• пятница, 29 Марта, 11:39
  • Baku Баку 5°C

«Революционная» целесообразность

11 января 2020 | 10:11
«Революционная» целесообразность

СИТУАЦИЯ
Днем ранее за полночь нижняя палата Конгресса США, которую контролируют демократы, с подачи спикера Нэнси Пелоси, которая тоже является членом Демпартии, 224 голосами против 194 одобрила резолюцию, нацеленную на ограничение прав президента Дональда Трампа на проведение военных акций в отношении Ирана.
Как заявила Пелоси, с ее точки зрения, президент Трамп не повысил безопасность страны, когда распорядился нанести удар по командующему спецподразделением «аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генералу Касему Сулеймани.
Обратный эффект
Демпартию понять можно - там изначально считают Трампа эпатажным, непредсказуемым и вообще не пригодным для политики персонажем. А потому представляющие ее законодатели заранее были обеспокоены тем, что президент страны импульсивно «штампует» распоряжения и отдает приказы, в том числе и тот, который касался нейтрализации слишком активного противника. Потому они и одобрили документ, согласно которому, глава государства обязан в течение 30 дней прекратить военные операции против Ирана, если он не получит специального разрешения Конгресса. Исключение составляет ситуация, когда «необходима защита от неминуемого вооруженного нападения». Но они не поняли две вещи - во-первых, создается прецедент ущемления полномочий одной из реальных ветвей власти, что может в дальнейшем подточить саму государственность. А во-вторых, эти люди не представляют степень разрастания «шиитской дуги» по оси Иран - Ирак - Сирия - Ливан - Йемен, с перспективой восстания в Саудовской Аравии, где именно в нефтеносных районах проживают шииты. И это развитие стало возможным как раз при разросшемся влиянии на регион убитого Сулеймани.
Хотя, что взять с нынешнего Конгресса, если он сам импульсивен и принимает (можно привести в пример «документ» о так называемом «геноциде армян») резолюции, не отвечающие духу взаимоотношений с близкими партнерами. Кроме того, шансы на принятие нынешней резолюции сенатом, где большинство составляют республиканцы, невелики. Но, даже если эта резолюция будет принята обеими палатами конгресса, президенту даже не придется накладывать на нее вето, поскольку она не имеет силы закона и носит символический характер. Данная мера предусматривает одобрение Конгресса на любой конфликт с теократической страной, за исключением очевидного нападения со стороны Ирана.
Кстати, Трамп в своем твите назвал резолюцию Пелоси безумной и выразил надежду, что «все республиканцы в Конгрессе проголосуют против».
Между тем на фоне определенного смягчения напряженности в отношениях с США, Иран подает противоречивые сигналы. Президент Хасан Роухани в очередной раз пригрозил «очень опасным ответом» в случае «очередной ошибки» со стороны заокеанского коллеги, назвав запуск своих ракет легитимным актом самообороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН. После чего легко проследить логический ход, ведущий к отказу от соблюдения обязательств по заключенному в 2015 году ядерному соглашению, из которого Трамп вывел США в одностороннем порядке в мае 2018 года.
С еще более жесткими заявлениями, что вполне объяснимо, выступило военное руководство Ирана. Бригадный генерал КСИР Абдулла Араги заявил, что руководимая им структура «в ближайшем будущем еще более жестоко отомстит за трусливое убийство».
А ведь еще пару дней назад тон официальных лиц в Тегеране был более примирительным - казалось, после того, как были нанесены «щадящие» ракетные удары по двум американским военным базам на территории Ирака, стороны отошли от черты прямой военной конфронтации. Ан нет, конфронтация обретает былые очертания.
Есть весомое основание

Что касается реакции администрации Дональда Трампа на неуместную резолюцию, то она была вполне предсказуемой. Белый дом распространил заявление, в котором назвал этот документ «нелепым и абсолютно ошибочным». И для этого с его точки зрения есть веские основания.
Так, 11 октября 2011 года Сулеймани персонально был включен в 4 санкционных списка на основании сразу 4 указов тогдашнего президента Барака Обамы. То есть он представлял прямую угрозу и как международный террорист, и как человек, усугубляющий ситуацию в Сирии, и как лицо, содействующее незаконной программе создания оружия массового поражения, и как высшее должностное лицо КСИР.
Подчиненные президенту США органы исполнительной власти для выполнения поставленных задач по предотвращению источника угроз (даже по одной из них) могут использовать весь свой инструментарий. А Госдеп, Минфин, Пентагон и спецслужбы, вне всякого сомнения, относятся к подчиненным Белому дому органам исполнительной власти.
Кроме того, принцип разделения властей дает исполнительной власти США карт-бланш на обеспечение национальной безопасности и защиту своих граждан или экономики. Поэтому объявление государственным департаментом 8 апреля прошлого года КСИР террористической организацией по сути превратило в мишень не только всех ее членов, но и тех, кто помогает им. Поэтому тамошним конгрессменам надо бы подучить законодательство, прежде чем пенять главе государства на его «недоученность».
Да, Касем Сулеймани являлся официальным лицом, но это сути дела не меняет, если он представляет террористическую или иную не угодную Белому дому организацию, так как по их законам любая государственная должность моментально теряет иммунитет от преследования, если человека признали преступником.
С этих точек зрения, резолюция Палаты представителей не выдерживает никакой критики, и очевидно, что и впредь, пользуясь тем, что этот «однопартийный» документ не имеет юридической силы, в случае «революционной целесообразности» Трамп его просто проигнорирует.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать