• суббота, 20 Апреля, 14:36
  • Baku Баку 23°C

Неверная трактовка аншлюса,

17 декабря 2019 | 14:55
Неверная трактовка аншлюса,

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Похоже, все карты официального Еревана биты, если в качестве козыря его представители видят автоматическое включение Нагорного Карабаха в состав Армении. То есть речь идет об аншлюсе, но давайте вспомним уроки истории.
Едва началась вторая половина марта 1938 года, как вся Австрия в едином порыве встречала своего земляка Адольфа Гитлера, забрасывая его цветами во время триумфальной поездки, которая по факту и вскружила ему голову. Затем он принялся захватывать не только относительно близкие этнически, дружественные, но и такие враждебные страны, как Польша и Франция, начал бомбить Британию, напал на СССР, хотя они некогда были безразличны к «шалостям» фюрера…
Ситуация с руководством Армении несколько иная. Во-первых, его авторитет не выдерживает сравнения с лидерами нацистской Германии для того, чтобы объявить аншлюс, а во-вторых, кто ему даст это сделать.
Нестыковка получается
На днях официальный представитель главы правительства Армении Владимир Карапетян шокировал международные дипломатические круги, заявив, что его республика не исключает включения де-факто Нагорного Карабаха в состав этой страны, о чем якобы глава их МИД Зограб Мнацаканян прозрачно намекнул в Братиславе на встрече с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым.
Хотя с того «дежурного» рандеву прошло не так уж и много времени, оно до сих пор вызывает в Армении массу кривотолков по причине несогласованности на уровне их внешнеполитического ведомства. Министр иностранных дел Азербайджана вроде все сказал - предметом диалога с коллегой был «план Лаврова», а также назвал «катастрофическим» выступление Мнацаканяна, собственно, на самой конференции ОБСЕ в Братиславе, поскольку оно «не ведет никуда».
Если помните, Мнацаканян огласил «семь принципов» Еревана в карабахском вопросе. Ключевыми среди них стали требования «осудить политику ненависти в Азербайджане», предоставить «народу Карабаха» право голосовать на референдуме о судьбе автономии, а также допустить так называемую «НКР» как третью сторону за стол переговоров с Азербайджаном. Есть еще одно бредовое требование - максималистские позиции официального Баку, вроде вывода оккупационных войск с наших территорий, якобы являются основным препятствием для прогресса в мирном урегулировании.
Но давайте обо всем по порядку. Пожалуй, начнем с осуждения ненависти. В прошлом веке, включая годы «интернациональной» советской власти (не будем углубляться в пласты истории, хотя надо бы) азербайджанцев четырежды официально изгоняли с их территорий. Официальный девиз Гарегина Нжде, «идеологией» которого пропитано все армянство, - «ни дня без борьбы с турком», но и он не является первоисточником ненависти - каждая армянская мать внушает ребенку на подсознательном уровне эту ненависть. Что касается адекватной реакции азербайджанских беженцев из Армении и вынужденных переселенцев из Нагорно-Карабахского региона - они ведь не сами себя расстреливали и заваривали заживо в трубы в неистовом желании «убежать из ненавистной Армении». Кроме того, в подсознании нашей нации и сегодня эта страна является западным Азербайджаном.
Что касается второго пункта относительно права «народа Нагорного Карабаха на самоопределение», за которое так активно ратует официальный Ереван, этот акт возможно осуществить исключительно в ходе референдума. Однако для участия в референдуме, чтобы он имел реальную законную силу, необходимо вернуть в родные места всех беженцев, которые имеют полное право определять дальнейшую судьбу своей родины. Кроме того, на данный момент это исключительно территория Азербайджана, оккупированная Арменией, что подтверждено на уровне Генассамблеи и Совбеза ООН, а также ОБСЕ, Совета Европы, Евросоюза и прочих ведущих мировых структур. А потому, поскольку граждане Азербайджана не могут законным способом высказать свое мнение о независимости этих оккупированных районов, проведение такого референдума пока невозможно.
Третье бредовое требование - допустить так называемую «НКР» как третью сторону за стол переговоров с Азербайджаном, исходя из того, что де-факто на этой территории нет представителей нашей нации. Но такого субъекта международного права не существует в природе. Во-вторых, даже армию этого квазигосударства в подавляющем большинстве составляют солдаты срочной и сверхсрочной службы Армении, эта же страна взяла на себя обеспечение доходной части бюджета «НКР», включая оборонку, социалку, просвещение и здравоохранение. Правда, эти средства с завидной периодичностью разворовываются даже сейчас, при правительстве Никола Пашиняна, поскольку Ханкенди, мягко говоря, не особо считается с Ереваном, особенно после ареста «их» президента Роберта Кочаряна и обвинений в адрес семьи Сержа Саргсяна.
Сложности юриспруденции
Международное право признает весь Нагорный Карабах, включая НКАО, территорией Азербайджана. Так вот, если, согласно заявлению официального представителя главы правительства Армении Владимира Карапетяна, вдруг правительство Никола Пашиняна «с бодуна» объявит этот регион своим юридически, это станет официальным поводом для возобновления военных действий, причем ответственность в данном случае полностью ляжет на официальный Ереван.
Кроме того, одно дело - армянский миф, сон или что-то там еще сюрреалистичное, другое - наличие реальных рычагов воздействия на ситуацию. С этой точки зрения позиция Азербайджана в нагорно-карабахском вопросе пользуется стопроцентной поддержкой мирового сообщества. Во-вторых, экономическая ситуация, которая отнюдь не в пользу страны-агрессора, скатывающейся в рецессию, как минимум, из-за катастрофической демографии - практически все представители востребованных профессий выезжают за рубеж на постоянное место жительства. Касательно армейского строительства - ярким показателем нашего преимущества является четырехдневная апрельская война 2016 года, которая показала, что армянская армия сейчас абсолютно недееспособна.
События глазами армян
В Республиканской партии Армении выражают откровенное разочарование тем, как Пашинян обошелся даже с теми сомнительными дипломатическими достижениями, которые достались ему в наследство от предшественников. По словам Армена Ашотяна - зампреда партии, которая еще полтора года назад была правящей, его страна «потеряла имидж». Если в глазах Запада «Армения прежде играла белыми, особенно после апрельской войны, сегодня мы играем черными». Международная дипломатия, по мнению Ашотяна, больше не считает Ереван «конструктивной стороной». Это видно и по братиславской встрече, во время которой Мнацаканян намеренно призвал к «полноценному вовлечению в процесс мирного урегулирования Арцаха». Этот провокационный ход сделан для того, чтобы избежать достижения каких-либо договоренностей, поскольку понятия «Арцах» нет ни в одном международном документе, ни в одном заявлении Минской группы ОБСЕ. В итоге, по мнению армянской стороны, перекладывающей все с больной головы на здоровую, во всех бедах виноват официальный Баку.
На переговоры в Братиславе неожиданно отреагировал экс-президент Армении Роберт Кочарян. «Последний раунд переговоров в Братиславе с сопутствующими ему событиями показал полное банкротство переговорной стратегии наших властей, если таковая вообще существует. Лозунг Пашиняна о том, что решение карабахского конфликта должно удовлетворять все стороны конфликта, - пустое, ничего не значащее слово, примитивная формула посредника. Это прямое свидетельство того, что Армения не имеет плана действий», - заявил Кочарян.
Кстати, озвученные в Братиславе семь пунктов ничего не упоминают про те резолюции Совета Безопасности ООН, в которых черным по белому сформулированы требования деоккупации азербайджанских территорий, решения проблемы беженцев и других ключевых вопросов.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать