• четверг, 28 Марта, 22:14
  • Baku Баку 13°C

Устраняя барьеры

17 октября 2019 | 09:01
Устраняя барьеры

ПЕРСПЕКТИВЫ
Страны Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) рассматривают возможность устранения таможенных барьеров и сокращения времени таможенных процедур для крупнотоннажных автомобилей. Упрощение таможенных процедур и создание общей для стран ССТГ судебной системы, безусловно, послужит целям усиления интеграционных связей на этом пространстве, уверены в руководстве Совета по торговле и промышленности этой организации.
На сегодняшний день тюркоязычные страны успешно сотрудничают в экономической сфере, на что указывают также объемы товарооборота, достигшие в прошлом году $7 млрд, а с вступлением в ССТГ Узбекистана упомянутый показатель может резко возрасти до $12 млрд условных единиц резервной валюты.
Принимая во внимание устойчиво растущие цифры оборота торговли и взаимный экономический интерес, устранение таможенных барьеров послужит активации межстранового сближения, открывая широкие перспективы, в том числе для Азербайджана, инвестировавшего в страны ССТГ $15,3 млрд и почти столько же привлекшего капиталовложений из братских государств.
Реальность и перспективы
В нашей стране представлено рекордное число компаний (3,2 тыс.) из государств - членов ССТГ, а потому прозвучавшие на полях успешно завершившегося VII Саммита организации предложения имеют непосредственное отношение к Азербайджану.
На вопрос корреспондента газеты «Каспiй», что это даст на практике, руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде заявил, что мы являемся свидетелями не просто расширения формата сотрудничества, но и перехода его в реальную плоскость. «Как известно, Азербайджан, Турция и Казахстан являются партнерами на всех международных политических и экономических площадках, защищая интересы друг друга.
Теперь этот круг расширится гораздо быстрее, в случае если материализуется предложение о введении общих таможенных пошлин для стран - членов Тюркского совета, исходящее от турецкой стороны. Оно весьма интересно, но пока сложно для практической реализации в ближайшей перспективе, - сказал в беседе с нами политолог. - Сложность реализации этой идеи заключается в том, что страны ССТГ входят в различные интеграционные объединения - от Евросоюза (в случае с Венгрией) до трех членов ЕАЭС. Кроме того, присутствует специфический момент - Азербайджан и Узбекистан не являются членами Всемирной торговой организации, тогда как Казахстан, Кыргызстан и Турция входят в ВТО».
Упомянутые обстоятельства, на взгляд собеседника, являются сдерживающим фактором для введения общих таможенных пошлин и прочих тарифов. С другой стороны, прослеживается очевидная необходимость повышения транзитного и транспортного потенциала, а также активизации экономического взаимодействия стран Тюркского совета, что само по себе не оставляет сомнений в необходимости принятия регулятивных мер.
«Тем временем в рамках реализации Транскаспийского транспортного маршрута между дорожными ведомствами Турции и Грузии последняя не является членом ССТГ, а также Азербайджаном и Казахстаном были согласованы общие подходы к тарифной политике, которые могут лечь в основу новых нормативных документов в рамках Тюркского совета, предусматривающих упрощение процедур перехода границ или же, как принято говорить, растаможки», - считает И.Велизаде.
По его словам, для более углубленной работы в этом направлении требуется создание специальных комиссий для проработки вопросов согласования положений договоров, обязывающих государства Совета подчиняться общим правилам в рамках различных интеграционных объединений, куда они входят. Это касается, в частности, Казахстана и Кыргызстана, являющихся членами ЕврАзЭС и имеющих определенные обязательства в рамках членства в этой организации. В свою очередь Турция имеет соглашение об упрощенной торговле с ЕС, и как это обстоятельство будет соответствовать новой пошлинной политике - вопрос определенных согласований.
«Что касается стремления стран Тюркского совета увеличить товарооборот, активизируя экономическое сотрудничество, - это вполне объяснимо, поскольку оборот товаров между странами этого регионального объединения временами не соответствует реальному потенциалу, - продолжил И.Велизаде. - Например, товарооборот между Азербайджаном и Узбекистаном по итогам прошлого года составил всего порядка $50 млн, с Казахстаном - втрое больше, но и это тоже небольшая цифра. Лучше обстоят показатели торговли и экономического взаимодействия между Турцией и Азербайджаном, Казахстаном и Турцией, Казахстаном и Узбекистаном, Кыргызстаном и Казахстаном, что объясняется особенностями географического положения этих стран и наличием тесных хозяйственных связей».
Приоритетные цели
При целостном рассмотрении экономическое взаимодействие между странами ССТГ не исчерпывает потенциала, считает собеседник. Если посмотреть на структуру товарооборота, можно заметить отсутствие баланса с перевесом нефти и газа, тогда как продукция глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью занимает скромные позиции. «Значительное место в торговой структуре стран Тюркского совета занимает энергосырье, первичная, не переработанная продукция сельского хозяйства, соответственно, гораздо меньше товаров агропромышленного комплекса, что само по себе накладывает нежелательный отпечаток на характер сотрудничества, и члены ССТГ справедливо стремятся изменить ситуацию путем повышения роли отраслей с высокой добавленной стоимостью. Безусловно, в таких условиях стремление превратить объединение тюркоязычных стран в более динамичное, наполненное солидным экономическим содержанием сообщество будет превалировать в ближайшей перспективе», - уверен политолог.
Касаясь заявлений о создании единой судебной системы, озвученных на полях прошедшего саммита, экономист и юрист Акрам Гасанов сообщил корреспонденту газеты «Каспiй» о сложности воплощения упомянутых инициатив.
«Дело в том, что в целом слабые экономические связи между нашими странами придают этому объединению, скорее, политико-идеологический характер с акцентом на единство тюркоязычных государств, которые объединяет языковая и культурологическая общность. Однако религия связывает государства упомянутого регионального объединения даже больше, чем язык, поскольку население стран Тюркского совета почти не понимает друг друга. Скажем, языковая общность наблюдается у Азербайджана и Турции, Кыргызстана и Казахстана, но в целом имеется большая разница, - пояснил А.Гасанов. - Не случайно ССТГ называют объединением тюркоязычных, а не тюркских стран, поскольку не все согласны, что эти народы относятся к тюркскому этносу». Свою точку зрения специалист аргументирует тем, что даже расовый тип современных тюркоязычных народов неоднороден - начиная от чистых монголоидов, заканчивая чистыми европеоидами.
По словам собеседника, говорить про общность языка и этноса сложно, принимая во внимание историческое расширение ареала тюркских языков и многовековую ассимиляцию. «В данном случае все условно, - отметил А.Гасанов. - Что касается Тюркского совета, считаю, что Азербайджан в этом объединении занимает центральное место, принимая во внимание тесное взаимодействие с Турцией, обусловленное в первую очередь языковой общностью, в отличие от других стран, с которыми мы общаемся на русском языке».
Говоря об экономическом сотрудничестве, идея создания единой таможенной зоны для тюркоязычных стран не нова, в частности уже отмечалось, что увеличение объема международной торговли между странами Центральной Азии, Азербайджаном и Турцией возможен в результате сокращения и полного устранения торговых барьеров, таких как, к примеру, импортные пошлины и квоты. В качестве формата реализации этой замечательной идеи рассматривается создание своего рода таможенного союза, или же зоны свободной торговли, или, что является более распространенной практикой, международные переговоры.
«Снятие таможенных барьеров будет сложным, - считает собеседник. - Главное препятствие заключается в том, что страны ССТГ уже имеют членство в экономических блоках. Скажем, Казахстан и Кыргызстан входят в ЕврАзЭС и имеют там свои обязательства, другие члены Тюркского совета входят в ВТО, наша же страна проводит независимую политику. Кроме того, объединение тюркоязычных стран не наполнено веским экономическим содержанием в отличие от прочих экономических объединений, членами которых они являются. Достаточно отметить, что при совокупном объеме товарооборота государств ССТГ в $560 млрд взаимная торговля его участников с потенциальным рынком в 160 млн человек составляет сегодня только около $8 млрд.
С другой стороны, торговый оборот между странами развивается в формате двусторонних договоренностей. Скажем, у Азербайджана имеются договора с Турцией и со всеми странами Тюркского совета об избегании двойного налогообложения, о правовой помощи и пр. Словом, все это действует в отдельности, а интегрировать системы в рамках идеолого-культурного объединения имеет смысл в среднесрочной перспективе».
Касаясь вопроса создания общей судебной системы для решения проблем, связанных с торговлей между странами ССТГ, экономист отметил, что вопрос упирается в разные правовые системы стран-членов этого объединения.
Наработки и ожидания
«В наших странах разные правовые системы, особенно же они различаются у постсоветских государств с Турцией. И, кстати, на каком языке будет принимать решения этот единый суд? - вопрошает А.Гасанов. - Кроме того, страны различаются уровнем правосознания и имплементации - в одних прописан примат права, в других веками сложился приоритет политической целесообразности. По этой причине на первых порах создать единую судебную систему будет сложно. Кроме того, уже существуют договоры о правовой помощи между государствами. Что действительно актуально для нашей страны, чтобы привести в нормальное состояние судебную систему, поскольку ей есть куда расти после апрельского указа главы государства о судебно-правовых реформах».
Напомним, что упомянутый указ Президента Ильхама Алиева поставил важные задачи, направленные на решение таких проблем, как развитие предпринимательства, имеющего приоритетное значение для экономического роста, а также расширение возможностей обращения в суд, предотвращение вмешательств в судебную деятельность, повышение эффективности производства и устранение волокиты, сокращение рабочей нагрузки судей и пр.
В свою очередь экономист Руслан Атакишиев в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» сказал, что Тюркский совет за 10 лет своего существования оказал поддержку укреплению доверия между государствами - членами организации, а также созданию благоприятных условий в сфере торговли, стимулированию сотрудничества между ними. По его словам, несмотря на проблему столкновения интересов двух интеграционных образований на постсоветском пространстве, Тюркский совет, в состав которого входят и два государства - члена ЕАЭС, имеет широкую сферу интересов в регионе от укрепления культурных и экономических связей между тюркскими государствами до политической интеграции в перспективе.
В целом же выявляются точки соприкосновения интересов обеих организаций, а также формулируется ряд сценариев развития отношений ЕАЭС и Тюркского совета с учетом как экономических интересов и положения их государств-членов, так и политической конъюнктуры, детерминирующих их деятельность на мировой арене, резюмировал эксперт.
Тамара ХАЙРУЛИНА
Проект осуществляется при содействии Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать