• четверг, 25 Апреля, 17:09
  • Baku Баку 23°C

История страны в картинах

17 ноября 2019 | 12:06
История страны в картинах

ВЕРНИСАЖ
Выставка «Говорит Баку: 1900-1940 годы», которая продлится в Пространстве современного искусства YARAT до апреля 2020-го, открылась месяц назад и охватывает очень интересный период истории нашей столицы. Название взято из позывных азербайджанского радио, которое начало свое вещание в 1925 году. Это был голос того периода жизни советского Азербайджана, который не пользуется особым вниманием исследователей и искусствоведов, хотя именно художники, жившие в то время, сыграли большую роль в формировании многих мастеров кисти и целых школ национальной живописи.
Взять, к примеру, Гейсар Кашиеву - первую азербайджанскую художницу, получившую профессиональное образование. В 1938 году она была репрессирована, а большинство ее работ безжалостно сожжено. Работы, экспонирующиеся на выставке, взяты из фонда Национального музея искусств - карандашные рисунки, наброски углем, несколько полотен, написанных маслом. Роль Гейсар Кашиевой в формировании азербайджанских художников чрезвычайно высока.
По словам куратора выставки, искусствоведа Фарах Алекберли, экспозиция составлена из произведений живописи и графики, хранящихся в фондах Национального музея искусств, Государственного музея театра, Национальной библиотеки и Музея независимости, а также из архивных документов и рукописей, хранящихся в Национальном архивном управлении. При подготовке к выставке был буквально открыт художнический талант выдающегося публициста и политика Али бека Гусейнзаде на примере нескольких его работ. Он был настоящим светилом своего времени, и выставленные здесь его работы написаны до 1910 года. Интересно, что у него не было профессионального образования по живописи, он писал как умел и чувствовал, но его произведения очень напоминают полотна голландской школы северного Возрождения.
Одну из работ, говорит куратор, на которой изображены две женщины, Али бек спас, когда окольными путями бежал из Питера в Турцию, после чего он так и не смог вернуться в Азербайджан. Другая его картина - «Мечеть Биби-Эйбат» (до 1910 г.) является первой, изображающей эту мечеть до ее разрушения большевиками и первой пейзажной работой азербайджанского искусства живописи. Ф.Алекберли отмечает, что есть видеохроника 1937 года, как при участии представителей советской власти разрушают и взрывают эту мечеть. Самые известные работы А.Гусейнзаде - «Мечеть «Биби-Эйбат» и «Портрет шейха уль-ислам» (деда Али бека).
Кураторы выставки, искусствоведы Фарах Алекберли и Суад Гараева-Малеки провели обширную исследовательскую работу в фондах и архивах, и им удалось обнаружить работы, доставленные в Баку несколько лет назад Музеем независимости и не выставлявшихся до сих пор. Акварельные картины изображают сына Али бека, его родственников, легендарного Ататюрка. Дело в том, что с Ататюрком у Али бека, который в то время преподавал в турецком университете, были особые отношения, они питали друг к другу глубокое уважение и почтение. Однажды А.Гусейнзаде обвинили в покушении на Ататюрка, однако потом эти обвинения не подтвердились. На выставке представлены портреты Ататюрка, сделанные с натуры, а после смерти вождя - написанные Али беком по памяти.
Надо отметить, что выставка расположилась на грандиозной площади: два этажа музея, где каждый стенд отображает творчество одного художника. Рядом с его краткой биографией и описанием творческой деятельности на стенде приведены стихи поэтов и художников тех лет. Картины первых десятилетий прошлого века со всей очевидностью явились свидетельством происходящих в то время событий - как зафиксированных в истории, так и фактов, которые оспаривают наши вероломные враги. В этом плане картины первого художника, получившего в Тифлисе профессиональное образование живописца, - Бахруза Кенгерли предстают перед взором как участники исторических событий, запечатленных в красках. Мы видим серию картин последней волны азербайджанских беженцев, депортированных из Иреванской губернии (1905-1920).
Интересный факт, о котором поведала Фарах ханым: среди портретов беженцев, хранящихся в Фонде Национального музея искусств, есть картина педагога русского языка «Беженец Имран». Куратор рассказывает, что родственники и потомки этого самого Имрана каждый год приходят в музей и просят показать им портрет своего предка. Наверное, сберечь память о прошлом - самое важное, что могут сделать потомки, не забывающие историю своей родины. По ее свидетельству, выставку посещает очень много посетителей, туристов, школьников.
Яркие, полные энергии жизни и действительно говорящие картины великого Азима Азимзаде узнаваемы издалека. Сатирическую графику этого художника почему-то называют карикатурой - скорее всего потому, что советская власть в соответствии со своей идеологией приветствовала и иначе интерпретировала картины, изображающие народные и бытовые сценки из жизни азербайджанцев. Однако лучшим подтверждением жизнеспособности и непреходящей ценности его творчества является тот факт, что по истечении более ста лет картины А.Азимзаде сохраняют свою актуальность и силу, а многие социальные темы, к которым обращался художник, все еще имеют место в нашем обществе. На вернисаже также можно увидеть не выставлявшиеся до сих пор реалистические пейзажные полотна этого художника.
Переходя от стенда к стенду, мы словно листаем не только страницы истории нашей страны, но и мрачные страницы биографии наших живописцев, не избежавших репрессий 1937-38 годов. Например, Алекпер Рзагулиев был трижды репрессирован за свои пантюркистские взгляды. Его тяжелая судьба, конечно же, не могла не отразиться на творчестве, поэтому среди его работ мы видим лишь три картины, выполненные в цвете, две из которых утеряны, а одна сохранившаяся экспонируется на этой выставке. Черно-белую графику художника многие связывают с его нелегкой судьбой, и в редкие моменты появлялись цветные полотна, отмеченные, тем не менее, мрачным настроем.
В 30-е годы среди художников, которые получили профессиональное образование, появляется тенденция создания национальной школы, главная идея которой заключалась в том, чтобы сочетать традиции восточной миниатюры с западным искусством, причем контент должен был соответствовать советской идеологии. Художники Газанфар Халыгов и Салам Саламзаде стали одними из первых, кто взялся за советскую тематику, изображая тружеников села. В становлении азербайджанской портретной живописи велика заслуга художника Таги Тагиева, а картины Рустама Мустафаева, прожившего всего 30 лет, отличаются новаторством и реалистичностью, его работы минималистичны и абстракты, их часто сравнивают с полотнами Кандинского. Михаил Герасимов, о котором почти нет никакой информации, запечатлел в 30-е годы абшеронские мотивы.
Рассматривая экспонаты и слушая интересные рассказы куратора, замечательного искусствоведа, влюбленной в живопись Фарах ханым, я понимаю, насколько глубокой и скрупулезной была исследовательская работа, предшествовавшая этой выставке, учитывая недостаточную изученность этого периода национальной живописи. Фарах ханым отмечает, что готовили эту выставку несколько месяцев, но тема настолько интересная, обширная и малоисследованная, что ее можно изучать еще очень долго. Работа проводилась во всех музеях, хранилищах и архивах, и, руководствуясь временным периодом 1900-1940 гг., исследователи выискивали живописцев, творивших в то время, и выбрали самое лучшее, потому что этот период интересен прежде всего в политическом плане, ведь именно тогда происходили депортации, формирование АДР, советской власти, репрессии и т.д. За какие-то несколько десятилетий, подчеркивает Фарах ханым, произошло столько судьбоносных катаклизмов в жизни нашей республики, что они не могли обойти стороной эту сферу искусства и самих художников.
На вопрос, как получилось, что экспозиция совмещена с литературой и поэзией, куратор отвечает, что выставленные рядом с картинами стихи Ахмеда Джавада, Микаила Мушфига, Умм Гюльсум Садыхзаде и других поэтов более ярко отразили происходящие события, нежели живописцы в своих работах. Их реакция на все события была резкой, эмоциональной и мгновенной, потому что поэзия традиционно и исторически свойственна Востоку, а живопись была несколько более чуждым искусством, миниатюры - более иллюстративными и декоративными. Выбранные стихи, кстати, не очень известные, не столь характерны для авторов. Скажем, М.Мушфиг, которого мы знаем как тонкого лирика, написал стихотворение «28 апреля 1920 года», которое свидетельствует о его гражданской позиции. Очень пронзительны стихи репрессированной в 1937 году супруги публициста Сеид Гусейна Садыхзаде - Умм Гюльсум Садыхзаде (двоюродная сестра М.Э.Расулзаде), преисполненные гражданственности и социального протеста:
Sen, Bayrağım! Yüksek şanlarınla enərkən,
Mavi göyə bir duman gəldiyini gördüm bən.
Qoynundakı ağ nurlu ay-ulduzum sönərkən,
Üzərimə doğacaq günəşlərdən bezdim bən.
Al-yaşıllı bağında çiçəklərin solarkən,
Ürəyimdə pek acı bir inilti yüksəldi.
Hıçqırıqlar içində bayılırkən, düşərkən,
Məni tutub qaldıran xain, murdar bir əldi.
Yazıq, səni Bayrağım, endirdilər öyləmi?
Səni yıkıp devirən o zəhərli ruzigar,
O haqq yeyən haqsızlar, vəhşilər, tanrısızlar,
Yanar ocağımı da söndürdülər, öyləmi?
Bir röyamı oldu o gördüklərim hepisi?
Bağlandımı üzümə türk elinin qapısı?

Ümgülsüm Sadiqzadə. 1920
Стихотворение посвящено падению АДР, когда автор своими глазами видела, как большевики спускали трехцветный флаг демократического правительства. Умм Гюльсум ханым была единственной заключенной Баиловской тюрьмы, которая вела там дневник, и все, что мы сегодня имеем по описанию этой тюрьмы и ее постояльцев (в том числе и Дильбер Ахундзаде, супруги М.Мушфига), основано на ее записях. Этот дневник также экспонируется на выставке среди других рукописей, писем и документов, и читать его, с горечью подчеркивает Фарах ханым, очень тяжело...
На мой вопрос, были ли созданы полотна во времена демократического правительства, куратор выставки отвечает, что этот период наиболее полно отражен в поэзии того периода, а живописных работ как таковых нет, да и время было смутное. Близкие к этому периоду работы были сделаны Г.Кашиевой, Б.Кенгерли.
В связи с актуальностью темы и периода, который охватывает выставка, предусмотрены лекции по истории Баку первых десятилетий прошлого века, с которыми выступит блестящий знаток истории, известный просветитель и исследователь Фуад Ахундов. Самая известная картина Садыха Шарифзаде, автора образа Бабека, - «Сбор винограда». А вот картина сына Умм Гюльсум ханым - Огтая Садыхзаде, или портрет Азим Азимзаде, выполненный Гасаном Ахвердиевым.
Первый этаж выставки венчает стихотворение Гусейна Джавида о том, что основа, суть и спасение всего происходящего на земле - любовь!
Hər qulun cihanda bir pənahı var,
Hər əhli-halın bir qibləgahı var,
Hər kəsin bir еşqi, bir ilahı var,
Mənim tanrım gözəllikdir, sеvgidir
Həzz еtmədim firqədən, cəmiyyətdən,
Zеvq alamam hərbdən, siyasətdən,
Bir şеy duymam fəlsəfədən, hikmətdən,
Mənim ruhum gözəllikdir, sеvgidir.
Gözəl sеvimlidir, cəllad olsa da;
Sеvgi xoşdur, sonu fəryad olsa da;
Uğrunda bənliyim bərbad olsa da,
Son dildarım gözəllikdir, sеvgidir.
Gözəlsiz bir gülşən zindana bənzər,
Sеvgisiz bir başda əqrəblər gəzər,
Nə görsəm, hanki bəzmə еtsəm güzər,
Həp duyduğum gözəllikdir, sеvgidir.

Mənim Tanrım, 1922
На втором этаже музея собраны письма и рукописи, афиши, газеты, журналы, альбомы и исторические документы, написанные арабским алфавитом, на латинице и кириллице. Рукописи стихов Ахмеда Джавада, «Шейх Санана» Г.Джавида, один из первых выпусков газеты «Хаят», письма Дж.Джаббарлы, рукопись его пьесы «Яшар», афиши «Лейли и Меджнуна»… На стендах - старинные фотографии представителей духовно-интеллектуальной элиты Азербайджана, видеоматериалы и хроника начала прошлого века - встреча армии в Баку, фрагменты тюркологического съезда 1921 года, похороны Дж.Джаббарлы, первые постановки с участием Г.Сарабского…
Внимание привлекает фотография Алимардан бека Топчибашева, где он сидит в редакции газеты «Каспiй», а на стене - портрет мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева. Фотографии мартовской резни 1918 года, разрушенная большевиками «Исмаиллийя», правительство АДР, фотография прекрасной Гейсар Кашиевой…
Видео на мониторах демонстрируется весь день, с помощью наушников можно послушать голоса и выступления живших более ста лет назад выдающихся деятелей искусства Азербайджана. Пожелтевшие от времени свидетельства противоречивого и сложного периода истории Азербайджана хранят непокорный дух верных сынов и дочерей Страны огней, редкие светлые моменты и проблески счастья, сложнейшие перипетии и социальные потрясения.
Фарах ханым с сожалением замечает, что, работая в архивах с рукописями и документами, они обратили внимание на статистику, и выяснилось, что многие рукописи со времени, когда они были сданы в архив, ни разу не поднимались, не прочитывались и не изучались… Сами архивные работники подчас не ведали о том, какие документы у них хранятся, и приходилось долго искать их среди множества других бумаг, фотографий и документов.
Исследователи старались максимально полно показать этот период истории искусства Азербайджана и развернуть его во всей его неприкрытости, ведь именно тогда происходило формирование и становление национального искусства в условиях политических катаклизмов, когда многие его представители были репрессированы в 30-е годы и погибли в застенках сталинских тюрем.
Выразив искреннюю благодарность Фарах Алекберли за проведенную экскурсию, а также за колоссальную научно-исследовательскую работу, до глубины души впечатленная увиденным, я покинула Пространство современного искусства YARAT, все еще находясь под сильнейшим впечатлением от увиденного…
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать