• пятница, 19 Апреля, 14:24
  • Baku Баку 25°C

Перевернуть мировоззрение миллионов

22 октября 2019 | 17:35
Перевернуть мировоззрение миллионов

НАУКА
На прошлой неделе в Швеции завершилась Нобелевская неделя, объявлены лауреаты премии по экономике, медицине, физике, химии, литературе и премии мира. Церемония вручения премий состоится 10 декабря в Стокгольмской филармонии.
Так кто и за что получил долгожданную премию в 2019 году? И возможно ли, чтобы когда-нибудь престижная награда, а вместе с ней лишь толика премиальных, состоящих из сколоченного Альфредом Нобелем в Баку капитала, вернулась в Азербайджан?
Можно ли мечтать о том, что подобно тому, как на открытом автобусе чемпионы провозят Кубок мира по футболу, наш лауреат провезет диплом и медаль нобелиата через весь город и проспекту Нобеля, в том числе?
Заполняя белые пятна истории
А пока Нобелевский комитет объявил имена лауреатов. Ими стали физиологи - американцы Уильям Кэлин и Грегг Семенца, а также британец сэр Питер Рэтклифф за открытие механизма чувствительности клеток к кислороду и их адаптации к его недостатку. Премию по физике получил канадец Джеймс Пиблзу - за теоретические открытия в физической космологии, швейцарцы Мишель Майор и Дидье Кело - за открытие экзопланеты на орбите вокруг солнцеподобной звезды. Нобелевский комитет отметил их вклад в новое понимание структуры и истории Вселенной и первое открытие планеты, вращающейся вокруг звезды солнечного типа за пределами нашей Солнечной системы.
Награды по химии удостоились американец Джон Гудинаф, британец Стэнли Уиттингем и японец Аире Есино «за разработку литий-ионной батареи». При этом 97-летний Гудинаф стал самым возрастным лауреатом в истории Нобелевских премий - почти ровесник самой премии.
Литературную премию за 2018 год присудили польской писательнице и поэтессе Ольге Токарчук - «за воображение повествователя, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни», а австрийский драматург Петер Хандке удостоен премии 2019 года за «влиятельную работу, в которой с лингвистической изобретательностью он исследовал периферию и специфику человеческого опыта».
Премия мира присуждена премьер-министру Эфиопии Абию Ахмеду - за инициативу по разрешению приграничного конфликта с Эритреей, продолжавшегося с 1998 по 2018 год, в результате которого погибли более 370 тыс. эритрейцев и 350 тыс. эфиопов. Премия Государственного банка Швеции памяти Альфреда Нобеля присуждена индийско-американскому исследователю Абхиджиту Банерджи, француженке Эстер Дюфло и американцу Майклу Кремеру - за экспериментальный подход к снижению глобального уровня бедности.
Это все те, кто получили премию. А кто был номинирован на премию 2019 года, станет известно лишь через пятьдесят лет - таковы незыблемые правила, установленные учредителем.
Очень часто можно слышать высказывания наших маститых ученых, что на премию номинировался академик Академии медицинских наук СССР Мустафа Топчибашев, а также выдающийся химик Муртуза Нагиев, что в наши дни, по прошествии полувека, установить уже возможно. Для этого посольство нашей страны в Стокгольме просто обязано заполнить эти белые пятна на карте истории нашей науки. Лично мне кажется более реальной вторая версия, и то, что академик Муртуза Нагиев, единственный из азербайджанских ученых был удостоен звания Героя Социалистического труда, выглядит, помимо высокой оценки его научной деятельности, также и как некой компенсацией того, что Нобелевский комитет обошел его вниманием. А может, и не обошел бы, если бы здесь, на его родине, была соблюдена процедура выдвижения кандидата. Но для этого нужна была самая малость, а именно, чтобы чувство зависти обошло бы тех, кто в то время отвечал за науку.
Из «Списка гениев»
Необходимо учитывать также и то, что это было время холодной войны, и комитет обращал внимание в первую очередь на диссидентов, подкладывая очередной динамит - изобретение самого Нобеля, под Советский Союз. Впоследствии такой динамит подложил под собственное кресло сам глава советского государства Михаил Горбачев, но это, черт побери, как любит повторять герой снятого в Баку фрагмента фильма «Бриллиантовая рука», - уже совсем другая история.
Кстати, по причинам деликатного характера престижная премия не присуждается математикам, вследствие чего она обошла, пожалуй, самого реального претендента на нее, нашего соотечественника Лютфи заде, точнее, Лютфали Аскерзаде. Странным образом премия обошла также и Али Джавана - американского физика азербайджанского происхождения, признанного светилу в области лазеров и квантовой электроники, изобретателя «газового лазера», занимавшего двенадцатую строчку в «Списке ста гениев».
Но родившийся в Баку академик Лев Ландау вписал-таки имя нашего города на доску почета премии. Причем члены нобелевского комитета сами навестили смертельно больного ученого в московской больнице и вручили ему награду, подчеркнув тем самым глубокое уважение к личности ученого. Прямо скажем, из ряда вон выходящий случай, как и отказ от премии Льва Толстого в октябре 1906 года.
Русский прозаик, поэт и драматург Николай Войнович говорил, что гордиться своими предками так же глупо, как и своей национальностью. Но знать свою родословную, по крайней мере, интересно. Так что, по большому счету, нет особой разницы, где сделано судьбоносной открытие, у себя на родине или, как высказался президент Трамп о событиях в Сирии, за семь тысяч миль от нее, в Америке. Главное - правильно распорядиться результатами научных исканий. Но так уж устроен человек, что всегда старается перетянуть одеяло на себя. Вот футбол: что в нем главное? Зрелище. Смотри на игру французов, итальянцев или немцев и наслаждайся на полную катушку. Так нет же, смотрим бездарную игру наших, и сами того не желая, поджигаем фитиль этой самой катушки, ведущий к нобелевскому динамиту, подложенному под самое сердце, и каждый гол в наших воротах если и не разрывает сеть ворот, то сердечные наши артерии расшатывает точно.
Но вернемся к вопросу, заданному самим себе в начале статьи: кто, если и не гражданин Азербайджана, то хотя бы своими корнями связанный с Азербайджаном, независимо с Северным или Южным, может получить премию? Ответ на сей вопрос мне подсказал академик Тофик Нагиев, предложивший «изучить досье» Аркани Хамеда - канадского и американского физика-теоретика азербайджанского происхождения, специалиста в областях физики элементарных частиц, теории струн, космологии.
Дерзай, и награда тебя найдет
Для сведения - родители Хамеда, Джафаргули и Хамиде Аласти - физики, уроженцы Тебриза. Будучи ребенком, в 70-х годах прошлого века Аркани Хамед вместе с семьей иммигрировал в Канаду, где окончил университет. Затем защитил диссертацию «Суперсимметрия и иерархии» в Калифорнийском университете в Беркли, после этого - работа в Стэндфордском университете, в Беркли, а затем в Гарвардском университете, где он стал фул-профессором в 30 лет. С 2008 года он профессор Института перспективных исследований в Принстоне, член Американской академии искусств и наук. Аркани Хамед удостоен медали Грибова от Европейского физического общества, назван в «Бриллиантовой десятке» по версии журнала Popular Science, включен в список «Ста живущих гениев», удостоен премии Тель-Авивского университета и премии по фундаментальной физике.
Так может этот ученый впишет азербайджанское имя в историю нобелевских премий? Остается ждать и надеяться, как ждут футбольные болельщики звездного часа нашей сборной. Но игра нашей футбольной сборной пока безнадежно далека от получений заветных проходных баллов на мундиаль. Видимо, и в футболе настала пора учредить теневой чемпионат для неудачников, каковой является Шнобелевская премия для ученых. Что это значит, думаю, все прекрасно знают: ignoble по-английски - позорный. К позорному столбу Шнобелевский комитет «пригвоздил» в 1992 году даже члена-корреспондента РАН Ю.Стручкова за то, что в период с 1981 по 1990 год опубликовал 948 научных работ, то есть в среднем каждые четыре дня сей ученый муж выдавал на гора по статье. Премия 2000 года была присуждена Андре Гейму и Майклу Бери за магнитную левитацию живой лягушки, и этот список можно продолжить. Как видим, премия, которая тоже вручается в октябре, но за достижения, которые сначала вызывают смех, а потом заставляют задуматься.
Задуматься заставляет и то, что открывается взору, когда оглядываешься, когда в большинстве случаев мы видим лишь регалии, должности, награды - атрибуты нашей неискоренимой провинциальности, заживо похоронившие под собой науку. Истинному ученому нужна не номенклатура, не нужны большие административные и финансовые пространства, их космос внутри них самих. Для примера, до самой смерти Лев Ландау оставался рядовым сотрудником Института физических проблем. Рядовым, при наличии званий академика и Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской, трех Сталинских и, наконец, Нобелевской премий. А другому Льву - Толстому только и нужна была Ясная поляна, стопка бумаг, перо и чернила, ну и, естественно, ясный ум, чтобы перевернуть мировоззрение миллионов.
Так что, нам остается только ждать, надеяться и дерзать.
Зульфугар ФАРЗАЛИЕВ
banner

Советуем почитать