• четверг, 25 Апреля, 04:53
  • Baku Баку 19°C

Громкое представление

12 сентября 2019 | 11:36
Громкое представление

Впервые в истории Саудовской Аравии член правящей семьи стал министром энергетики. Аккумуляция капитала для успешности проектов наследника престола - так можно прокомментировать отставку успешного во всех смыслах министра энергетики Халида аль-Фалиха.
Во всяком случае, именно таким видится последствие распоряжения короля Салмана ибн Абделя Азиза Аль Сауда о назначении на «свято место» своего сына принца Абдель Азиза.
Халид аль-Фалих - архитектор сделки ОПЕК+ считался одним из самых влиятельных саудовских министров. С 2009 по 2015 год он руководил крупнейшей в мире нефтяной компанией Saudi Aramco, а после перехода в 2016 году в правительство занял пост председателя Совета директоров.
Что стоит за перестановкой?
Тут можно строить разные предположения. По мнению ряда экспертов, причиной отставки могут быть цены на нефть, которые держатся на уровне ниже $70 за баррель, хотя правящие круги королевства считают оптимальной цену вокруг отметки $90. Тогда можно было бы и на публичное размещение акций на мировых финансовых рынках (IPO) выходить, поскольку вопрос этот тянется с 2016 года.
Почему бы и нет, ведь со времени назначения Мухаммеда бин Салмана наследным принцем были анонсированы амбициозные проекты чуть не на триллион условных единиц, но воз и ныне там по банальной причине - желания не совпадают с возможностями. Правящая семья теперь надеется на более слаженные действия, чтобы уровень государственных расходов и затрат на проведение реформ поддерживать на должном уровне. Кроме того, это позволит решить проблемы с выходом на IPO с максимальной выгодой для нефтяного гиганта королевства - Saudi Aramсo, а именно - капитализацией компании до примерно $2 трлн и возможностью единовременного получения от продажи 5% ее акций, столь необходимых для реализации программы Saudi Vision 2030 - проекта коренного и масштабного реформирования королевства, разработанной под руководством наследного принца.
Кстати, назначение Халида аль-Фалиха на пост министра энергетики считается частью стратегии по смене экономической модели развития страны. Именно под него Министерство энергетики и минеральных ресурсов королевства преобразовано в Министерство энергетики, промышленности и минеральных ресурсов, после чего под его контролем оказались практически все крупнейшие саудовские компании. Сделано это было с целью облегчить ему решение задачи реализации идей по реструктуризации экономики королевства, в соответствии с планом национальной стратегии «Видение-2030».
Еще одной причиной жесткого шага называют желание королевского дома изменить многолетний негласный уклад, согласно которому члены правящей семьи Саудовской Аравии не назначались на этот пост и были отрезаны от властных ресурсов в «энергетическом портфеле» правительства.
Поскольку обладание этим креслом открывало слишком уж много возможностей, слишком уж сильным могло стать искушение чуть-чуть «подправить» баланс сдержек и противовесов в династии. Поэтому старались не рисковать и ставить на должность технократов «со стороны», не имеющих никаких шансов нарушить привычный порядок престолонаследия.
Однако то, что в обязательном порядке к министру приставляли «контролера» из правящего дома, опровергает эту версию, поскольку Абдель Азиз как раз и был таким «контролером». С 1995 года по 2017 год он был заместителем, а затем - помощником у министров нефти и минеральных ресурсов, а два года назад шестидесятилетний принц был назначен государственным министром по энергетике, контролировавшим добычу и продажу всей нефти Саудовской Аравии.
Он технократ, получил профильное образование в университете нефти и минеральных ресурсов имени короля Фахда. С 1987 года по 2017-й занимал посты советника, заместителя и помощника министра нефти и минеральных ресурсов, возглавлял группу по подготовке нефтяной стратегии королевства и участвовал в разработке стратегии ОПЕК, принятой в 2005 году. Лично знакомые и работавшие с новым министром характеризуют его как сильную личность, жесткого переговорщика, человека упорного в принятии и проведении решений. Именно он был тем человеком, кто реально в течение многих лет формировал углеводородную политику саудитов.
Абдель Азиз был достаточно активен и во время войны в Персидском заливе в 1990 году, и в секретных переговорах с Мексикой и Венесуэлой, которые привели к сокращению добычи и подстегнули рост котировок на «черное золото». То есть это тот человек, который смог продавить свою идею и добиться повышения цен на нефть. Именно ему поручено стать главным действующим лицом и идеологом сокращения добычи нефти 12 сентября на заседании мониторингового комитета ОПЕК в Абу-Даби.
Кардинального изменения не предвидится
Как уже было сказано, саудиты считают желательными для себя нефтяные цены вокруг отметки $90 за баррель. Однако иранские и венесуэльские запасы нефти никуда не девались, они просто зафиксированы под ограничениями, и долго эти ограничения просуществовать не смогут. А потому возможна лишь небольшая коррекция в стоимости барреля в пределах 2%. Впрочем, эксперты пока не видят предпосылок для кардинального изменения политики.
Скорее всего, преемственность сохранится, считает директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан:
- В нынешних условиях ожидать $90 за «бочку» в сколько-нибудь продолжительный период времени не приходится, а потому Абдель Азизу необходим кратковременный скачок или как минимум положительная динамика роста цен. А для этого нужны более структурные изменения в регионе, например, бессрочная хартия ОПЕК+, которая бы сформировала рыночное нефтяное предложение и стабилизировала нефтяные цены. И желательно, чтобы сделано это было в ближайшее время, поскольку упомянутый альянс добывающих стран, в котором главные роли распределены между Эр-Риядом и Москвой, себя исчерпывает.
С другой стороны, именно Саудовская Аравия в рамках ОПЕК+ сокращает добычу сильнее других, и это вряд ли входит в планы руководства страны, так как другие участники сделки по большому счету полностью не выполняют свои обязательства.
К тому же сокращение добычи - процесс обоюдоострый. Кратковременно это способствует повышению цен, но плата за такой «успех» - сокращение доли ОПЕК на мировом рынке сырой нефти, как это уже произошло в реальности - с 35% в 2012 году до 30% на июль 2019 года.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать