы сотрудничества и совместные возможные шаги в экономике, торговле, инвестициях, оборонной промышленности и туризме.
Но, пожалуй, самой злободневной проблемой является острота ситуации в соседней Ливии. В этой связи Эрдоган на пресс-конференции заявил: «Невозможно допустить мысли о том, что мы останемся безучастными перед лицом внешнего вмешательства в дела этой страны, кровопролития и попыток свержения законного правительства. Мы полностью поддерживаем режим прекращения огня и переходный политический процесс, который будут вести ливийцы при поддержке ООН. Не должно быть допущено ситуации, при которой Ливия станет полем игры для оружейных баронов и террористических организаций. Турция будет использовать все возможности для содействия нашим братьям».
Неплохие перспективы
Все эти акценты показывают, что визит в Алжир президента Эрдогана, который в последние годы является одним из ключевых региональных спонсоров процесса мирного урегулирования конфликта в Ливии и регулярно выступает с инициативами, нацеленными на преодоление кризиса, в значительной мере связан с ситуацией в этой североафриканской стране.
Очевидно, что правительство Турции рассматривает официальный Триполи в контексте стратегии, распространяющейся от Черного моря до Южного Средиземноморья. Эта стратегия является ответом на перемещение фокуса американо-израильской угрозы, нацеленной на Турцию в Западной Азии, в Восточное Средиземноморье. Поскольку природные ресурсы Кипра и Восточного Средиземноморья сегодня находятся в центре противоречий между Турцией, с одной стороны, и США с Израилем - с другой. Именно с этим и связана отправка в Ливию турецких военнослужащих и усилия по сотрудничеству с Россией в этой стране.
В Анкаре понимают, что ливийскую проблему нельзя рассматривать и решать в одиночку, поскольку ограниченная точка зрения поставит Турцию перед серьезными трудностями в Эгейском море, на Кипре, в Восточном Средиземноморье или на южных границах. В этом плане заключение Турцией с правительством Ливии соглашения о делимитации морских зон является важным приобретением.
Конечно, чтобы противостоять квази-военной угрозе и давлению со стороны оси Израиль-Греция - Южный Кипр в Восточном Средиземноморье, Турции в первую очередь приходится полагаться на собственные силы. Однако масштабы и тяжесть угрозы толкают ее на сосредоточение в регионе большего политического потенциала путем привлечения Алжира и в перспективе Туниса. Команда Эрдогана может подписать с этими странами соглашение, аналогичное тому, что было достигнуто в рамках делимитации морских зон с Ливией. Вполне ожидаемый успех в этом направлении, несомненно, укрепит ее позиции.
Тут необходимо особо отметить, что подобная благожелательность алжирского руководства к Турции во многом определяется тем, что она оказала ему денежную помощь в конце 1990 годов в момент острого нефтяного кризиса, усугубившегося в результате последствий гражданской войны. Важную роль в расширении двусторонних отношений играют и исторические связи, а именно переход Алжира с 1514-го по 1830 год под покровительство Османской империи. Наследием этой эпохи является наличие многочисленной (по разным данным, до 4 млн человек) и влиятельной турецкой общины в стране, имеющей своих весьма влиятельных представителей во власти, в том числе и в руководстве силовых структур.
Недаром в качестве свидетельства отличных отношений этих стран введено в оборот понятие «друзья в культурной географии», которое Эрдоган конкретизировал указанием, что Анкара в первую очередь выстраивает торговые и финансовые связи, исходя из турецкого культурного влияния османского периода. Также дипломаты и политики Алжира помнят важную посредническую роль Турции в достижении страной независимости при переговорах с Францией в 1962 году.
А почитать местные СМИ, так нет лучше «парня в истинно исламском мире», чем Эрдоган, что является еще одним свидетельством все более положительного восприятия Турции среди алжирцев и «братьев-мусульман» в целом.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать