• суббота, 20 Апреля, 18:35
  • Baku Баку 24°C

Наши в Нидерландах

22 сентября 2019 | 13:10
Наши в Нидерландах

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Вугар Закир оглу Аббасов родился в 1974 г. в Бейляганском районе Азербайджана. В 1992-м поступил на факультет социально-политического администрирования Западного университета, который благополучно окончил в 1997-м. В 1993-2008-м работал на Азгостелерадио на различных позициях. Женат, имеет двоих детей. В 2008 г. с семьей переехал в Нидерланды. В 2012-2015 гг. учился в Колледже Леонардо да Винчи. Член союзов журналистов Азербайджана и Нидерландов. В настоящее время работает юрисконсультом в нидерландском управлении по работе с беженцами. В 2015 г. вместе с группой коллег учредил и с тех пор возглавляет организацию азербайджанской диаспоры Connect. За время пребывания в Нидерландах имел множество встреч с членами парламента, главами муниципалитетов и различными политическими деятелями.
Сегодняшний гость нашей рубрики - член союзов журналистов Азербайджана и Нидерландов, председатель действующей в Нидерландах организации Connect Вугар Аббасов.
- Вот уже более 10 лет вы с семьей живете в Нидерландах. Как прошла адаптация?
- Прежде всего хочу поблагодарить вашу газету за внимание. Поначалу адаптация проходила не так легко, и это, в общем-то, естественно: незнакомые страна, язык, обычаи. По мере освоения всего этого жизнь стала налаживаться. Проблем с интеграцией у нас нет, но тоска по родине, конечно же, дает о себе знать. Это присуще всем эмигрантам, которые внутренне привязаны к родине, в сердце живет тяга к родной стране. Может быть, это относится и не ко всем, но наверняка к большинству. Иногда мне кажется, что многие из тех, кто остались там, нас позабыли, но мы никого не забываем.
У нашего прекрасного поэта Мамеда Араза есть стихотворение, посвященное, если мне не изменяет память, одному эмигранту во Франции. В нем так и говорится: уезжающие на чужбину сами ничего не забывают, но оказываются забытыми на родине. Во мне это ощущение обостряется, оттого что из своей страны нам по большей части приходится выслушивать попреки: дескать, чем там эта диаспора занимается? И никто не заикается о моральной поддержке живущим за рубежом соотечественникам. Они не задумываются о том, что мы ведь на чужбине живем. Часто думаю: чего они хотят от эмигрантов? Может, я неправ…
- Можно ли констатировать наличие в Нидерландах сильной, централизованной азербайджанской диаспоры?
- Я бы поставил вопрос несколько иначе: должна ли вообще диаспора управляться из единого центра? Лично я не могу ответить на этот вопрос положительно. Если говорить о Государственном комитете по работе с диаспорой, то я не считаю, что их функция состоит в управлении диаспорой. Этот комитет не должен вмешиваться в дела диаспоры - они могут давать свои рекомендации, предлагать помощь и так далее. Для такого вывода у меня есть соответствующие основания.
Во-первых, работники означенного комитета, сидя в Баку, не могут досконально разбираться в характере всех народов мира. Ясно, что деятельность диаспоры в каждой стране должна строиться в соответствии с местными условиями, законами, обычаями и традициями. Понятно, что все это лучше всего знаем мы - те, кто живет в данной стране. Если нами будут управлять из Баку, то о каких достижениях вообще можно говорить?
С другой стороны, если этот комитет выступит с инициативой, что он должен управлять зарубежной диаспорой, то это будет означать, по сути, претензию на управление иностранными гражданами, а следовательно, вмешательство во внутренние дела другого государства. Словом, я считаю, что диаспора не должна управляться из единого центра, хотя нельзя сказать, что попыток в этом русле не предпринималось: судя по наблюдениям, есть определенные силы, которые пытаются управлять диаспорой.
- Почему вы выбрали для своей организации название Connect и какова ее численность?
- Название отражает поставленную нами задачу: внести посильный вклад в развитие связей между двумя странами. Что до численности… Вот мы опять приходим к теме количества, делаем упор на это, тогда как для меня качество куда важнее. Хочу открыть вам небольшой секрет: чтобы зарегистрировать здесь организацию, достаточно трех человек - председатель, секретарь, бухгалтер. То есть в нашей организации три человека как минимум налицо.
Но шутки в сторону, есть организации, которым нужны люди, поскольку они устраивают митинги. Наш Connect состоит по большей части из голландцев, в том числе и его правление. Много неофициальных членов из голландцев, которые поддерживают организацию извне, причем довольно активно. Среди них и политики, и журналисты, и предприниматели. Главная наша задача - зарекомендовать себя среди голландцев.
- Каковы численность азербайджанцев в Нидерландах, степень их интеграции в местную среду и как они представлены в органах управления?
- Относительно численности наших соотечественников цифры приводятся различные. Одни источники называют 10 тысяч, другие - 20 тысяч. Что же касается представительства в государственных органах, то должен заметить, что для наших зарубежных соотечественников, а точнее - для первого поколения живущих на чужбине, это весьма проблематично. Причины различные: незнание или слабое знание языка, проблема с признанием дипломов о высшем образовании. Заявляю открыто: среди первого поколения наших соотечественников, обосновавшихся за рубежом, уровень представительства в органах государственной власти далек от желаемого.
- Как известно, не так давно в Госкомитет по работе с диаспорой назначен новый председатель - Фуад Мурадов. Довольны ли в среде диаспоры подходом новой команды к зарубежным соотечественникам?
- Я считаю, что комитет должен проводить определенную стабильную политическую линию, не зависящую от отдельных лиц. Фуад Мурадов часто ездит в зарубежные страны, проводит многочисленные встречи. Я не знаю, о чем идет речь на них, какие решения принимаются, информацию черпаю лишь из СМИ. Остается надеяться, что в конце концов все это приведет к осязаемому результату.
Главное - наличие стремления. При прежнем руководстве комитета я был среди самых активных критиков работы этого органа, за что часто подвергался упрекам. Но как только руководство комитета сменилось, те, кто упрекал меня за критику, принялись сами критиковать ушедшее в отставку руководство комитета, да еще резче, чем до того я. Ими двигало то обстоятельство, что из Президентского аппарата прозвучали критические пассажи в адрес прежнего руководства комитета. Я считаю это двуличием. Там, где нет здоровой критики, нет смысла ожидать прогресса, движения вперед. Любые утверждения о том, что все прекрасно, смешны.
В любой работе неизбежны ошибки, и на них нужно указывать, тем более если считаешь себя другом. И сейчас я не буду фальшиво заявлять, что все стало отлично. Я наблюдаю, и когда придет время, думаю написать серию статей на эту тему. Пока же замечу, что инициативу Фуада Мурадова по организации летних лагерей для молодежи из числа зарубежных азербайджанцев приветствую. Считаю этот проект весьма важным для укрепления привязанности молодежи к исторической родине. Могу сказать добрые слова и о проекте Diaspor TV и надеюсь, что в дальнейшем они будут работать в этом направлении еще лучше.
- Еще одно новшество - создание координационных советов. В прошлом году состоялось заседание Координационного совета азербайджанцев Бельгии и Нидерландов. Насколько эффективно такое структурирование?
- К сожалению, ничего хорошего на сей счет сказать не могу. Возможно, мотивы и добрые, по крайней мере, я в это верю, но механизм достижения цели не позволяет этой вере сохраниться. Обратимся к упомянутому вами Координационному совету азербайджанцев Бельгии и Нидерландов. Интересно было бы задать членам этого совета вопрос: верят ли они, что создание совета обеспечило единство диаспоры?
Я же могу сказать, что есть целый ряд организаций в Бельгии и Нидерландах, включая и наш Connect, которые не присоединились к данному Координационному совету, и это в большинстве своем организации достаточно авторитетные, проводящие значимую работу. Предоставляю читателям самим сделать вывод о степени эффективности проводимого в диаспоре структурирования, пусть и на ограниченном примере Бельгии и Нидерландов. Я считаю, что все эти попытки создать видимость единства, сопровождаемые делением на «своих» и «чужих», не могут принести пользу общему делу. Возможно, подобные надстроечные структуры и не нужны вовсе. Может быть, мы к такому не готовы. Вопросов много, но ясно, что прежде чем сделать тот или иной шаг, следует его всесторонне обдумать.
- Как бы вы оценили эффективность мероприятий диаспоры в связи с карабахской проблемой?
- Считаю выдвинутые по этому вопросу инициативы недостаточными. Пока захваченные земли не освобождены, пока мы не добились официального признания странами проживания факта оккупации части территории Азербайджана, я не могу назвать эти шаги удовлетворительными. С другой стороны, Карабах - наше общенациональное дело, и каждый делает в этой сфере все, что в его силах.
- Как ваша организация выстраивает отношения с государственными органами, органами местного самоуправления, журналистами?
- Да, у нас имеются определенные связи с политическими кругами, партиями, медиа, но я не считаю их достаточными. Такие связи необходимо расширять, чтобы соответственно и результатов было больше. Однако не все условия благоприятствуют расширению таких связей.
Конкретно наша организация не имеет достаточных финансовых возможностей для участия во всех мероприятиях, куда нас приглашают, и привлекать других на собственные акции. Я встречался с десятками политиков и как председатель организации, и в качестве журналиста - с депутатами, главами муниципалитетов, партийными функционерами, выступал с интервью и статьями о нашей стране, участвовал в радиопередачах.
Последний раз я в течение полутора часов говорил в прямом эфире об Азербайджане, передавалась наша музыка. Но этого мало, нужно делать больше, говорю это от имени нашей организации. Все упирается в финансы. Я проводил также встречи в парламенте, поднимал вопросы о Карабахе, Ходжалы. Была возможность пройти журналистскую аккредитацию в парламенте, но из-за финансовых трудностей пришлось отказаться. Проводили мероприятия с участием практически только голландцев - предпринимателей, политиков, журналистов, однажды даже руководителем одного из муниципалитетов. Периодически получаю приглашения на мероприятия журналистского союза, что означает возможность наладить новые знакомства, но из-за ограниченности в средствах не всегда посещаю их.
Иными словами, наши возможности не позволяют в полной мере воспользоваться всеми представляющимися шансами. Перечисленное мною - лишь небольшая часть того, что мы проделали, и тем более - того, что могли бы проделать. Но не хочу показаться недовольным, просто наши соотечественники должны понимать, что мы в рамках наших скромных возможностей работаем, а не сидим сложа руки.
- Если можно, несколько слов о сотрудничестве европейских деловых кругов с Азербайджаном.
- Мы предпринимаем шаги для дальнейшего расширения этих связей. Должен с сожалением заметить, что нередко мы сталкиваемся с проявлением необязательности со стороны наших предпринимателей. Наша организация пытается содействовать налаживанию связей, и в данный момент при нашем посредничестве ведутся переговоры между несколькими компаниями. Если в Азербайджане есть люди, интересующиеся сотрудничеством с Нидерландами, они могут обращаться к нам.
- Будучи журналистом, вы планировали создать независимый орган медиа на нескольких языках. Как идет работа в этом направлении?
- Есть такой план, но осуществление его пока под вопросом. Как ни пессимистично это прозвучит, но мало-помалу и стремление к этому ослабевает. Увлечение, интерес, желание работать небеспредельны. Когда видишь, что дело, которое хочешь осуществить, не интересует тех, от кого оно зависит, желание претворить его в жизнь гаснет.
- Вы имеете опыт работы на АзТВ. Как смотрится из Голландии азербайджанская журналистика, ее профессиональный уровень? Есть ли у вас предложения в связи с этим?
- Я считаю, что читателю интереснее читать критику, нежели похвалу. К такому выводу мы неизменно приходим во время бесед с голландскими друзьями-журналистами. С другой стороны, безусловно, чтобы показать профессионализм, нужны соответствующие условия. Конечно, в Азербайджане немало профессиональных журналистов, но мне кажется, что на самом деле их гораздо больше. Многие из них пока не проявили своих профессиональных качеств.
- Некоторые руководители диаспоры сетуют на то, что наших соотечественников очень трудно сплотить. Каков уровень солидарности между организациями азербайджанской диаспоры?
- Смотря в чем. Есть вопросы, в которых мы единодушны. Конечно, быть единодушными во всем невозможно, и это вряд ли было бы желательно. Один философ как-то заметил ученику, который неизменно поддакивал ему: иногда возражай, чтобы я почувствовал, что не один в комнате. Мы тоже хотя бы иногда должны оспаривать мнение друг друга, чтобы чувствовалось наличие различных организаций.
- Очень важно, чтобы молодежь из числа зарубежных соотечественников не забывала своих корней. Как вы используете ее потенциал?
- Молодежь требует пристального внимания. Если мы, первое поколение переселившихся на чужбину, сохраняем внутреннюю связь с родиной, то у молодых ее необходимо создавать и всячески укреплять. Очень важным фактором в этом русле является домашнее воспитание. Большую роль может сыграть и телевидение, надо делать передачи, интересные для молодых соотечественников за рубежом.
Кроме того, чем сильнее будет наш Азербайджан, тем больше поводов для гордости возникнет у нашей молодежи. Хочу подчеркнуть недопустимость безразличия, а тем более неискренности по отношению к молодежи. Здесь они растут и формируются в другой среде, усваивают иные критерии. Если они увидят от своей исторической родины безразличие, а тем более несправедливое предпочтение другому, то отвернутся и перестанут идти на контакт.
Тема эта обширная, можно часами говорить. В связи с этим хочу еще раз подчеркнуть высокую оценку проекта летних лагерей, осуществляемого в последнее время Госкомитетом по работе с диаспорой. Это важный шаг по укреплению связей зарубежной молодежи с исторической родиной. Я не очень хорошо знаю правила приема в эти лагеря, но хочется надеяться, что проект охватит не только молодежь родом из Азербайджанской Республики, но также из иранского Азербайджана и Игдыра.
- Руководитель «Дома Голландия-Азербайджан» Эльхан Мирхашимли заявил, что не считает деятельность диаспоры удовлетворительной и что она могла бы делать больше. Согласны ли вы с этим?
- Эльхан бек - один из наших уважаемых друзей, и он активен, насколько позволяют возможности. Мне неизвестно, где именно он высказал это суждение, но Эльхан бек, как и каждый, волен иметь свое мнение. Мне кажется, что среди сказанного мною имеются суждения, совпадающие с его мнением.
- Другой видный деятель диаспоры - Ильхан Ашкын за сказанные на митинге протеста слова «Карабах станет могилой для армян», был привлечен к суду. В этом контексте он критически отозвался о диаспоре за недостаточную, на его взгляд, поддержку. Какова ваша точка зрения на этот счет и согласны ли вы с мнением Ашкына?
- Ильхан Ашкын - один из влиятельных наших соотечественников, имеющий немалые заслуги перед диаспорой. Следовало ему сказать те слова или нет - другой вопрос. Сказанное слово не воротишь. Лично я считаю, что в некоторых вопросах слова нужно подбирать предельно осторожно и обдуманно. В то время многие организации выразили свою поддержку Ильхан беку. Насколько мне известно, даже Физули Мамедов, президент Фонда культуры азербайджанцев мира из России, взял на себя некоторые расходы в этом деле. И он, и представители других организаций - из Бельгии, Германии приезжали, чтобы отслеживать ход судебного процесса.
Я не смог поехать, но это не значит, что я не поддержал его. Я попросил многих друзей в азербайджанских медиа оказать поддержку Ильхан беку, и те, кто читал соответствующие материалы, могут подтвердить мои слова. Самому Ильхан беку я об этом ничего не говорил, и теперь рассказываю об этом, потому что вы задали мне вопрос. Возможно, Ильхан бек ожидал большей поддержки и, наверное, имеет на это право. Не исключено, что мы не оказали той поддержки, которая ему была нужна. Остается сожалеть об этом.
- В Европе группа авантюристов, именующих себя эмигрантами, поливает оскорблениями государственные атрибуты Азербайджана. Как бы вы прокомментировали это?
- Откровенно говоря, мне подчас не хватает времени, чтобы обо всем узнавать и реагировать. Но я понял, на кого и на что вы намекаете. Несколько раз я видел в социальных сетях такие видео, правда, до конца не досмотрел. Считаю, что оскорбление в любом случае недопустимо. Если кто-то выступает против нашего государства, то этому необходимо дать достойный отпор. Есть такая поговорка: будешь говорить что хочешь - услышишь то, чего не хочешь. Тот, кто оскорбляет, неизбежно услышит ответное оскорбление. Хотелось бы, чтобы все высказывали свою точку зрения в цивилизованной форме, не переходя на оскорбления.
Тельман МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать