• пятница, 19 Апреля, 12:25
  • Baku Баку 25°C

Теневые договоренности,

12 ноября 2019 | 17:23
Теневые договоренности,

ПОЛИТИКА
Серж Саргсян в последнее время весьма активизировался. Сначала он выступил в школе имени Андраника Маргаряна, затем последовала встреча с послом США, а на данный момент его Республиканская партия Армении (РПА) фактически сотрудничает с одним из институтов правящей партии Германии. Сам факт вызывает у армянского общества вполне резонный вопрос: чем обусловлена активность Саргсяна?
Весь цинизм активизации РПА и Сержа Саргсяна в том, что они бичуют ныне действующий популизм, игнорируя то обстоятельство, что он объективно мог родиться вследствие их преступной политики. Ведь популизм возникает всегда там, где политика исчерпана, а в этом направлении карабахский клан «последовательно» работал в течение двадцати лет, по мнению армянской общественности, грабя и разоряя страну, так и не решив ни одного животрепещущего вопроса.
Что объединяет РПА с Фондом Конрада Аденауэра?!
Буквально на днях в Цахкадзоре под эгидой Республиканской партии Армении прошел семинар «Популизм и традиционная политика: вызовы и решения», организованный при содействии Фонда Конрада Аденауэра. На мероприятии со вступительной речью выступил председатель РПА Серж Саргсян.
По сути это было внутрипартийное обсуждение РПА, однако недоумение вызывает то обстоятельство, что мероприятие финансировалось немецким фондом, который действует под эгидой правящей партии этой страны. Правда, РПА и ХДС Германии формально являются союзниками в рамках Европейской народной партии, однако партия Саргсяна де-факто не имеет отношения не только к европейским ценностям и консерватизму, но и к политике так таковой.
Армянское экспертное сообщество полагает, что низложенный третий президент опасается, что в ближайшее время может быть арестован, и пытается, с одной стороны, предпринять упреждающие шаги, создав имитацию международного содействия, с другой - политизировать возможные криминальные действия вокруг его персоны.
Однако сторонники Сержа Саргсяна распространяют другую версию, заключающуюся в том, что некоторые западные центры якобы хотят подчеркнуть субъектность их фаворита. И если принять этот довод всерьез, то получается, что новая власть Армении вызвала некоторое разочарование в западных центрах, и они нуждаются в дополнительных партнерах. Разумеется, представители власть предержащих в Армении напрочь отметают эту версию, считая ее очень слабой, «поскольку публичные заявления посла США или ответственных лиц ЕС подсказывают совершенно иное».
Имеет хождение и иная версия, согласно которой, внешние партнеры Армении пытаются сделать поведение Саргсяна контролируемым, не допустив его консолидации с однозначно пророссийским полюсом Роберта Кочаряна.
Однако ответ, возможно, лежит в совершенно другой плоскости. Особенно, если учитывать, что правительство Никола Пашиняна не дает всеобъемлющей политико-правовой оценки прежней системе, значит, и шанс на политическую реабилитацию получают не только РПА и Серж Саргсян, но и Роберт Кочарян со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Почему Кочарян подставляет Саргсяна
Роберт Кочарян в заключении поделился с агентством «Спутник Армения» своими мыслями о геополитических реалиях, где говорит о снижении доминирования США и повышении роли других силовых полюсов. В этом контексте он в очередной раз представляет власти Армении прозападными и утверждает об «антироссийском» характере этой власти и революции в Армении. Но самое интересное состоит в том, что его интервью происходит на фоне встречи Саргсяна и посла США, и именно после этого Кочарян дает очередную клятву верности России. А это означает, что предыдущие клятвы были не так уж и оценены или приняты.
К тому же это еще одно свидетельство того, что между Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном существует довольно жесткое противостояние. То есть рассматривая внутриполитическое развитие в Армении, невозможно прогнозировать что-либо, если игнорируется это противостояние, а экс-президенты рассматриваются, как единый полюс. Как показывает практика, такого единого полюса нет, поскольку в глубинном плане во внутренней жизни Армении противостояние между ними более жесткое и острое, чем вопросы двух этих полюсов по отдельности или борьба против новой власти. То, что второй президент упорно предъявляет заявку единственного защитника России, свидетельствует о том, что эта заявка не удостаивается адекватного внимания.
И вот тут возникает вопрос: почему? Ответ дает сделанное в Ереване заявление депутата Госдумы РФ Константина Затулина о том, что Россия не вмешивается во внутренние дела Армении, но, конечно, следит за происходящим развитием, и налицо знакомство с новой властью на самых разных уровнях.
Напомним, что в прошлом году почти за тот же период Затулин в своем Лазаревском клубе организовывал «политическую презентацию» Кочаряна. А сейчас, когда клуб крайне пассивен, Затулин вдруг заявляет о невмешательстве в события, а некоторое время назад находился в оккупированном Нагорном Карабахе с Саргсяном и вплотную с ним общался. Интересно, о чем?
Общность пары Кочарян-Саргсян
Между тем суд отклонил ходатайство адвокатов второго президента Армении об освобождении Роберта Кочаряна под залог. Решение накануне огласила судья Анна Данибекян. Это решение суда не только исходит из интересов правосудия, но и обеспечивает общественную консолидацию. В эти дни сторонники Кочаряна безрезультатно колесят по городам и весям Армении, убеждаясь в полном отказе общества от него. Неслучайно во дворе суда команда второго президента так и не обнародовала «впечатляющую» цифру, которая продемонстрировала бы активную поддержку общества подсудимому страны № 1.
Однако если по вопросу Кочаряна все кажется очевидным, то в случае с Саргсяном не все понятно, поскольку по делу «1 марта» он имеет всего лишь статус свидетеля и, судя по материалам предварительного следствия, явно издевается над следственными органами.
Так, несколько месяцев назад, отвечая на вопрос следователя о том, что «когда вы приводили войска из Арцаха, не думали, что ослабляете границы», Саргсян сказал с явной издевкой, что он не отвечает на вопросы с такими лирическими отступлениями.
Впрочем, не мудрено, что Саргсян всячески пытается спрятаться под тенью Роберта Кочаряна, хотя и несет с ним равносильную ответственность за события 1 марта.
Как считает армянское экспертное сообщество, даже если рассматривать десятилетние события с точки зрения практической политики, очевидно, что Серж Саргсян является основным бенефициаром событий 1 марта, который под своим незаконным президентством совершил беспрецедентный грабеж, оставив в силе «индульгенцию» Кочаряна и других. И эта преступная схема - общность пары Кочарян-Саргсян.
Роберт Кочарян находится в тюрьме, и это исходит как бы из повестки «бархатной революции», однако беззаботная и сытая жизнь Саргсяна ставит под сомнение сам факт армянской революции. Ведь пока Серж Саргсян на свободе, армянское общество справедливо думает, что между ним и Николом Пашиняном существуют теневые договоренности. Именно этот спорный контекст постоянно подпитывает реваншистскую пропаганду «бывших», являясь основой общественного недоверия к власти Пашиняна.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать