• четверг, 28 Марта, 16:15
  • Baku Баку 16°C

Катар выходит из блокады

27 ноября 2019 | 11:02
Катар выходит из блокады

РЕГИОН
Днем ранее завершился официальный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в столицу Катара Доху, где кроме переговоров, состоялось пятое заседание Высшего турецко-катарского стратегического комитета. Он же и председательствовал на мероприятии, хотя и был номинально в гостях у шейха Тамима бин Хамада аль-Тани.
Примечательно, что в ходе контактов с министрами и полномочными лицами были обсуждены практически все аспекты двусторонних отношений, а судя по совместному заявлению, и вовсе можно сделать вывод о единодушии по региональным и международным вопросам.
Почти абсолютная идентификация
На заседании совета не была упущена возможность даже для подписания декларации о сотрудничестве по лабораторным проектам, призванным облегчить торговлю и защитить потребителя, не говоря уже о переводе торговли на национальные валюты, совместном градостроительстве, стандартизации и технологиях.
Отношения между союзниками складывались на протяжении многих лет в результате совместных военных операций в Сомали и Ливии, а также надежно выстроенного единого фронта против соседей Катара по региону, и прежде всего саудитов. Кстати, у Анкары есть крупная военная база в Эмирате. Однако между ними есть «яблоко раздора» в виде Al Jazeera English - англоязычная дочерняя структура одноименного некогда глобального телеканала. В репортажах на арабском языке ее корреспонденты тоже как бы не жалуют турок, а в передачах на английском - их вроде не трогают, зато команду Эрдогана шерстят на все лады - мол, и права человека не уважают, и женщин унижают. Кто бывал в аравийских странах, тот подскажет, да и в Баку в последнее время значительно прибавилось представителей полуострова, - действительно смешно, когда носители такого менталитета высказывают свое неприятие европейской Турции.
В значительной степени эти длительные кипящие напряженные отношения между странами из-за арабского медиагиганта держатся в секрете, но в последнее время они переросли в тотальную враждебность, которую больше невозможно скрывать. Так что ложка дегтя в бочке идиллии есть, и одной из задач команды Эрдогана во время визита было решение проблемы. Но как ее решить, если редакционные материалы рассчитаны на устоявшееся международное англоязычное мнение, и если они перестанут быть либеральными, сразу же потеряют аудиторию, как это было в случае с арабской редакцией.
Правда, у турок есть оружие помощнее - государственная телекомпания TRT и ее родственный английский канал TRT World с выходом на полтора миллиарда потребителей информации, но продуктивно ли ругать в ответ руководство Катара? Так что посмотрим, сможет ли Анкара осуществить прорыв, - наличие либо отсутствие цитат из речей курдского террориста Мазлума Абди будет лакмусовой бумагой.
Вновь лицом к США
Примечательно, что как раз в день прибытия Эрдогана Минобороны Катара, (равно как и Кувейта) выразило готовность присоединиться к антииранской военно-морской коалиции «по обеспечению безопасности торгового судоходства в зоне Персидского залива», возглавляемой Соединенными Штатами. А поскольку Турцию и Катар связывают тесные внешнеполитические отношения, вне сомнения, шейх аль-Тани проконсультировался по вопросу вступления в структуру с президентом Эрдоганом.
Тем более что Ормузский пролив имеет огромное значение для мировой экономики - по этому морскому пути, часть которого проходит через территориальные воды Ирана, перевозят треть всего мирового экспорта нефти, осуществляемого по морю. Это важнейшее звено, соединяющее страны-экспортеры региона (Саудовскую Аравию, ОАЭ, Иран, Кувейт и Ирак) с рынками Азии, Европы и Северной Америки.
Тегеран неоднократно угрожал перекрыть Ормузский пролив в ответ на санкции и военные угрозы Вашингтона. Однако тогда Доха с Тегераном была чуть не в тандеме, поскольку богатейшие страны арабского мира объявили торговую и дипломатическую войну правящей семье Эмирата.
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог-востоковед Фаиг Алекперов, предложение заокеанской державы о создании военной коалиции против Ирана не могло не вызвать положительного отклика у ключевых игроков в Персидском заливе:
- Но было не до конца ясно, когда войдет в коалицию Катар на фоне его «дружбы» с шиитской муллократией? Например, президент США Дональд Трамп считает, что без этой финансово очень состоятельной страны коалиции не бывать. В июле хозяин Белого дома лично встречался в Вашингтоне с шейхом аль Тани, которого назвал своим другом и вынудил его закупить зенитные ракетные комплексы NASAM и Patriot, а также несколько самолетов Boeing 777 Freighters. Шейх также намерен построить крупнейший нефтеперерабатывающий завод на юге Соединенных Штатов.
А ведь еще в 2017 году отношения между Вашингтоном и Дохой были совсем иные - тогда американцы полностью поддерживали Саудовскую Аравию, ОАЭ и другие страны региона, разорвавшие дипотношения с Катаром и прекратившие с ним воздушное сообщение и закрывшие совместные границы с этим Эмиратом.
Но теперь Трамп кардинально изменил свою позицию по той причине, что Эмират вышел из блокады, едва ощутив ее последствия, и даже готов инвестировать зарубежные проекты. Кроме того, США важно заручиться поддержкой как можно большего числа стран Персидского залива, чтобы не нести в одиночку все расходы, связанные с миссией по охране морских путей.
Очевидно, Катар воспользуется этой ситуацией, чтобы убедить США повлиять на ОАЭ и Саудовскую Аравию с целью отмены его блокады, и этот сценарий не за горами.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать