• пятница, 19 Апреля, 12:52
  • Baku Баку 25°C

С кем ты, Франция?

23 октября 2019 | 17:48
С кем ты, Франция?

ПОЗИЦИЯ
На днях в Париже было совершено нападение на офис одного из наиболее известных изданий армянской диаспоры - журнала Nouvelles d`Armenie.
Была взломана дверь редакции, украдены фотокамера и три компьютера, в которых хранились конфиденциальные сведения. По словам редактора издания Ара Тораняна, атаки на редакцию Nouvelles d`Armenie не новость, но журнал все равно выходит. И все бы ничего, если бы сотрудники издания не вздумали в нападении на редакцию обвинить... турок.
Грабителей пока не нашли, но очевидно, что мотивы были не материальными, поскольку украденные компьютеры были старыми и сами по себе ценности не представляли. Намного важнее, да и то лишь для самой редакции, было их содержимое: интервью, контакты влиятельных лиц и другая информация. В этой связи, однако, нельзя исключать и того, что воры были из числа французов, которым порядком надоели как бесконечные стенания, так и бравада армян.
Более чем закономерно
Так почему же армяне во всем обвинили турок, особенно если учитывать привычность нападений на редакцию журнала, а турки в последний раз нападали на редакцию и офисы армянских организаций в 2006 году, то есть 13 лет назад?!
На этот вопрос ответил сам Ара Торанян, помимо издания журнала являющийся также сопредседателем Координационного совета армянских организаций Франции. «В последние десять дней я участвовал в нескольких митингах против турецкой агрессии в Сирии. В этом контексте очевидна причинно-следственная связь со случившимся», - обосновал он свои претензии.
Однако в свете последних событий, связанных с протекающими во Франции и непосредственно касающимися Армении и Нагорного Карабаха процессами, все выглядит боле чем прозаично. К тому же тот факт, что очередной номер журнала был сверстан, и его уже должны были передать в типографию, интересен разве что армянскому читателю.
Но у армян есть своя версия, сводящаяся к тому, что «есть подозрения, что турки сделали это с целью запугивания или чтобы навредить, так как редакция выступает в защиту курдов. 12 октября был митинг, на котором выступил Ара Торанян, призвав помочь и защитить курдов от турок и заявив, что Эрдогану нельзя позволить убивать курдов, и Франция должна помочь им оружием». Свои подозрения сотрудники редакции связывают и с тем фактом, что буквально за день до этого, 18 октября, был взломан сайт премьер-министра Армении. Это, конечно, может быть и совпадением, но только не для армян.
Все течет, все меняется
Франция всегда считалась среди западных государств наиболее проармянски настроенной страной. Главной причиной этого является влияние армянской диаспоры, наиболее крупной в Европе и одной из самых многочисленных и активных в мире. Однако, как отмечают сами армяне, после смерти Шарля Азнавура в отношении Франции к Армении стали проявляться заметные изменения. Скорее всего, это опять-таки просто совпадение, и привязывать его уход к событиям последнего года не совсем правомерно. Особенно если учитывать, что французскому шансонье тоже доставалось от представителей ретивой армянской диаспоры за высказывания, которые терзали слух армагитпропа.
Однако факт остается фактом, несмотря на всяческие заверения дипломатов, в том числе посла Французской Республики в Армении, несмотря на традиционную бравурность речей политиков и несмотря на то, что оба народа и государства по-прежнему очень многое связывает, отношение Франции к Армении в корне изменилось. Этот факт отмечали в том числе и представители диаспоры во Франции. Наиболее заметным проявлением этих изменений стали решения французских судов, один за другим отменяющих декларации о дружбе и сотрудничестве, ранее подписанные между французскими и сепаратистскими кругами Нагорного Карабаха, оккупированного армянскими ВС - всего хартий было более 10. Последнее такого рода решение было принято 18 октября - в аккурат в день взлома сайта премьера РА и за день до нападения на редакцию Nouvelles d`Arménie.
Можно сколько угодно утверждать, что суды во Франции независимы и решения принимались без учета политических факторов, считает армянское экспертное сообщество. «Но как так получилось, что раньше все эти декларации нисколько не противоречили французским законам и международным обязательствам Франции, а теперь внезапно и резко вошли в противоречие?» - возмущаются ошарашенные подобным фиаско армянские политики, заявляя, что это сотрудничество с сепаратистским образованием на оккупированных азербайджанских территориях носило исключительно культурный, гуманитарный, образовательный характер.
И ссылаются при этом на бывшего госсекретаря Франции по европейским вопросам Арлема Дезира, который публично заявлял, что «установление некоторыми городами Франции связей с Нагорным Карабахом входит в полномочия самих городов».
Франция не вмешивается, но одобряет...
Вместе с тем ключ в столь диаметральном повороте следует искать в дипломатическом успехе нашей страны, в личном участии как Президента Ильхама Алиева, так и первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой в деле донесения всей правды об армяно-азербайджанском нагорно-карабахском конфликте до европейских лидеров и организаций. Именно поэтому сегодня это сотрудничество вдруг объявляется незаконным, а руководство Франции, естественно, не вмешивается в независимость судов, но очевидно одобряет их.
Конечно же, ключ к подобной позиции следует искать и в резко усилившемся экономическом взаимодействии Франции с Азербайджаном, «в жертву» которому Париж согласился принести пресловутые декларации, таким образом открыто содействуя политике Азербайджана в нагорно-карабахском вопросе.
Что остается армянам в такой ситуации? Лишь надеяться на то, что ограбившие армянскую редакцию окажутся турками, то есть выдать желаемое за действительное. Однако и в этом вопросе очень важное значение будет иметь ход расследования нападения на редакцию армянского журнала, то есть насколько полиция будет последовательна в поиске, поимке и наказании нападавших? А если напавшими окажутся французы? Что тогда скажут армяне?
Понимая, что ситуация может сложиться не в их пользу, армяне уже заявляют о том, что «сомневаться в том, что власти Франции, так или иначе, влияют на решения судов, к сожалению, не приходится». Ибо вопрос носит в первую очередь характер политического выбора именно для Парижа. «С кем ты, Франция?» - разочарованно вопрошают армяне из числа французской диаспоры, при этом понимая, что отныне Франция не с ними.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать