• пятница, 29 Марта, 10:30
  • Baku Баку 5°C

На двух стульях не усидишь

13 сентября 2019 | 15:51
На двух стульях не усидишь

ВЗГЛЯД
Визит заместителя министра обороны США Лоры Купер в Ереван армянский истеблишмент выдал за событие чрезвычайной важности, выстроив вокруг него массивную пирамиду предположений и догадок. Однако все они мало соотносятся с реальностью.
Ничего сверхъестественного в столь шумном подходе к делу нет. После революции Никола Пашиняна обслуживающий новую власть пропагандистский кластер только и делает, что выдувает из мух слонов. В условиях отсутствия реальных подвижек, востребованных реформ и изменений провластные медиа позволяют себе лишь виртуальные прелести из всего, что задумал и все еще намеревается осуществить глава кабинета. Однако на практике как ничего вещественного не было, так и нет.
Все связанные с западным сообществом пашиняновские агитаторы с особым усердием муссируют мифы о возможностях стратегического сближения с США. Иначе и быть не может, поскольку большая тень ОДКБ и ЕАЭС над Арменией никуда не исчезла. Поэтому теперь, когда высокая представительница оборонного ведомства мирового гегемона пожаловала в Ереван, армянский истеблишмент пришел в эмоциональные движение в предвкушении больших военно-политических приливов.
Л.Купер уже заявила в Ереване, что Армения является важным военным партнером США, правда, не уточнила, в чем выражается ее значимость для Америки. Если под фокус внимания берутся такие мотивы, как участие Армении в международных программах «Партнерство во имя мира» по части сотрудничества с НАТО (при непосредственном лидерстве США), или «вклад» Еревана в миротворческие миссии в Косово, Ираке или других горячих точках, то раздобытые коэффициенты не так уж значимы. Выставлять их в качестве веских составных американо-армянских военно-технических связей просто несолидно.
Бывало, что армянские военные принимали участие и в военных маневрах, что проводили США в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Когда речь идет о конкретном содержательном обмене технологиями, опытом и даже эксклюзивных завязках, то неплохо бы подтверждать высокопарную риторику содержанием. Армения, состоящая в ОДКБ и строго согласующая реализацию своих военно-тактических программ с Москвой, по определению не в состоянии быть на короткой ноге с Вашингтоном.
Совсем другое дело, если Америка хочет осуществить большие планы по углублению профильного взаимодействия с Ереваном и подтверждает свои намерения практическими завязками. Этого пока не происходит, и причиной тому не только отсутствие у Еревана суверенного права для налаживания с США стратегических отношений.
Вашингтон не устает кормить Ереван вербальными авансами, обещая большие преференции, но не предпринимает практических шагов в подтверждение обещаниям. Это в духе западной дипломатии - подпитывать морально, обещать и подбадривать всеми способами, чтобы подбить воспитуемого на решительные шаги, которые могли бы послужить свидетельством лояльности, самостоятельности и готовности к более широкоформатному взаимодействию.
После прихода Пашиняна Америка не устает мониторить действия Еревана в актуальной геополитической плоскости, чтобы убедиться в безошибочности своего выбора. Все бы ничего, но сомнение в души высоких американских чинов закралось после неожиданного шага Еревана. Не устояв перед напором Москвы, Пашинян дал добро на отправку в Сирию так называемой гуманитарной миссии, которая, по сути, не такая уж гуманитарная была. Правда, Ереван всячески извивался и искал мотив, чтобы подвести дельную оправдательную базу под свой шаг.
Вашингтон после размещения армянской гуманитарной миссии в Сирии переиграл многие статьи двусторонних отношений, отказался даже от аудиенции Дональда Трампа, в чем кровно был заинтересован глава армянского кабинета. Точно так же был запорот визит в США министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна. Еревану дали понять, что сидеть на двух стульях не получится, и что выбор должен быть сделан по принципу «или - или».
Дозорные армянской власти в Вашингтоне из дипломатической миссии неустанно работают на передовой и все время от имени своего правительства продолжают заверять американских представителей в искренней заинтересованности сократить расстояния и наладить отношения. И предпринимается все это с явной целью, чтобы держать открытым запасной коридор - на случай если удастся избавиться от удавки ОДКБ, хотя это маловероятно. Тем не менее, армянская дипломатия продолжает изображать гибкость, держа руку на пульсе американского дискурса.
Звездным часом для армянского руководства стал октябрь 2018 года, когда Джон Болтон (теперь уже бывший советник президента США по нацбезопасности) в рамках визита в регион пожаловал в Ереван и изобразил из себя всесильного аналитика и военно-промышленного босса. Тогда все проамериканское окружение Никола Пашиняна во главе с его секретарем безопасности Арменом Григоряном раскатало губу, будто долгожданное сближение становится делом ближайшего времени. Но эйфория армянских американистов длилась недолго. Как только они очухались, осознав, что Болтон имел целью решение проблем и задач своей страны, романтики опустились с небес на землю.
Вашингтону было важно всучить Еревану контракты на закупку американских вооружений, не более того. Пашинян сразу смекнул и не стал упражняться в благоглупостях.
Теперь все новые расчеты строятся на ставках, связанных с госпожой Купер. Раз она проводит переговоры, стало быть, обсуждаются вопросы военного сотрудничества. Они разные, но не обязательно стратегически глубинные, коль речь об Армении - стране, которая работает на внешнем управлении.
Несмотря на это, армянские пропагандисты продолжают возвещать о новых реалиях, будто ставших следствием пашиняновской революции, которые, мол, открыли несметные возможности для всех и вся, в том числе и для Америки.
Если нет дел, а есть одни разговоры, о чем же грезить?! Сдается, в Ереване не слышали о восточной мудрости, которая гласит: громче звенит не полный, а пустой казан.
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать