• суббота, 20 Апреля, 02:36
  • Baku Баку 15°C

Адъютант Наполеона

30 апреля 2013 | 11:52
Адъютант Наполеона
«Наука – не есть чья-то собственность, чтобы всякий мог ее присвоить»
Аббас Саххат
На днях я перечитал книгу профессора Гиясаддина Гейбуллаева «Карабах». В этом интересном произведении, говоря о арменизированных албанцах, автор в качестве примера приводит «историю» двух стражей великого французского полководца Наполеона Бонапарта – Рустама и Петроса, принявших то ли мусульманство карабахских армян, то ли арменизированных албанцев.
В частности, автор отмечает, что эти двое молодых людей выехали с целью заняться торговлей из Нагорного Карабаха и через турецкий город Измир попали в Египет. Вскоре Петрос принял мусульманство и поменял имя на Омара, когда же представлялся Наполеону, назвался Пьером. Что касается Рустам бека, то при Наполеоне он звался Ростом.
Очевидно эти факты автор книги взял из армянских источников, в одном из которых – «Армяне. Краткий очерк их истории и современного положения» (1899) армянин Петрос «приставлен» к Рустам беку Карабаглы.
Не секрет, что фальсификация событий и фактов является излюбленным методом работы армянских историков. К примеру, во всех российских источниках по рассматриваемой теме сообщается о службе у императора Наполеона карабахского полковника Рустам бека. И то, что шушинец Рустам бек не имел никаких родственных связей с албанцами и армянами, а был чистокровным азербайджанцем – факт общепризнанный и неоспоримый.
Сведения о полковнике Рустам беке Карабаглы впервые я представил вниманию читателей еще в 1991 году, поведав о нем в предисловии к своей книге «Азербайджанские генералы». Взятые Г.Гейбуллаевым в кавычки слова «по преданию» на мой взгляд является лишним. Во-вторых, в скобках правильнее будет написать не Ростом, а «его настоящее имя – Рустам».
Исторические документы свидетельствуют, что выходец из Карабаха азербайджанский полковник Рустам бек действительно принимал участие в походе Наполеона на Россию. Будучи в 1999 году в творческой командировке в Тбилиси, в фонде редких изданий Грузинской Центральной библиотеки я обнаружил изданную в 1902 году книжицу «Первые добровольцы после установления русской власти в Карабахе» проармянски настроенного генерал-лейтенанта Василия Потте, который в начале XIX века заведовал Закавказским Военно-историческим музеем. Но как бы проармянски ни был настроен Потте, пройти мимо факта он не смог. В частности, он подтверждает, что «Рустам бек является азербайджанцем, точнее, карабахским беком и местным татарином» (так в царской России называли азербайджанцев. – Авт.). А армянина Петроса он просто «пристегнул» к нему. Также Потте ставит под сомнение вопрос о совместной поездке Рустам бека и Петроса в Турцию, а затем в Египет.
Существует еще один достоверный источник. В 1977 году вышло третье издание книги «Грибоедов и декабристы» академика Милисы Нечкиной. На 244-й странице этого 735-страничного издания автор пишет: «У генерала Алексея Ермолова служил, например, карабахский татарин (азербайджанец) принадлежащий к наполеонскому корпусу мамлюков, входивший в личную стражу императора, он побывал с Наполеоном в Египте и Мадриде, получил из рук императора крест «Почетного Легиона» за битву при Ваграме; во время отступления Наполеона из Москвы он был взят в плен и вернулся на родину, в Карабах».
Как видно из текста, автор ни словом не обмолвился об армянине Петросе. Важно подчеркнуть, что Наполеон Бонапарт был не из тех военачальников, который щедро раздавал своим подчиненным орден «Почетного Легиона». В архивных документах указывается, что в качестве адъютанта Наполеона Рустам бек принимал участие в испанской и египетской кампаниях. За мужество и героизм, проявленные в битве при Ваграме, Наполеон лично вручил Рустам беку орден «Почетного Легиона».
А вот еще один исторический факт, доказывающий, что Рустам бек был мусульманином из Карабаха. В 1818 году Кавказ посетил испанский майор Хуан Ван Гален. Он в течение двух лет сражался в горах в составе Нижегородского драгунского полка. По возвращении на родину в своих воспоминаниях он делится впечатлениями от встреч с правителем Шамахы Мустафа ханом, увлеченно рассказывая об отважных карабахских всадниках-татарах, о Гяндже, Шуше, правителе Шеки Селим хане. Глава 17-я воспоминаний, опубликованных в 1884 году в журнале «Исторический Вестник», так и называется «Азербайджанец – обладатель ордена «Почетного Легиона».
Описывая сражение под Гызыгумухом, Ван Гален, в частности, отмечает, что в ходе кровополитных боев он стал свидетелем отваги одного офицера из числа карабахских мусульманских кавалеристов:
«Внимательно присмотревшись к нему, я заметил на груди воина французский орден «Почетного Легиона». Вечером после боя я послал одного из кавалеристов за мусульманином с орденом «Почетного Легиона». Его нашли и привели в шатер генерала. Я спросил у него на русском:
– Вы говорите по-французски?
– Да, господин майор, – ответил он на французском.
– За что вы награждены французским орденом, который у вас на груди?
– Им удостоил меня лично император Наполеон за отвагу, проявленную в боях при Ваграме. Если бы он был свидетелем сегодняшнего сражения, то, наверняка, наградил бы меня вторым орденом».
Рустам бек Карабаглы служил в составе военного корпуса Наполеона Банопарта в Египте. Он воевал в личном гвардейском эскадроне императора. Попав в плен в битве под Москвой, Рустам бек был экстрадирован русской милицией на родину в Карабах, где с честью продолжал выполнять свой воинский долг.
В посвященных Наполеону научных, документальных и публицистических трудах «Мусульманин Рустам бек», «Карабахский Рустам бек» имя отважного азербайджанского полководца изредка упоминается как «турок Рустам бек».
Недавно армяне поместили в Интернете статью под названием «Рустам Раза Мамлюк армянин в 1812 году – в свите императора», в которой представляют его как армянина. Осуществляя «ревизию» исторических фактов, армяне и на этот раз «преуспели» в фальсификации и присвоении себе чужих, в конкретном случае наших заслуг, исказив имя отца Рустам бека – Рза бека, назвав его «Резой». Согласно «версии» армян, во время похода Ага Мухаммед шаха Гаджара на Тифлис тринадцатилетний Рустам попадает в плен в городе Аперкан (?) Армении (?). Некий азербайджанский бек семь раз перепродает пленного Рустама. В Константинополе его покупает некий араб, который и увозит пленного в Каир…
Из отдельных документов и научных трудов доапрельского переворота становится известно, что вернувшегося на родину Рустам бека Карабаглы приглашает на службу в Тифлис генерал Алексей Ермолов, который предоставляет ему работу в Отдельном Военном корпусе Кавказского наместничества. Самое интересное заключается в следующем: снискавший своим свирепством титул «таинственное существо нового времени» Ермолов обращался с Рустам беком не как с военнопленным, а как с умелым, отважным полководцем.
Нам предстоит еще изучить неизвестные страницы жизни и службы Рустам бека Карабаглы. К примеру, в некоторых документах его воинское звание указывается не как полковник, а как подполковник. Думаю, для того, чтобы расставить все точки над «i» в деле о воинском звании Рустам бека Карабаглы, необходимо исследовать личный архив наместника императора России на Кавказе в 1816–1827 годах генерала Алексея Ермолова, который хранится в «Зимнем дворце» в Санкт-Петербурге. Пока же исторической науке достоверно известны сведения о воинской службе Рустам бека Карабаглы в армии Наполеона, его деятельности на Кавказе, а также дата кончины.
После многолетней службы в Кавказской армии Рустам бек вышел в отставку и вернулся в родной Карабах. Последние годы жизни он провел в Шуше и Ханкенди. Скончался Рустам бек в 1845 году в возрасте шестидесяти четырех лет. Похоронен на кладбище Мирза Гасан в Шуше.
P.S. Вторым нашим соотечественником, награжденным орденом «Почетного Легиона», является прославленный военачальник Алиага Шихлинский. Эту высокую награду он получил 13 сентября 1913 года, будучи заместителем начальника Школы офицеров-артиллеристов.
Вот как описывает это событие в своих воспоминаниях генерал Алиага Шихлинский: «Лето выдалось очень шумным. Вместе со свитой из семнадцати человек в Россию прибыла делегация французских офицеров во главе с начальником Генштаба Франции генералиссимусом Жоффре Жозефом Жаком Сезаром. Один из дней они отвели на знакомство с нашей артиллерийской школой. Провели маневры. Французы остались довольны гаубичной стрельбой, оснащением полигона обучения, работой связи. После маневров в честь гостей был дан торжественный обед. Во время обеда рядом со мной сидел французский полковник Варлен. Прозвучали здравницы в честь глав государств, русского и французского народов, наших дружественных армий. Полковник Варлен наклонился ко мне и сказал на ухо:
– Вне очереди, за ваше здоровье, Алиага!
Я удивился, откуда он знает мое имя – мы виделись в первый раз. В ответ на мой вопрос откуда ему известно мое имя услышал:
– Алиага, артиллеристы Франции хорошо вас знают. Все, кто посещает школу, по возвращении всегда о вас говорят.
Через год с визитом к царю в Россию прибыл президент Франции Раймон Пуанкаре, который привез с собой награды в связи с показом русской армии Жоффре. В числе наград были два ордена «Почетного Легиона» для командиров. Один из них был вручен генералу кавалерии, командиру гвардейского корпуса, генерал-адъютанту Безобразову, другой – мне».
Шамистан НАЗИРЛИ,
полковник-лейтенант в отставке
banner

Советуем почитать