• четверг, 28 Марта, 22:53
  • Baku Баку 13°C

Вялотекущий джихад

07 сентября 2019 | 12:52
Вялотекущий джихад

Если с оккупационными советскими войсками (кяфиры) конфликтовал чуть не весь Афганистан, включая большую часть населения Кабула, то в случае с талибами (соплеменники и единоверцы) ситуация несколько иная. Им просто не доверяют, причем не только напуганное регулярными акциями устрашения местное население, но и американцы, что само собой разумеется.
Бремя ответственности

Дело дошло до того, что госсекретарь США Майк Помпео, сотрудники которого завершили черновую работу над мирным соглашением с движением «Талибан» в столице Катара - Дохе, отказался лично подписывать документ, к которому руку приложило его ведомство.
Причина в том, сообщает американское издание TIME, что немногим ранее группа из девяти бывших послов США в Кабуле в открытом письме предупредила о вероятности крупной гражданской войны в Афганистане в случае полного вывода заокеанских войск из этой страны, предусмотренного мирным соглашением между спецпредставителем Госдепа послом Залмаем Халилзадом и катарской группой талибов. Первый, кстати, намедни побывал в столице высокогорной страны, чтобы ознакомить с содержанием договора ее президента Мохаммада Ашрафа Гани и главу исполнительной власти Абдуллу Абдуллу. Министр обороны США Марк Эспер тоже ознакомил своего президента Дональда Трампа с итоговым проектом соглашения, сообщив при этом об отказе Помпео подписывать документ. Пока о реакции главы администрации Белого дома неизвестно, но в случае одобрения сделки Вашингтон «может начать вывод с пяти баз в течение 135 дней примерно 5,4 тыс. американских военнослужащих, что составляет примерно треть нынешних сил».
При этом у этого соглашения есть серьезные проблемные места. Прежде всего речь идет об отсутствии гарантий того, что американские антитеррористические силы смогут продолжать присутствовать в Афганистане для борьбы с «Аль-Каидой», с чего и началось вторжение образца 2001 года. Нет также никаких гарантий и на прекращение боевых действий и наступление среднесрочного мира в этой стране. По словам одного из афганских чиновников, участвующего в брифингах Залмая Халилзада, посвященных сделке с талибами, «это все основано на надежде, там нет доверия, нет истории доверия, нет никаких свидетельств честности и искренности со стороны талибов».
Зато, по словам источников TIME, перехваченные сообщения талибов показывают, что «они думают, что обманули США», это и объясняет причину, по которой Помпео отказывается даже упоминать свое имя в сделке. А это означает, что Вашингтон не признает «Исламский эмират Афганистан» (самоназвание «Талибана») в качестве законного политического образования.
Фактор Панджшерского львенка
Похоже, в Вашингтоне сегодня возникли серьезные проблемы с поиском того, кто возьмет на себя личную политическую ответственность за рискованное соглашение с талибами. А потому, скорее всего, именно в Госдепе было принято решение поддержать внутриафганское противостояние «студенчеству». Отнюдь не лишним признаком этого стало возрождение хорошо забытого старого - буквально вчера было объявлено о создании отдельного политического движения на севере страны, которое возглавит сын влиятельнейшего когда-то полевого командира и бывшего министра обороны Ахмада Шаха Масуда. Ахмад Масуд-младший уже дал понять, что вряд ли поддержит ожидающиеся договоренности янки со «студентами». По его словам, диалог только поощряет террористов, а талибам необходимо создать противовес.
Еще со времен его покойного отца Панджшерская долина считается символом сопротивления и советским войскам, и упомянутому радикальному исламскому движению. Во многом это как раз его заслуга, когда он в сентябре 1996 года вместе со своими силами отступил в этот район после перехода Кабула под контроль талибов и не дал пройти боевикам дальше на север. Даже когда там находились советские войска, в Панджшере им был создан удобный оборонительный район, который в течение долгого времени выдерживал широкомасштабные наступательные операции со стороны доминирующих советских и афганских правительственных сил. Именно эти боевые заслуги принесли ему прозвище «Панджшерский лев».
Несмотря на то, что он был убит террористом еще в 2001 году, фигура его до сих пор имеет культовое значение, а его соратники по антиталибской коалиции «Северный альянс» востребованы в политической жизни республики. Это отлично понимает и Масуд-младший, который вернулся в родную страну три года назад с четким намерением изменить политический ландшафт. Похоже, нынешняя активизация «панджшерского львенка» спровоцирована главным образом тем, что переговорный процесс в Катаре, который ведут США и талибы, находится на финальной стадии и Вашингтон близок к тому, чтобы вывести иностранный контингент из страны Гиндукуша.
По его мнению, это не афганский процесс, так как замирение происходит только между янки и талибами, а резкий вывод иностранных войск может привести к разрушению налаженной с трудом системы относительной безопасности. Молодой политик утверждает, что различные силы в Панджшере и в других провинциях страны уже вооружаются и готовятся к будущему без присутствия кяфиров. «К сожалению, правительство неспособно продолжать борьбу с талибами», - констатирует сын бывшего лидера «Северного альянса», полагающий, что представителям официального Кабула мешает тотальная коррупция и отсутствие управленческих навыков. В связи с этим Масуд-младший планирует создать свою коалицию, которая будет противостоять боевикам «Талибана» как в политическом, так и в военном плане.
Востребованная идея
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, в Афганистане до сих пор превалируют даже не земляческие, а родоплеменные отношения:
- В объединении «Северный альянс» Масуда-старшего значительную роль играли непуштунские группы, которые накрывали позиционно экспансию движения «Талибан», которое на тот период захватило власть, повесило Наджибуллу и контролировало значительную часть страны и на свою голову заимело тесные союзнические связи с группировкой «Аль-Каида» Усамы бен Ладена. После гибели Масуда, которая случилась за два дня до 11 сентября 2001 года, а затем и экс-президента Бурхануддина Раббани альянс постиг кризис, а среди новых лидеров не нашлось политика, который был бы способен собрать широкую коалицию.
Однако объединение еще больше ослабло в результате программы западной коалиции по разоружению вооруженных формирований, которая завершилась полтора десятилетия назад, когда американцы монополизировали эту сферу. Сегодня значительная часть бывших полевых командиров альянса, по-прежнему пользующихся авторитетом населения, недовольна лидерами, которые не смогли их защитить. В связи с этим идея восстановления «Северного альянса» востребована, особенно на севере Афганистана. Она востребована и на региональном уровне. Ведь талибы воевали против северян еще до прихода сил НАТО в Афганистан, и они до сих пор рассматривают их в качестве своих противников. Поэтому с учетом того, что, вероятно, талибы в дальнейшей политической жизни страны будут играть ключевую роль, консолидация северян могла бы стать важным боевым компонентом военно-политического баланса.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать