• четверг, 25 Апреля, 11:34
  • Baku Баку 14°C

Мушарраф - не изменник!

20 декабря 2019 | 13:38
Мушарраф - не изменник!

ПОЗИЦИЯ
Вооруженные силы Пакистана выразили свое несогласие с решением Специального суда по делу о государственной измене бывшего президента Пакистана генерала Первеза Мушаррафа.
«Решение Специального суда по делу генерала Первеза Мушаррафа вызывает боль и сожаление, - говорится в распространенном 17 декабря заявлении пресс-службы Вооруженных сил страны. - Бывший командующий штабом армии… не может быть предателем ни при каких условиях».
Ну а дальше - недвусмысленное, открытым текстом высказанное требование к гражданским властям. «Вооруженные силы Пакистана ожидают, что правосудие будет совершено в соответствии с Конституцией Исламской Республики Пакистан», - предельно лаконично говорится в заявлении.
Знакомое дело
Объявление Мушаррафа предателем и изменником - это нонсенс, считают представители армии. От заявления, которое сделал от имени вооруженных сил страны генерал-майор Асиф Гафур, директор департамента по связям с общественностью пакистанской армии, ощутимо потянуло холодком. Особенно если учесть, что сделано оно было после экстренного совещания в Равалпинди, которое военная верхушка при участии представителей межведомственной разведки (ISI) провела в связи вынесенным Мушаррафу приговором.
Местные политики почувствовали явный дискомфорт, а ряд зарубежных наблюдателей тут же озадачился вопросом: «А не переворот ли затевают военные в Исламабаде?» И действительно, для местных армейцев это дело знакомое, привычное, с богатыми традициями - ведь с момента основания Пакистана, с 14 августа 1947 года, трижды страной правили военные, пришедшие к власти путем переворота: с 1958-го по 1969-й - генерал-фельдмаршал Мухаммед Аюб Хан; с 1977-го по 1988 год - генерал Мухаммед Зия-уль-Хак. И, наконец, с 1999-го по 2008-й - генерал Первез Мушарраф.
Из 72 лет истории Пакистана 31 год приходится на периоды правления людей в погонах, более чем серьезный срок. Военное положение вводилось в стране четыре раза и действовало, заменяя постоянную Конституцию, в течение 20 лет.
Однако новый переворот сейчас не в интересах военных, сделавших ставку на действующего премьера Имрана Хана. К тому же армия в этом случае только потеряет, и потеряет многое, поскольку новая диктатура вызовет самое решительное осуждение и финансовые санкции - со стороны США, Китая и Саудовской Аравии, наиболее значимых сегодня для Исламабада внешних партнеров. Более того, в вооруженных силах Пакистана прекрасно понимают, что инициаторами приговора были «старые семьи» - Шарифы и Бхутто, стремящиеся отомстить находящемуся в изгнании генералу хотя бы вот таким образом, без надежды когда-либо привести приговор в исполнение. Те же семьи находятся в непримиримой оппозиции к Имрану Хану. Ну а «враг моего врага», сами понимаете…
Дистанционный расстрел
Согласно решению коллегии специального суда в Исламабаде, состоящей из трех человек, экс-президент Первез Мушарраф обвиняется в совершении государственной измены и по Конституции Пакистана в его отношении полагается смертная казнь. Обвинение в адрес Мушаррафа касается приостановки действия Конституции в 2007 году, когда он ввел чрезвычайное положение с целью продлить свое пребывание у власти.
Генерал Первез Мушарраф пришел к власти в результате военного переворота в 1999 году, а два года спустя стал «всенародно избранным» главой государства, целых семь лет занимая пост президента. Кстати, через год, когда он все же ушел в отставку с поста президента страны, чтобы избежать импичмента, против него были заведены уголовные дела в связи с убийствами в 2007 году премьер-министра страны Беназир Бхутто и радикального исламского проповедника Абдула Рашида Гази.
По решению суда 69-летний Мушарраф был помещен под домашний арест в своей резиденции в пригороде Исламабада. В 2013 году премьер-министром Пакистана был избран Наваз Шариф, которого как раз и свергал генерал Мушарраф. Придя к власти вновь, старый-новый президент сразу же возбудил дело против мятежного генерала, присовокупив к статье «военный переворот с целью свержения законного правительства» еще одно обвинение - в государственной измене.
Процесс начался в марте 2014 года. Сам генерал Мушарраф считает, что дело политически мотивировано, и что его решение временно приостановить действие Конституции было одобрено Кабинетом министров и всем правительством. Однако суд отмел этот аргумент и предъявил генералу обвинения в нарушении закона.
Приговор может быть обжалован. В декабре экс-президент выпустил видеообращение, записанное на больничной койке, назвав уголовное дело против него безосновательным. Сейчас 76-летний Мушарраф находится в Дубае - ему разрешили покинуть Пакистан и выехать на лечение в 2016 году.
Стоит отметить одну интересную особенность дела генерала Мушаррафа - приговор вынесла не верховная судебная инстанция страны, а так называемый высокий суд города Лахора. Однако, согласно местному законодательству, окончательное решение по такому вопросу принимает только Верховный суд Пакистана.
Важный прецедент
Предъявление генералу Мушаррафу официальных обвинений - важный прецедент для страны, которой зачастую управляли военные. Многие главнокомандующие Пакистана либо лично правили государством, либо контролировали действия гражданских политиков.
Первез Мушарраф стал первым главнокомандующим пакистанской армии, которому были предъявлены обвинения в измене. Решение Высокого суда Пакистана надо рассматривать в плане борьбы против укрепления позиции военных во власти. На протяжении всех лет существования этой страны в ней идет борьба между различными структурами власти. В то же время идет борьба политической оппозиции против генералитета, который в разные периоды новейшей истории Пакистана фактически руководил страной. Четыре случая смены власти в стране официально признаны военными переворотами.
По этой причине у политических элит сложилась традиция противостоять генералитету. Сегодня идет усиление как роли генералитетов в госструктурах, так и оппозиции, которая ныне не у власти и выступает против существующей федеральной власти в лице премьер-министра Имрана Хана. Поэтому борьба за власть принимает все более жесткие формы и обороты.
При этом армия по-прежнему остается главным политическим актором в Пакистане. Похоже, политические партии Пакистана хотят повторить имевший место в свое время в Турции сценарий, когда армия приходила к власти, меняла правительство и через год уходила, позволяя управлять страной гражданским властям.
В Пакистане все иначе. Здесь армия меняла власть и из своих рядов назначала военных диктаторов. И генерал Первез Мушарраф - не исключение, потому как именно желание отодвинуть армию от власти стало причиной судебного процесса над Мушаррафом.
Но Вооруженные силы Пакистана дали понять гражданским властям, что есть темы, куда им лучше свой нос не совать. Так сказать - во избежание. И что пакистанская армия своих на съедение «пиджакам и жилетам» не бросает.
Ю.АББАСЗАДЕ
banner

Советуем почитать