• пятница, 19 Апреля, 11:07
  • Baku Баку 13°C

Мистическое пространство

03 ноября 2019 | 15:08
Мистическое пространство

СОБЕСЕДНИК
Как известно, 10-20 октября в Баку проходил Международный театральный фестиваль М.А.Р., в программе которого на нескольких сценических площадках столицы было показано 18 разных по жанру, форме и направленности спектаклей театров из разных стран.
Концепция фестиваля выражена в виде идеи «Театр без границ», в котором сочетания различных форм театрального искусства призваны помочь зрителям разобраться в тонкостях широкого спектра форм современного театра. «Театр без границ» - универсальная платформа для общения, обучения, обмена знаниями и опытом. В программу фестиваля вошли спектакли, представляющие самые разные жанры и направления - от драмы, современного танца, физического театра и кукольных представлений до клоунады и музыкальных постановок с элементами циркового шоу.
Раскрывая зрителям свое представление о современном театре, создатель и художественный руководитель фестиваля М.А.Р., член Международного союза кукольных театров UNIMA и Europa Move Award, член Союза театральных деятелей Финляндии, почетный член Фонда культуры Европы, известный деятель кино и театральный режиссер Кямран Шахмардан говорит: «Для меня театр - мистическое пространство, которое я пытаюсь исследовать. Актер и зритель живут в этом пространстве, сопереживая друг другу, и каждый выбирает свое. Мой театр может быть иногда парадоксальным и гротесковым, чтобы магические силы актеров на сцене раскрылись еще больше. Театр без границ и фестиваль, разрушающий границы, но одновременно с помощью театрального моста соединяющий культуры и объединяющий вокруг этого события людей».
Фестивальные спектакли, кардинально непохожие и абсолютно разные по всем критериям и показателям, размыли границы между театральными жанрами и направлениями, в них преломились новые тенденции и современные идеи театрального пространства и театрального действа, поразившие воображение азербайджанского зрителя. Режиссура для Камрана Шахмардана - не профессия, а состояние души и образ жизни. С 2014 года его театр-фестиваль Black&White Theatre Festival превратился в интереснейшее событие театрального искусства, где зрители наслаждаются смелыми и новаторскими театральными представлениями. Идея фестиваля заключается в объединении культур мира и усилении дружественных связей между различными народами.
Камран Шахмардан, проживающий в Финляндии, любит экспериментировать всеми возможными и немыслимыми творческими средствами и категориями, он уверен, что театр - это душа и зеркало общества, и с этим трудно не согласиться. Режиссер призывает зрителей не проявлять равнодушия к театру, а внести свою лепту и обогатить театральный мир.
Фестиваль М.А.Р. подошел к концу, но творческая мысль режиссера не знает покоя, она продуцирует все новые идеи и проекты, которые в скором времени мы увидим. Камран Шахмардан, не почивая на лаврах, приступает к закладке фундамента следующего фестиваля и воплощения своих смелых идей.
А пока мы с Камран муаллимом сидим в кафе Port-Baku, обсуждаем итоги фестиваля и говорим о театре, который оба безумно любим.
- Итак, М.А.Р. успешно завершен. Можно ли сказать, что нынешний фестиваль - шаг вперед, сделанный не только театральной общественностью, но и зрителем, который продвинулся в своем представлении о театре XXI века?
- Будем надеяться, что зритель в этом году принял новый контент театра и новую программу нашего фестиваля, которая где-то усложнилась, а где-то я дал ей возможность отдохнуть и сделать выводы самому зрителю. Фестиваль в этом году стал более популярным, визуально и технически более сложным, а мы стали более профессиональными. Самая главная наша задача - привить любовь и воспитать новое поколение зрителей, которые будут воспринимать театр более профессионально.
Фестиваль был разделен на три части - первая, экспериментальная, прошла в стенах Пространства современного искусства YARAT. Это спектакль «Соль земли» (Израиль), спектакль АХЕ - петербургского экспериментального театра, одного из старейших инженерных театров Санкт-Петербурга, и Кукольный театр для взрослых, предметный театр. Эти три театра были в жанре экспериментального синтетического театра.
Вторая часть фестиваля носила развлекательный характер и была показана в стенах Аздрамы: комедия ОLЕ в стиле фламенко «Три сумасшедшие гитары», и Moscow Boys - ведущего квартета виртуозных исполнителей скрипичной музыки. Третья часть, которую я бы назвал театральным деликатесом, прошла в Русской драме, это - спектакль «Дядя Ваня» Театра Европы Льва Додина, который отвечал за классическую часть фестиваля.
Мы не должны забывать, что наш фестиваль все-таки синтетический, тема и концепция его заявлены как «Театр без границ». Мы даем зрителю возможность выбора, хотим показать всю палитру театров, и лишь после этого можно спросить у него: почему зритель не ходит в театр? Да как ему ходить, если он не видел разные направления театра XXI века, а ведь он очень сложный, многоликий и интеллектуальный. Сначала надо представить зрителю весь спектр, именно потому мы и привезли потрясающий театр Contempopary, который представляет собой новый язык экспериментального театра, возможность показать экспрессию движения посредством израильского театра «Киббутц».
Бакинский зритель был буквально ошарашен увиденным, израильтяне представили нечто потрясающее и феноменальное. Группа всемирно известная, безумно интересная, и я просто влюбился в этот театр! Потом у нас был потрясающий итальянский театр с Sardegna - это один из лучших, считаю, спектаклей сезона. А на закрытии - венгерский театр Recirquel «Кабаре» со спектаклем «Парижские ночи». Думаю, в этом году были спектакли для любого зрителя, даже для детей, мы привезли все лучшее, что состоялось за эти два года.
- По какому критерию отбирались театры и спектакли на фестиваль? Например, в программу было включено несколько постановок российских театров, и это наверняка не случайно, учитывая нашу историческую близость с русским театром и искусством в целом?
- Во-первых, нельзя забывать, что мы, азербайджанцы, еще и русскоязычный народ, это немаловажный фактор, и, конечно же, есть желание зрителя видеть русскоязычные спектакли. Я слышу эти пожелания и понимаю, насколько они обоснованны и справедливы, ведь у нас очень много исторически сложившихся связей с русской культурой и терять их никак нельзя. Мы просто не имеем права их терять. Наоборот, нужно находить новые границы, постигать новые языки и культуры, но ни в коем случае не терять то, что было и есть в настоящий момент. Это неблагодарно по отношению к тому пути, который мы уже прошли, ведь это наша история, а человек без истории - манкурт.
Что касается вашего вопроса о критериях выбора, скажу так: я часто езжу по разным странам и театрам, смотрю множество спектаклей и пытаюсь выбрать все самое свежее и интересное в разных театральных направлениях. Главное, чтобы это соответствовало сегодняшнему дню, было вкусно и интересно, чтобы это выполняло не только развлекательную функцию, но и воспитательную.
- Каким вообще, на ваш взгляд, быть театру XXI века и насколько важна в этом роль зрителя?
- Зрителя тоже надо воспитывать. Например, есть люди, которые ориентируются на тойхану, но мы не можем делать то же самое. Или другие жанры, хотя, кстати, это тоже своего рода театр. Все-таки мне кажется, что зрителя надо обязательно воспитывать, и это должно быть интересно и с высоким уровнем просветительского компонента и эстетического вкуса. А все остальное с годами поймется и простится, появятся новые фан-клубы в разных направлениях театра, зритель будет с удовольствием ждать и иногда даже просить. Зритель должен помогать, когда он голосует билетом, и в действительности билеты у нас не очень дорогие. Мы все больше и больше снижаем цены, студентам и вовсе продаем за копейки. На многие спектакли, если есть такая возможность, пускаем зрителей бесплатно, но мне думается, что и зритель должен проявлять со своей стороны активность, голосовать билетом и посещением.
Самое главное, что мне хотелось бы передать нашему зрителю: пожалуйста, будьте интеллигентнее, не опаздывайте на спектакли. А это все еще происходит: опаздывают, ищут места и тем самым нарушают концепцию постановки. Это неуважение к исполнителям, но еще большая проблема, когда зрители включают во время спектакля телефоны, - это вообще отвратительно! До начала спектакля мы просим зрителей не разговаривать по телефону, предупреждаем, что снимать нельзя, но этот позор продолжается.
Вы правы, зрительская культура в театре должна обязательно присутствовать. Наш зритель очень и очень неподготовленный, к сожалению, и гости нашего города просто в шоке от того, что они видят на спектаклях.
- Камран муаллим, как бы вы охарактеризовали процессы, которые происходят на мировом театральном пространстве - какие позитивные и негативные тенденции наблюдаются?
- Во-первых, слава Богу, во всем мире уже прошел театральный кризис и наблюдается театральный бум. Театр стал не только доходным и прибыльным искусством, он стал еще и элитарным, где-то даже буржуазным, и это меня пугает. Театр должен быть доступен для всех. Это главное, поэтому я выбираю такую разношерстную программу, чтобы был выбор. Мы не можем делать только спектакли для избранных, мы должны работать для каждого зрителя. Эта концепция дает возможность и для выбора.
- То есть лозунг «Театр без границ» подразумевает и его доступность для всех зрителей?
- Знаете, что такое «без границ»? Это - свобода, а свобода подразумевает уровень культуры. Там, где начинается моя свобода, кончается ваша. Только уровень культуры дает возможность быть свободным как интеллигентный человек.
- Всегда ли нужно интерпретировать классику сквозь призму своего времени, в этом ли фишка любого режиссера?
- Но это самое важное! Каждый режиссер должен показывать спектакль, пропуская его сквозь призму своего видения. В противном случае нам не нужны режиссеры, нужны лишь пьесы и актеры, которые будут все исполнять так, как написал драматург. Режиссура - это прочтение, попытка рассказать через свое восприятие, преломив пьесу и все, что в ней происходит, пропустить сквозь свою профессиональную практику и жизненный опыт, свое видение.
- Ваше детище Black&White Theatre Festival - театр, превратившийся в фестиваль. Расскажите подробнее о его специфике, как строится репертуар, на каком языке идут ваши спектакли?
- У нас фестиваль в основном визуальный, и я специально убираю языковые барьеры, но главным образом, это, конечно же, финско-английский театр. К нам приезжали даже шведоязычные и русскоязычные театры, потому что в Финляндии есть люди, говорящие на этих языках, но при этом обязательно включаются субтитры, они присутствуют всегда. Вообще, я стараюсь всегда приглашать визуальные театры. Концепцию театра без границ я придумал еще 17 лет назад, когда создал свой театр-фестиваль, она как бы исходит оттуда, и большинство спектаклей, которые я привожу в Баку, проходят через фильтр моего фестиваля в Финляндии.
Например, в этом году у нас в Азербайджане был финский театр WHS, и это - одно из ответвлений нашего театра, они - наша часть и не раз бывали на нашем фестивале. Зритель просто поражен нашим финским спектаклем. Это визуальный театр, он нас устраивает, мы любим такой театр. Это - театр XXI века!
- Есть ли мысль организовать гастроли вашего театра в Баку или поставить здесь новый спектакль?
- Я уже открыл фестиваль своим спектаклем по пьесе Джалила Мамедгулузаде «Сборище сумасшедших», и впоследствии, думаю, это превратится в само собой разумеющееся, потому что мы должны поддерживать наших режиссеров и нашу драматургию.
- Ваш спектакль «Сборище сумасшедших» будет показан зрителям после фестиваля?
- Желающих посмотреть этот спектакль очень много, сейчас мы готовим его к гастролям, и я думаю, на следующий год покажем его и в Азербайджане, все идет к этому.
- Фестиваль М.А.Р. открылся вашим спектаклем. Может ли это стать традицией - представлять на открытие свою постановку, чтобы зрители составили мнение о режиссерском почерке и стиле Камрана Шахмардана?
- Это было бы очень эгоистично. Конечно, я хотел бы работать на нашего зрителя, но думаю, что каждый год фестиваль должен открывать спектакль разных режиссеров, а я могу вернуться к этому лет, скажем, через пять. Надо и другим дать возможность ставить, а я буду помогать и даже приглашать. Но это обязательно должно быть на нашей драматургии, мы должны рекламировать и пропагандировать ее.
Вообще, у меня есть желание создать школу новой драматургии, чего нам сегодня очень не хватает. Сейчас мы работаем над этим, я веду переговоры с людьми, которые могут дать такую возможность. Мы готовим школу современной экспериментальной драматургии, и это будет платформа, где молодые будут ставить спектакли, экспериментировать.
- Эту школу будете вести вы?
- Я надеюсь. Очень хотел бы создать новую платформу, на которой мы будем делать эксперименты не только театральные, но и по разным направлениям. Это может быть и физический театр, и пантомима, то есть возможности будут довольно широки.
- В Баку не так уж много театров, а какой из них вызывает у вас наибольший интерес?
- Никакой! Не буду говорить плохо о своих коллегах, но хочу сказать, что ни в одном бакинском театре мне сегодня не хотелось бы работать, к сожалению. Я очень недоволен тем, что молодежь мало приобщена к театральной жизни. Мне кажется, в театрах для нашей молодежи нужно создавать рабочие места. Это катастрофично, когда она не имеет возможности себя показать, расти, экспериментировать. У меня есть мечта создать такую театральную волну, и это сможет сделать только молодежь, поэтому я очень хотел бы, чтобы наши театры давали возможность ставить спектакли молодым режиссерам, потому что за молодежью наше будущее. И я думаю, процесс пошел.
- Благодарю вас за интересную беседу.
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать