• пятница, 29 Марта, 06:12
  • Baku Баку 5°C

Нет такой нации

20 декабря 2019 | 17:15
Нет такой нации

НРАВЫ
В последнее время стали модными самоназвания. Вот и пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян, комментируя заявление президента Украины Владимира Зеленского о приверженности его страны принципу территориальной целостности, отметившего, что Баку и Киев поддерживают друг друга, заявила, что «армянское население Нагорного Карабаха - нация».
«Все страны ОБСЕ констатировали, что карабахский конфликт должен быть решен на основе трех принципов, в том числе права наций на самоопределение», - с пафосом высказалась она, забыв, что брякнула очередную глупость.
Если говорить языком классиков, нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в культуре. Одно только перечисление необходимых компонентов разваливает «довод» МИД Армении и ее пресс-секретаря в том числе как карточный домик…
Параграф первый - язык
На каком языке говорит и обучается оставшееся после этнических чисток азербайджанцев население Карабаха? Правильно - на армянском, хотя экс-президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян не дадут соврать, что когда-то они общались (даже за кулисами заседаний правительства Армении), а может, и сейчас общаются, на карабахском наречии азербайджанского языка.
На армянском языке сегодня в Нагорном Карабахе ведется весь государственный документооборот, работает телевидение, радио, интернет, издается периодическая печать, литературные произведения, ведется преподавание в дошкольных, школьных, средних специальных, высших учебных заведениях. На этом языке отдают приказы и общаются в министерствах, армии, полиции… Свидетельств тому великое множество.
Правда, армяне несколько недолюбливают карабахцев, особенно за их наречие, где немало азербайджанских и персидских слов, тем не менее основная часть языка ассоциируется с так называемым «восточноармянским языком», отличающимся от того, на котором говорят армяне Турции, Греции и Кипра.
Территория, экономика и прочее
Факт, что так называемая «НКР» не признана ни одним государством в мире, тем не менее, из Армении легально (а из Ирана - нелегально) туда ездят машины, свободно передвигаются люди, что говорит о фактической аффилляции. Кроме того, в качестве платежного средства карабахцы пользуются армянским драмом, а Ереван ежегодно выделяет субсидии своим «младшим братьям».
Между тем уровень жизни в Армении такой, что вроде бы и не до толерантности - население в регионах живет впроголодь, хотя карабахцы - чуть лучше за счет добывающей промышленности в оккупированном Кяльбаджарском районе.
Когда верстался проект госбюджета на этот год, новая власть дала обещание резко снизить налоги и хотя бы немного поднять зарплаты. «Мы будем поощрять наших граждан, чтобы они встали, распрямили свою спину, поверили в свои силы, а не свыкались бы со своей бедностью и безнадежным положением», - заявлял премьер-министр Армении Никол Пашинян. В результате нововведений, как надеется Пашинян, 85 тыс. получающих пособия и пенсии в Армении «будут получать столько денег, чтобы иметь возможность покупать еду».
Но о каком прогрессе он говорит, если люди покидают страну? Это касается и карабахцев, что свидетельствует об идентичности в этой сфере тоже. И официальная статистика это только подтверждает - в частности это заметно по трудовым мигрантам. Армяне разбрелись по всему миру, многие уехали насовсем или на заработки в Россию, Турцию, Иран. Так, в прошлом году, по данным Росстата, поток ищущих лучшей доли армян значительно вырос, составив 14,4 тыс. человек.
Ищите выгоду, а не проблемы
Даже по официальным данным, треть населения Армении, то есть миллион человек, находится за чертой бедности. Так что страна живет сейчас преимущественно надеждами, и совершить экономический рывок ей будет непросто. Она, включая «НКР», отрезана от мира, но не в силу своего географического положения, поскольку граничит с четырьмя странами, но открыты по факту только две границы - с Грузией и Ираном. Почему? В силу нежелания признать международное право и собственных фантазий относительно «карабахской нации».
На самом деле полное урегулирование нагорно-карабахского конфликта принесет выгоду Армении во многих аспектах, включая государственные финансы, торговлю, энергетику и водное хозяйство, а также финансовые рынки - говорится в расширенном исследовании, подготовленном немецкой консалтинговой фирмой Berlin Economics. Как отмечается в материале, в результате решения конфликта доля военных расходов в ВВП страны может быть сокращена на 2% - до уровня, сопоставимого с другими странами, которые не находятся в состоянии войны. Кроме того, Армения может сэкономить ежегодные расходы в размере 0,9% от ВВП на поддержку местной экономики в Нагорном Карабахе и 0,1% от ВВП в виде процентных платежей, что позволит экономить 3% от ВВП каждый год.
Такая значительная экономия бюджетных средств позволила бы стране резко сократить бюджетный дефицит и в то же время существенно увеличить расходы в таких социально полезных областях, как образование или здравоохранение, устраняя нынешнее бюджетное давление. Согласно материалу, очень существенные выгоды в конечном итоге могут быть получены и в области энергетики и водоснабжения.
Решение конфликта устранит необходимость инвестиций в дорогие новые электростанции в Армении, поскольку страна может импортировать электроэнергию, считает консалтинговая фирма. Далее в материале отмечается, что потоки капитала в Армению в настоящее время в значительной степени ограничены из-за повышенного странового риска вследствие продолжающегося конфликта.
Рейтинг страны, вероятно, улучшится на одну ступень, говорится в исследовании, а увеличение прямых иностранных инвестиций в страну в результате снижения странового риска после урегулирования конфликта может значительно поднять уровень ВВП в стране - до 6%.
Кроме того, Армения получит значительные выгоды от торговли с Азербайджаном и Турцией - в среднесрочной перспективе она может экспортировать в наши страны товары на сумму $200 млн, а в долгосрочной - доля наших стран в торговле Армении может достичь 20%.
Так вот, к сведению Анны Нагдалян: лучше искать выгоду во всем, включая перспективное гуманитарное сотрудничество, а не заниматься поиском проблем, которые и без того накрыли страну-агрессора с головой. И тем более не следует отвечать на вполне справедливое послание президента Украины, который желает всему региону добра, но в рамках международного права, где предусмотрено право нации на самоопределение, а никак не части проживающего там населения.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать