• четверг, 25 Апреля, 00:35
  • Baku Баку 19°C

Мэрская политика,

10 сентября 2019 | 15:32
Мэрская политика,

ПОЗИЦИЯ
Мэр Стамбула Экрем Имамоглу явно перепутал свои прямые функции с гражданской позицией, встретившись в Диярбакыре с тремя коллегами от прокурдской партии «Демократия народов» (ПДН). Речь идет о представителях одноименного города, а также Ван и Мардина, где проживает преимущественно курдское население.
Почти три недели тому назад Министерство внутренних дел братской страны на основании неопровержимых фактов отстранило их за пособничество терроризму, а сразу вслед за этим 129 сводных команд специального назначения и 14 батальонов турецкой армии начали там операцию «Киран», призванную, как заявили официальные представители Анкары, навсегда обеспечить безопасность юго-восточной части братской страны. Естественно, под обеспечением безопасности понимается, в первую очередь, очистка провинций от боевиков террористической «Курдской рабочей партии» (КРП) и сочувствующих им элементов.
Недобрая история
В условиях упомянутого региона сочувствующий - это совсем не тот человек, которому близки идеи независимого курдского государства. Напротив, в этих трех провинциях «сочувствующий», как правило, означает человека, активно сотрудничающего с подпольными ячейками КРП и так называемого «Союза общин Курдистана», которые в Турции на законном основании считаются террористическими организациями.
В отношении трех отрешенных от должностей мэров - Сельджука Мизраклы (Диярбакыр), Ахмета Тюрка (Мардин) и Бедия Озгокче (Ван) можно сказать одно - им предъявлены обвинения в связях с террористическими структурами и даже принудительным сбором средств на их нужды. Причем для этих целей, по всей видимости, использовались средства из муниципальных бюджетов, не сказать, чтобы слишком уж большие, регион в целом депрессивный, но тут важно не то, сколько, а сам факт сбора средств.
И если это будет доказано, то вся история начнет выглядеть совершенно по-иному, хотя бы с нравственной стороны. Если ты поддерживаешь тех, кто с оружием в руках выступает против Турецкой Республики и убивает ее граждан, то будь честен и вставай в их ряды. Но если ты при таких взглядах идешь во власть, да еще и используешь должностное положение для помощи боевикам, то, простите, это уже не оппозиция, это «засланец», агент в стане врага, а с ними во все времена не особо церемонились.
Ну и другой вопрос, защитники снятых мэров сейчас в голос утверждают, что они были избраны с соблюдением всех необходимых процедур, более того - комфортным большинством голосов. Так, Мизраклы получил 63%, Тюрк - 56%, Озгокче - 54% от общего числа голосов. А потому якобы смещать их не имеют никакого права, народ счел их достойными.
Слушая подобные заявления, возникает сразу три взаимосвязанных вопроса: а народ точно знал о связях этих лиц с террористами? А избиратели были в курсе, что часть муниципальных средств будет потрачена на поддержку террористического подполья» И если бы люди знали правду - получили бы экс-мэры достаточное для избрания количество голосов?
Ведь касаясь беспорядков в Диярбакыре, едва не переросшими в нечто большее и кровавое, необходимо отметить, что в них приняли участие около полутора тысяч человек. Для почти миллионного города - это мизер, так как даже легальная курдская оппозиция из числа лидеров ПДН была шокирована тем, что их пламенные призывы «восстановить попранную демократию» совершенно не нашли отклика в массах - они откровенно рассчитывали на десятки тысяч протестующих.
И это весьма показательный урок, так как не нужно тешить себя иллюзиями, что курды - это некая монолитная масса, в которой каждый живет только мечтой о независимом государственном образовании. И уж тем более нет никакой массовой поддержки террористов КРП и прочих ее филиалов и союзников. Да, история обошлась с курдами несправедливо, да, они заслуживают лучшей судьбы, но большинство из них вполне встроились в турецкое общество. И совершенно не желают из него выходить.
Так что срочный визит в регион мэра крупнейшего мегаполиса братской страны - чистой воды политика, рассчитанная на предстоящие президентские выборы.
Оппозиция и предательство

Визит градоначальника Стамбула вызвал жесткую реакцию министра внутренних дел Сулеймана Сойлу, который в городе Бурса раскритиковал ущербную позицию мэра. «В ходе продолжающегося судебного расследования эти трое были освобождены от занимаемой должности из-за связи с террористами в рамках закона, - сказал он. - Более того, один из них был уволен в предыдущий период. Он был признан виновным, но под предлогом болезни был освобожден из заключения. Еще трое бросили вызов государству, и мы уволили их, а вновь избранный мэр крупнейшего города поспешил поддержать их. МВД заявило об их связях с КРП и дало оценку их отношениям с террористической организацией, и они не дали опровержений. Но в своем заявлении Экрем Имамоглу сказал, что «эти муниципалитеты оклеветали». Просто позор, так как наше государство всю свою историю держалось не на шутовстве, а на приверженности праву, решениям, единству, равенству, верности обычаям, традициям, флагу и друг другу».
И Сойлу прав, так как упомянутые муниципалитеты регулярно передают свою строительную технику террористам, чтобы те доставляли в труднодоступные горы подрастающую молодежь, независимо от пола. Не скажу за 40-летнюю историю активной фазы терроризма, но только за последний год шехидами стали 107 полицейских, 156 солдат, 15 сотрудников охраны и 36 гражданских лиц. Получается, что оппозиционный мэр внутренне поддерживает сепаратизм, от которого страдает его же нация.
В заключение своей речи Сойлу предостерег Имамоглу: «Делай свое дело, ты уважаем нами, но если ты вместо выполнения своих обязанностей будешь заниматься посторонними делами, то мы огорчим тебя». Вот так, коротко и ясно, подытожил он.
Как и следовало ожидать, заявление Сойлу вызвало обеспокоенность Запада.
Смещение мэра Стамбула будет иметь серьезные последствия для отношений между Европейским союзом и Турцией, заявила докладчик Европарламента по Турции Кати Пири.
Очевидно, что визит Экрема Имамоглу, избранного от оппозиционной Республиканской народной партии (РНП), в Диярбакыр, хотя внешне выглядит как демонстративная поддержка коллег, отстраненных от должности по обвинению в связях с террористами, на самом деле политическая акция. Новоиспеченный мэр заявил, что все избранные демократическим путем лидеры имеют равные права и полномочия, и расценил решение властей в отношении уволенных градоначальников как «дискриминацию».
Стоит ли говорить о том, что встреча Имамоглу с экс-мэрами от ДПН была расценена в Турции как политическое действие, рассчитанное на извлечение политических преференций? Для всех очевидно, что он использует свою должность в качестве трамплина, и вместо того, чтобы серьезно заниматься проблемами мегаполиса, бросается в политические авантюры.
Точка зрения
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде
, этими действиями Имамоглу анонсирует конечную цель - президентские выборы 2023 года, в ходе которых он намерен привлечь на свою сторону курдский электорат:
- Не секрет, что США рассчитывают на перспективный альянс в лице РНП-ДПН, потому он и решил устроить «смотрины», чтобы привлечь к себе внимание Вашингтона и завоевать его расположение. Дело в том, что существует расхожее мнение, что «без поддержки США невозможно прийти к власти». Потому он пытается «работать на перспективу», хотя ситуация в Турции кардинально изменилась, причем не в пользу американцев.
Что касается опасений Европы, то угрозы отстранения как таковой не было, хотя глава МВД просто напомнил мэру о его прямых обязанностях. Ведь Стамбул - это огромный город с населением более 15 млн человек.
Скорее всего, новому мэру не дают покоя лавры президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который пришел в большую политику прямиком с должности мэра этого мегаполиса.
Скорее всего, самому Имамоглу или прокурдским кругам понадобилось, чтобы все воспринималось как грядущие репрессии, потому и был пущен слух, что после Диярбакыра, Вана и Мардина возьмутся за Стамбул и Анкару. Этот тактический ход превращает Имамоглу в преследуемого, а как известно, во многих странах всегда жалеют и поддерживают пострадавших.
Но пожалеют ли власти Имамоглу?
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать