• четверг, 28 Марта, 19:11
  • Baku Баку 13°C

Красная черта пройдена

03 октября 2019 | 13:26
Красная черта пройдена

РЕГИОН
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу резко раскритиковал заявление президента Франции Эммануэля Макрона на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге о свободе слова в Турции. Он подчеркнул, что даже самый высокопоставленный представитель любого государства не вправе комментировать тему свободы слова в другой стране, добавив, что тем самым Макрон «перешел все границы».
Далекий от идеала
Тема навязывания Западом своего мнения относительно идеалов свободы слова и плюрализма мнений не нова, и обсуждается по всему миру. Да и лично сам президент Франции далек от идеала в упомянутых вопросах. Прав Чавушоглу и в другом, раскритиковав позицию нынешнего лидера официального Парижа относительно миграционной политики.
«Сколько беженцев до сегодняшнего дня приняла Франция? Практически мизер в сравнении с Турцией, на которой лежит почти вся нагрузка в решении этой проблемы. Однако вместо того, чтобы помочь общему европейскому дому в борьбе с экстремизмом, Эммануэль Макрон лично принимает в Елисейском дворце представителей сирийского крыла «Курдской рабочей партии», известной всему миру, как террористическая организация, - сказал глава турецкого внешнеполитического ведомства. - Если господин Макрон так чувствителен к нарушениям свободы слова, то почему журналисты не были допущены на его выступление в ПАСЕ? Именно так и обстояло дело - представителей СМИ не пустили на празднование 70-летия этой организации из-за препятствий, чинимых французским правительством. Кроме того, мы знаем, что Макрон закрыл департамент СМИ в Елисейском дворце, который существовал при всех президентах Пятой республики, зато он любезно принимает так называемые «Отряды народной самообороны» (ОНС), угрожающие безопасности и суверенитету Сирии».
Кроме того, Чавушоглу охарактеризовал речь Макрона «кукареканием петуха, ноги которого увязли в грязи» (намек на галльского петуха - символ Франции. - Прим. ред.).
В чем суть противостояния?
Надо сказать, что двусторонние отношения этих стран давно уже нельзя назвать позитивными. Кроме того, в быстро меняющемся мире Турция стремится стать надрегиональной державой второго порядка. Плюс ко всему союзников по НАТО раздражает ее оптимизм насчет вступления в Евросоюз, и они периодически показывают ей «козью морду».
Однако официальная Анкара с начала 1960-х годов демонстрирует упертость, хорошо зная, что двери в «элитный», хотя и разношерстный, христианский клуб для нее не откроются никогда, даже если она будет следовать всем установкам. Представляете, для бедных стран Балтии, Греции, Кипра, даже Болгарии с Румынией - всегда пожалуйста, а для типичного донора, но носителя иной религии - от ворот поворот. Чем не лицемерие?
Не праздный вопрос
Анкара надеется на то, что вступление в европейский клуб значительно повысило бы ее авторитет и имидж, однако именно французы являются многовековыми застрельщиками сдерживания турецкого влияния на Старый Свет. Особенно сильно турецко-французские отношения испортились во время президентства Николя Саркози - камнем преткновения традиционно стал европейский вектор внешней политики Анкары. Для Франции, в которой доля мусульманского населения стремительно увеличивается, что несет целый комплекс угроз для французской самобытности, культуры и христианской этики, членство в ЕС мусульманской страны с 75-миллионным населением, будет означать, что Турция по числу голосов в европейском парламенте займет второе место после Германии, а значит, играть одну из ведущих ролей в ЕС, что мало отвечает амбициозным устремлениям французских политиков.
Кстати, такого рода незавуалированные критические высказывания стали нормой в «стране пармезана», а особенно турецко-французские отношения омрачило признание Парижем 22 декабря 2011 года им же выдуманного когда-то мифического «геноцида армян». В соответствии с принятым во Франции законом, за отрицание этого несуществующего явления устанавливается штраф в размере 45 тыс. евро или год тюремного заключения.
Реакция Анкары последовала незамедлительно - в турецкий парламент был внесен законопроект, согласно которому действия французов в Алжире в 1950-1958 гг. и Руанде в 1994-м расцениваются в качестве преступления против человечества и признаются геноцидом. Ну и понятное дело, турки накинули двукратное наказание - согласно местному законопроекту, наказание для лиц, отрицающих этот факт, - штраф в размере 90 тыс. евро или два года лишения свободы.
Теплое крыло для террора
Не улучшил турецко-французские отношения интерес французов к так называемым «Сирийским демократическим силам» (СДС). Вначале это были типичные боевики из ОНС, однако американцам нужно было финансировать их «вклад в борьбу с террором», а потому к военизированной структуре приклеили политический ярлык, на имя которого и стали отправлять деньги, оружие, инструкторов. Но уши-то не спрячешь, а потому французы тоже решили урвать из ближневосточного конфликта кусок пожирнее, тем более что до пришествия к власти Хафеза Асада Сирия была под протекцией Парижа. То есть Франция тоже хочет решить черновой вариант своих политических задач чужими руками, а поскольку СДС для этого самый удобный партнер, потому и решила она разыграть курдскую карту в качестве инструмента для контроля территории, отчужденной у правительства Сирии.
Так, постоянный представитель Франции при ООН Франсуа Делатта недавно заявил, что военные его страны будут пытаться защитить СДС после анонсированного президентом США Дональдом Трампом ухода американцев. После этого Чавушоглу предостерег партнера по НАТО от этого шага, доказав бесперспективность занятия. Тем самым Анкара дала понять, что если французы продолжат свои действия, то Турции ничего не останется, как пресекать это самым жестким образом.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать