• пятница, 29 Марта, 19:30
  • Baku Баку 14°C

На «кривой козе»

11 декабря 2019 | 11:14
На «кривой козе»

РЕГИОН
Если, как заявлено в анонсе МИД Японии, президент Ирана Хасан Рухани в декабре посетит Токио, это будет первый за 20 лет визит иранского руководителя такого ранга. Зачем это нужно режиму муллократии?
Главная ее задача - хотя бы символически пробить блокаду, установленную США. Причем, по словам премьер-министра Страны восходящего солнца Синдзо Абэ, визит будет не рабочий, а официальный, с вытекающими последствиями. А это значит, что Токио намерен выступить в роли посредника между Вашингтоном и Тегераном в попытке разрешить затянувшийся конфликт вокруг поставок углеводородов.
Американцы, в принципе, смогли вынудить своих дальневосточных союзников разыграть антииранскую карту, включив их в коалицию с целью направить в регион военных для обеспечения безопасности судов в Персидском заливе. Наши южные соседи долго сопротивлялись этому, а глава иранского МИД Мохаммад Джавад Зариф в рамках токийского рандеву с премьером Японии Синдзо Абэ, состоявшегося в Иокогаме 28 августа, даже настаивал на том, чтобы партнеры не присоединялись хотя бы к патрулированию Ормузского пролива. На том и порешили - потомки самураев не зайдут в узкий «перешеек раздора», но в заливе обозначат присутствие.
С другой стороны, Япония, глядя на расторопность Китая, на фоне торговой войны с США скупающего за бесценок иранское «черное золото», тоже хочет поучаствовать в грабительском дележе углеводородов «страны-изгоя», однако она не может этого сделать, да и ранние закупки иранской нефти она была вынуждена прекратить под нажимом Вашингтона. Правда, Иран - не единственный и не главный поставщик нефти в Страну восходящего солнца: в прошлом году Саудовская Аравия поставила Японии в десять раз больше нефти, чем Иран - почти 430 миллионов баррелей, да и в первой десятке стран, из которых Япония импортирует нефть, наших южных соседей нет.
Что касается Ирана, то и он хочет, чтобы хоть кто-нибудь начал легально покупать у него стратегическое сырье №1. Валютные запасы страны сократились, что вовсе неудивительно - по данным ОПЕК, Иран сейчас добывает столько нефти, сколько ему нужно для внутреннего пользования и для экспорта в Поднебесную. Дело в том, что в их двусторонних соглашениях предусматривается доля Китая в добыче, и поэтому выходит, что это как бы не иранская, а китайская нефть, которая под санкции не подпадает. Но так или иначе, санкции пагубны для Ирана. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, ВВП этой страны в 2019 году будет даже не на нуле, а снизится аж на 9,5%.
Возможность визита Рухани в Токио подтвердил и заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи, не исключивший заезд президента до или после трехдневного визита в Малайзию, который начнется 18 декабря. При этом Арагчи пояснил, что Япония - не только экономический партнер, но и поставщик технологий для Ирана. Как передал японский телеканал NHK, иранский дипломат намекнул, что возможно возобновление экспорта нефти в Страну восходящего солнца, однако дипломат не прояснил, каким образом будет пробиваться блокада.
Кстати, Синдзо Абэ 12 июня посетил Тегеран сразу после визита президента США Дональда Трампа в Японию, во время которого глава администрации Белого дома поддержал решение Абэ встретиться с иранским руководством.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова Национальной академии наук Азербайджана Видади Мустафаев, это не улучшило имидж японского премьера в качестве посредника в глазах Тегерана:
- Тем не менее, он изложил лично аятолле Хаменеи свою оценку реальных намерений Дональда Трампа в отношении Ирана, сославшись на разговор с американским президентом, в котором тот сказал, что не хочет эскалации напряженности. В переводе на обычный язык это означает нежелание «воротить лицо», возможно, подкрепленное неясными перспективами облегчения санкций при выполнении ряда условий.
Но если бы ответ иранского руководства был миролюбивым, это не была бы муллократия. В разговоре с премьером Хаменеи в очередной раз подчеркнул, что Иран не намерен производить, хранить и тем более применять ядерное оружие, и вообще не хочет даже слышать об односторонних предвзятых обвинениях. Словом, руководство южан отвергло летнюю инициативу японского премьера, дав понять, что готово сесть за стол переговоров только после того, как санкции будут отменены Соединенными Штатами без предусловий. Однако, несмотря на неудачу, Токио, похоже, не намерен отказываться от посредничества.
Хотя Япония по итогам последней мировой войны не в состоянии играть роль самостоятельного игрока и все время посматривает в сторону своего заокеанского партнера, в ожидании реакции Белого дома, на днях газета Japan Times распространила информацию довольно интригующего содержания. Ссылаясь на дипломатические источники, издание сообщило, что Вашингтон категорически не возражает против приема Рухани в Токио.
Что бы это значило? Говорит ли это о возможности какого-то компромисса, размораживания отношений между США и Ираном? Не похоже на то. Скорее это намерение Вашингтона прозондировать настроения в Тегеране руками японских союзников. Впрочем, будущее покажет.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать