• суббота, 27 Апреля, 00:21
  • Baku Баку 14°C

Идлибская тактика Москвы

29 августа 2019 | 10:06
Идлибская тактика Москвы

КОММЕНТАРИЙ
Всем известно, что в боях на северо-западе Сирии участвуют российские военные. Однако не желая терять столь нужного союзника, как Анкара, Москва не одобряет плана масштабного наступления на Идлиб, хотя и не предпринимает шагов по прекращению ударов, которые наносятся по городу под предлогом наличия в этом районе террористов и радикальных группировок.
Не в последнюю очередь по этой причине президент братской страны Реджеп Тайип Эрдоган экстренно прибыл в Москву, чтобы обсудить со своим российским коллегой Владимиром Путиным срыв режимом Башара Асада сочинских договоренностей. Накануне вылета он открытым текстом признал, что режим диктатора, большая часть народа которого находится в оппозиции к нему, грубо попирает договоренности о перемирии в Идлибе, и что он уже обсуждал по телефону с Путиным этот вопрос, «а сегодня намерен с делегацией решить его».
О чем речь?
По итогам переговоров, которые прошли в рамках авиасалона МАКС-2019 в подмосковном Жуковском, главы государств провели совместную пресс-конференцию. В ходе своего выступления президент Турции сообщил, что особое внимание на встрече с Путиным было уделено сирийской тематике.
Далее он сообщил, что «в результате ударов армии Башара Асада в Идлибской зоне деэскалации с мая текущего года погибло свыше 500 мирных жителей, свыше 1200 получили ранения. Считаю, что наземные и воздушные удары армии Асада по населенным пунктам северо-запада Сирии под предлогом борьбы с терроризмом неприемлемы», - сказал он, подчеркнув, что Турция сможет продолжить выполнение обязательств по сочинским соглашениям лишь после прекращения ударов армии Асада по зоне деэскалации.
Эрдоган дал понять, что действия армии Асада вынуждают Турцию усилить оборону своих границ и что при необходимости Анкара предпримет необходимые шаги в данном направлении. Он также прокомментировал шаги по созданию зоны безопасности на северо-востоке Сирии. «Анкара требует от США выполнения обязательств по данной зоне. Террористы, орудующие в сирийском Мюнбиче, должны покинуть этот район, а также другие районы к востоку, в направлении города Айн-эль-Араб (Кобани)», - сказал Эрдоган.
«Турция не может сидеть сложа руки на фоне продолжающихся обстрелов ее территории. Именно поэтому у границы с востоком Сирией была проведена подготовка к новой антитеррористической операции», - подчеркнул турецкий лидер.
В свою очередь президент России также выразил серьезную обеспокоенность ситуацией в Идлибе и собщил о достижении договоренности с коллегой по мерам по нейтрализации террористов в Идлибе. «Россия хорошо осведомлена о чувствительных для Турции вопросах. Необходимо обеспечить безопасность границ, и это законное право Турции», - сказал Путин.
Между тем режим Башара Асада уже захватил три из четырех зон деэскалации, созданных в рамках Астанинского процесса. При этом Москва не только не пресекала действий армии Асада, воспользовавшегося международными соглашениями с целью захвата новых районов Сирии, но оказывала поддержку с воздуха в тех районах, где противники режима успешно противостояли ее войскам.
Первая из зон деэскалации в Хомсе перешла под контроль режима Асада в мае 2017 года. Далее последовали ожесточенные бои и захват Восточной Гуты (апрель 2018 года), а также зоны деэскалации на юге Сирии (июнь 2018 года).
Почти гуманитарная катастрофа
Активная поддержка России позволила Асаду вытеснить местных жителей из подконтрольных оппозиции районов Сирии, которые перебрались в последнюю оставшуюся зону деэскалации на северо-западе страны.
Процесс вынужденной эвакуации привел к тому, что население в зоне деэскалации в Идлибе достигло 4 млн человек.
Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, режим Асада поставил перед собой задачу - во что бы то ни стало обеспечить контроль над последней из зон деэскалации в Сирии и захватить Идлиб:
- Для этого он прибегает к той же тактике, что и в других районах Сирии, а именно наносит массированные удары по населенным пунктам, заставляя население покидать свои дома. Еще одной целью бомбардировок и обстрелов районов северо-запада Сирии является намерение Асада вернуть контроль над крупной автотрассой M4, соединяющей Дамаск и Алеппо.
Кроме того, союзники Асада нацелены на захват трассы M5, которая начинается от сирийско-турецкой границы и идет в направлении Иордании и Саудовской Аравии.
Эти трассы, считающиеся самыми крупными транспортными артериями Сирии, пересекаются в районе Серакиб провинции Идлиб. Без контроля над ними добиться скорого восстановления экономики запада Сирии невозможно.
Кроме того, в случае падения Идлиба в руках сирийской оппозиции не останется подконтрольных районов к западу от реки Евфрат (если не считать зон проведения операций «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь»).
Собственно говоря, благодаря поддержке России армия Асада уже могла бы захватить Идлиб. Однако на пути Дамаска встали Турция и астанинские договоренности по зоне деэскалации и Сочинский меморандум.
Москва, не желая терять в Сирии столь нужного союзника, как Турция, не одобряет план масштабного наступления на Идлиб, но в то же время она не предпринимает шагов по прекращению ударов, которые наносятся по Идлибу под предлогом наличия в этом районе террористов и радикальных группировок.
Более того, в Идлибе ее помощь Асаду стала носить гораздо более масштабный и открытый характер. В частности, в боях на северо-западе Сирии участвуют российские военные.
Кстати, по информации сирийской правозащитной организации (SNHR), с 26 апреля по 19 августа в результате наземных и воздушных ударов войск режима Асада и ВКС России в зоне деэскалации на северо-западе Сирии погибло не менее 843 мирных жителей, а со дня заключения сочинских договоренностей по Идлибу свои дома в зоне деэскалации уже покинул почти миллион человек.
В Кремле отдают себе отчет, что эскалация в Идлибе вынудит Турцию нанести мощный удар по армии Башара Асада. В частности, к данному шагу турецкую сторону могут подтолкнуть действия армии режима в районе населенного пункта Морик, где расположен один из 12 наблюдательных пунктов ВС Турции.
Турецкие наблюдатели в районе Морик находятся в окружении войск сирийского режима.
Именно здесь армия режима Асада может предпринять шаги, которые, по мнению Дамаска, должны стать прецедентом для других районов Сирии, где дислоцированы турецкие военные.
Однако ясно, что Анкара не может допустить того, чтобы режим Асада вынудил турецких наблюдателей покинуть Идлиб, и любая попытка оказания давления на военных наблюдателей в Сирии будет жестко пресечена. Анкара задействует силовые рычаги и, как результат, по астанинскому процессу будет нанесен непоправимый удар.
Именно поэтому Анкара предпочла подойти к решению вопроса Идлиба хладнокровно, сделав акцент на диалоге с Москвой.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать