• пятница, 19 Апреля, 14:46
  • Baku Баку 25°C

Слабеющий G7

27 августа 2019 | 11:34
Слабеющий G7

СИТУАЦИЯ
Завершивший вчера свою работу 45-й саммит «семерки» (G7) подтвердил, что этот формат медленно, но упорно начинает сдавать позиции формату G20. А происходит это потому, что имевшееся некогда согласие G8, предполагавшее непременное участие России, однозначно превратилось в разногласия сторон.
Президент США Дональд Трамп перед началом саммита озвучил идею необходимости возвращения России в «восьмерку», обосновав это тем, что «Путин перехитрил Обаму по Крыму». «Мы так много времени тратим на обсуждение России на этих встречах, а ее там нет, - заявил Трамп накануне вылета, отвечая на вопросы журналистов у Белого дома. - Думаю, было бы хорошо, если бы Россия там была, и мы могли бы говорить напрямую, а не по телефону».
Логика в его словах действительно железная: в чем смысл того, чтобы каждый раз обсуждать Путина, не лучше ли это делать при нем?
Без определенности
Трамп, видимо, рассчитывал на то, что его непререкаемый авторитет главы великой державы не будет предполагать возражений, однако он жестоко ошибся. Впрочем, так же, как и президент Франции Эммануэль Макрон, который, как ни странно, рьяно выступал за возвращение России в «семерку».
Однако ясности, насколько реализуема эта инициатива, не было до сих пор, и страны остались на тех позициях, которые они выразили ранее. Дело в том, что Токио их (Трампа и Макрона - Ред.) робко поддерживает, а Лондон, Берлин и Оттава категорично увязывают ренессанс G8 с разрешением украинского кризиса. Свою точку зрения так и не высказал лишь Рим. Однако это объяснимо: из-за правительственного кризиса, который привел к отставке премьер-министра Джузеппе Конте, активность Италии на 45-м саммите была сведена к минимуму.
Сам американский лидер уже заявил, что «это вполне возможно». Глава Белого дома признался, что «семерка» обсуждала вопрос возвращения Москвы в этот формат. И это, по его словам, вызвало «обстоятельную дискуссию, оживленную, но действительно хорошую». Но, как отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Кремль рассмотрит подобное приглашение - в случае, если оно действительно поступит. Хотя в той же Москве уже заявляли, что особо и не рвутся вернуться в «семерку», тем более что все вопросы можно обсуждать и решать в рамках формата G20.
При этом эксперты сходятся во мнении, что встреча в Биаррице прошла с пониманием утраты былого влияния, которым до недавнего времени пользовалась G7. Стоит обратить внимание на то, что помимо глав «Группы семи» и традиционных представителей ЕС, которые из года в год участвуют в неофициальных форумах, на саммит были приглашены и лидеры таких стран, как Австралия, Буркина-Фасо, Египет, Индия, Руанда, Сенегал, Чили и ЮАР.
Причина ослабления позиций G7 не только в противостоянии с США, которые заняли позицию «США против всех», и по вопросу выхода Британии из ЕС, но и с тем, что многие функции - финансовые и экономические - на себя взяла «Группа двадцати», которая проводит встречи на высшем уровне, начиная с 2008 года. Тем не менее есть у этого саммита и свои бенефициары. Речь идет об Эммануэле Макроне, который недвусмысленно дает понять, что он намерен сделать из Франции ведущую европейскую страну. Для Парижа эта встреча - звено в цепочке шагов, которые позволяют ему утвердиться в роли глобальной державы. В числе других эпизодов - переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным и активизация «нормандского формата». С учетом же ослабления Германии сегодня Франция вполне может претендовать на эту роль.
Возвращаясь к Трампу, надо сказать, что не привыкший к возражениям, глава Белого дома поссорился с лидерами стран - участниц G7 из-за вопроса о возвращении России. После того, как остальные участники саммита не согласились с Трампом, развернулась напряженная дискуссия. Однако Дональд с аргументами коллег не согласился. Президент США, в частности, подчеркивал, что «Россия должна присутствовать в зале» для обсуждения проблем Ирана, Сирии и КНДР. Отмечается, что японский премьер Синдзо Абэ в этом вопросе сохранял нейтралитет, однако с Трампом согласился глава правительства Италии Джузеппе Конте. Остальные лидеры, в том числе глава Евросовета Дональд Туск, выступили решительно против возвращения России в G8. Тогда обстановка начала накаляться, а завершилось это не принятием решений. Самым интересным было то, что все лидеры G7 выступали за усиление координации с Россией, но указали, что для реинтеграции пока рано.
Инициатива будет продолжена
Несмотря на упорство ряда членов G7, Трамп наверняка продолжит инициативу возвращения России в G7. Конечно, произойдет это не сразу, однако на следующем саммите, который пройдет в США, Трамп на правах хозяина, скорее всего, пригласит Владимира Путина в качестве гостя. Согласится на это Путин или нет, вопрос другой. Но в чем же причины такого рвения Дональда Трампа. Видимо в том, что отношение Трампа к Путину отличается от отношения предыдущих президентов. Более того, Трамп делает все, чтобы наладить прямой контакт с Путиным, а «большая семерка» очень даже подходит для этого.
Кроме этого, не секрет, что у администрации Белого дома имеются разногласия с другими странами «семерки», что привело к возникновению фракций в G7. И, наконец, на Западе поняли, что роль России во многих геополитических вопросах возрастает, страна получает право голоса в процессе их решения. При урегулировании конфликтов Россия и страны Запада преследуют общие интересы, Западу бесполезно продолжать изолировать Россию.
Произошел на саммите и так называемый политический казус, который разъярил американцев. На саммите неожиданно появился глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф, чем сильно удивил Трампа. Правда, американцев разъярил не Зариф, а действия французской стороны, хозяйки саммита. Они назвали появление Зарифа «дипломатическим джиу-джитсу» французов. Президент США Дональд Трамп не возражал против прибытия на саммит G7 главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа. Однако встречаться с иранским министром американский лидер не пожелал. Об этом он сам заявил перед встречей с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси «на полях» саммита во французском Биаррице.
По мнению Трампа, сейчас «слишком рано» встречаться с Зарифом. Он уточнил, что его мнением по данной теме интересовался президент Франции Эммануэль Макрон. При этом, заверил глава Соединенных Штатов, он знает «обо всем, что делал» Зариф.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать