• пятница, 19 Апреля, 05:20
  • Baku Баку 18°C

Имамы по немецкому образцу

23 ноября 2019 | 11:54
Имамы по немецкому образцу

В Германии стартует пилотный проект по обучению имамов, с помощью которого немецкие власти хотят ограничить турецкое влияние на местных мусульман, преимущественно с турецкими этническими корнями.
Проблема возникла не на пустом месте - турки, являющиеся гражданами крупнейшей в Евросоюзе страны, независимо от возраста, даже молодые и не видевшие исторической родины, в подавляющем большинстве поддерживали на митингах и прочих стихийных собраниях не Берлин и Брюссель со Страсбургом, а президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, вступившего в конфликт с европейцами.
Причина в том, что культурно-религиозный Турецко-исламский союз религиозных учреждений (DITIB), который курирует деятельность около 900 общин и до 70% живущих в Германии мусульман (3,5 млн из них - турецкого происхождения) и отвечает за уроки ислама в государственных школах, практически напрямую подчиняется властям в Анкаре - через государственное турецкое религиозное ведомство Diyanet.
Формальный повод
Ранее власти ФРГ на всех уровнях активно работали с этой структурой, с ней были заключены соглашения о сотрудничестве по таким вопросам, как преподавание религии в школе, превентивные проекты по борьбе с исламским экстремизмом, помощь в интеграции мусульман в немецкое общество и реинтеграции тех, кто отбыл тюремный срок.
Долгое время считалось, что турецкая государственная доктрина ислама вполне подходит живущим в Германии мусульманам, поскольку не является радикальной, а власть Анкары имеет вполне светский характер, с разделением ветвей власти, соблюдением прав и свобод человека и прочими атрибутами.
Однако после того как между Анкарой и Берлином разгорелся конфликт, ситуация изменилась. Поводом послужил арест в Турции в конце 2016 года немецкого журналиста турецкого происхождения, корреспондента Die Welt Дениза Юджела. По словам критиков Анкары, его арест является ярким примером того, как правительство Эрдогана «атакует независимые СМИ».
В свою очередь Анкара недовольна тем, что террористической организации «Курдская рабочая партия», которая поддерживает махровый сепаратизм и признана террористической организацией как в ООН, так и в Германии и других странах-членах ЕС, ее сторонникам разрешено устраивать массовые акции. Эрдоган обвинил правительство ФРГ в оказании поддержки КРП.
Однако на этом трения не закончились - в преддверии референдума 16 апреля 2016 года о внесении поправок в Конституцию Турции власти нескольких немецких городов отказались предоставить турецким министрам площадки для агитации за поправки, хотя в целом немецкие законы разрешают иностранцам проводить на территории страны политические мероприятия, не нарушающие положения их Основного закона. К примеру, проживающие в Германии американцы проводили здесь политические акции во время президентских выборов в США в 2016 году, однако гражданам Турции не позволили то же самое. Эрдоган счел это доказательством того, что правительство Германии во главе с канцлером Ангелой Меркель сговорилось против Турции, и обвинил канцлера в применении «нацистских методов».
После всего этого немцев вдруг осенило: оказывается, председатель DITIB в Германии является одновременно советником посла в посольстве Турции в Берлине. И избирают его не члены общин, а назначает его все тот же Diyanet. Председателю подчиняются 13 атташе посольства по религиозным вопросам, которые регулярно посещают мечети, действующие под эгидой структуры, а имамы в них, получая зарплату из Анкары, фактически являются чиновниками турецкого государства.
Ведомство по охране конституции (BfV) Северного Рейна-Вестфалии вдруг выяснило, что имамы из DITIB собирали и передавали собранные ими сведения о сторонниках движения «Хизмет» Фетхуллаха Гюлена в Турцию. В итоге под «колпаком» оказалось не менее 33 членов исламских общин и 11 учреждений.
Вслед за этим проснулись и власти федеральных земель. Сразу несколько из них заявили, что хорошо бы прекратить сотрудничество с DITIB. С этого момента правительство Германии долго, но безуспешно пыталось ограничивать участие иностранных религиозных организаций в образовании имамов.
Исход предрешен

В конечном итоге было решено организовать подготовку имамов для работы в немецких мусульманских общинах в самой Германии - в начале ноября федеральное правительство внесло изменения в документы, регламентирующие временное проживание и трудовую деятельность иммигрантов. Так что теперь имамы, въезжающие в страну, должны подтвердить достаточные для работы знания немецкого языка.
В связи с этим со вчерашнего дня при финансовой поддержке Министерства внутренних дел ФРГ в стране стартовал пилотный проект по подготовке имамов, который призван ограничить иностранное влияние на немецкие мусульманские общины.
Однако не все так просто. Хотя в нескольких университетах Германии можно изучать исламское богословие, в том числе в Берлинском университете имени Гумбольдта, выпускники этих факультетов не могут работать имамами, поскольку на кафедрах обучают истории и этике, но не чтению Корана, совершению намаза и прочим обрядам. Для всего этого необходимо именно отдельное богословское образование.
Правда, пилотный проект предусматривает создание зарегистрированной ассоциации в сотрудничестве «с заинтересованными мусульманскими организациями и общинами при мечетях», однако крайне сомнительно, что такие структуры проявят какой-либо энтузиазм в этом направлении.
Существует, например, проблема денег - для ее решения предлагается распространить на мечети опыт церковного налога, который взимается в Германии с католиков и протестантов. Однако у мусульман, в отличие от христиан, нет своей единой «головной организации», то есть той самой публично-правовой корпорации, собирающей деньги с паствы. А различные немецкие мусульманские союзы и организации представляют, по некоторым оценкам, только четверть из примерно трех миллионов турецких мусульман.
Потому в качестве выхода из этой ситуации предлагается, чтобы каждый приверженец ислама в своей налоговой декларации указывал, какую именно мусульманскую организацию или союз он хочет материально поддержать. Однако это дело сугубо добровольное, и крайне сомнительно, что они пожелают делать это.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать