• пятница, 29 Марта, 05:43
  • Baku Баку 7°C

Без нижних ступеней лестниц не бывает…

24 августа 2019 | 14:08
Без нижних ступеней лестниц не бывает…

СОБЕСЕДНИК
На примере профессиональной биографии этой девушки убеждаешься в том, что при наличии твердой воли, упорства и трудолюбия можно добиться очень многого в жизни и достичь немалых научных высот.
А начиналось все довольно прозаично: после окончания БСУ в 2003 году ее пригласили на работу в Азербайджанскую государственную академию художеств, но поскольку академия только открылась, она сначала работала в архиве. Спустя два года перешла на кафедру гуманитарных и общественных дисциплин - сначала старшим лаборантом, ибо, как сама говорит, без нижних ступеней лестниц не бывает. Преподавала мировую литературу студентам азербайджанского сектора, так как русского отделения в академии изначально не было. Потом вела русский язык как иностранный, который очень важен для будущих художников и скульпторов, ведь они выезжают на выставки, фестивали и конференции и хотя бы в общих чертах должны уметь описывать свои работы, концепции и темы на одном из международных языков.
Монографии и учебные пособия, написанные и изданные ею, получили самые лестные отзывы авторитетных ученых, которые хотелось бы привести, чтобы сделать более конкретным и наиболее полным портрет преподавателя, ученого, интеллектуала, интеллигента и просто человека. Например, доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы Азербайджанского университета языков Горхмаз Гулиев отмечает такую яркую особенность научно-творческого подхода автора в монографии «Женское мировосприятие и его художественная реализация в прозе современных русских и английских писательниц» как соединение исторического, собственно литературоведческого и психологического анализа, которые существенно обогатили работу, носящую полемический характер.
В рецензии на книгу «Диалоги в аспекте искусствоведения», в которой представлены диалоги об искусстве и размышления в форме эссе о вечных и непреходящих ценностях, художественный критик и вице-президент Российской академии художеств Андрей Андреевич Золотов подчеркивает профессиональный подход автора к рассматриваемым проблемам, весомость и доказательность положений и суждений, обращение к широкому кругу научно-исследовательской и художественной литературы. Другой российский ученый, галерист и директор Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина - Марина Лошак так характеризует научные поиски азербайджанского ученого-филолога в монографии «Мастера изобразительного искусства в мировой прозе»: «Выбор имен может показаться несколько произвольным, но именно они определяют полифоническое звучание художника в литературе и постижение его творческой индивидуальности: Г.Гессе, О.Уайльд, С.Моэм, И.Стоун, Л.Фейхтвангер, М.Форман, Ж.-К.Карьер, Д.Бона, О.Памук, Э.Шафак, Д.Вейс, К.Исигуро, Ф.Андахази, А.П.Реверте, К.Эссекс, Дж.Калогридис, Т.де Фрис, Т.Шевалье, Дж.Бертон, Д.Тартт и другие. Критерием отбора литературных произведений являются их художественные достоинства, познавательная глубина, оттеняющие гуманизм, чувство долга и ответственности к любимому делу и другие ценные качества мастеров изобразительного искусства. Монография носит сложный и благодарный характер: автор привлекла к исследованию богатый художественный материал, показала герменевтический анализ текстов произведений. Потрясает глубокая и тонкая разработка характеров».
Рассказывая о себе и своей работе, которой она отдает все силы и время, доктор философии по филологическим наукам, доцент кафедры гуманитарных и общественных дисциплин Азербайджанской государственной академии художеств Афер ханым Ализаде добавляет:
- Поверьте на слово, научные степени и регалии для меня совершенно не важны, поэтому в начале моей работы в АГАХ, когда мне говорили, что нужно делать научную работу и защититься, я отшучивалась и говорила, что хочу не защищаться, а отличиться и выделиться. Мой предмет в академии не профилирующий и не основной, но аудиторию свою я очень люблю. Понимаю, что классиков или современных авторов так досконально, как читали мы, студенты не прочтут. Главное - заинтересовать их, научить размышлять и только потом уже говорить о высоких материях. В каждом надо искать собственную струну. К сожалению, это трагедия поколения. Они другие. Надо пристроиться к их менталитету. Иногда шуткой, иногда игнорированием, давлением. А если потрясти их, то заговорит каждая клеточка.
Среди моих студентов есть те, перед кем я готова снять шляпу или благодарить за этих ребят их родителей, потому что с ними отдыхаешь на всех уровнях чувств, и дело вовсе не в знании языка, а в том, что они - люди мыслящие. Нужно ли нам еще что-то? А есть молодые люди с очень узким кругозором и слабыми языковыми возможностями, с ними нужно долго работать.
- Насколько широка аудитория - помимо студентов, - которой адресованы ваши столь необычные книги?
- Все изданные мною книги я отсылаю в конкретные библиотеки, научные центры и ученым, чтобы они могли ими воспользоваться, потому что больше половины моих публикаций имеет отношение к мировой литературе. Готовящаяся к изданию книга «Диалоги в аспекте в искусствоведении» - это, по сути, экспресс-беседа, в ходе которой студенты раскрывают свою сущность, потому что главное назначение этой книги заключается в том, чтобы студенты искали, спорили, думали, рассуждали, делая при этом соответствующие выводы и умозаключения. Некоторые их суждения, признаюсь, поражают масштабностью и глубиной мысли, и здесь не имеет значения, на каком языке они их выражают.
По словам и мыслям каждого студента вырисовывается их психологический портрет. В этих беседах кто-то запоминается грамотным аналитическим умом, кто-то очаровывает рефлексирующим умом, ищущим и пытливым. Кто-то покоряет юмором, душевной добротой и искренностью суждений. В любом случае, я вижу, что всех их объединяет неистовая жажда самоутверждения, тяга к прекрасному. Это и есть жажда жизни, а жизнь есть бесконечная дискуссия и диалоги. Именно потому свою книгу я так и назвала. Почему диалоги? Мне ближе именно диалоги, нежели монологи, хотя внутренний монолог, бесконечные разговоры с собой у меня никогда не прекращаются. Диалог - это такое емкое понятие, вмещающее в себя мудрость. Я постепенно больше склоняюсь к мысли, что чем больше ты услышишь других - умных, тонких и чутких собеседников, тем больше у тебя шансов быть услышанным другими.
- Это очень тонкий и справедливый момент, и мне думается, вашей любознательности и интересу к студентам способствует то, что вы работаете в творческом вузе, ведь живопись и скульптура - это всегда всплеск эмоций, мыслей. Творческое начало художественной академии - неизбывное вдохновение и бесконечный поток творческой и мыслительной энергии…
- Вы правы, наверняка экономический или технический вуз были бы не по мне. Творческий человек - он из другого мира, смотрит и видит иначе, чем обычные люди. Творческий человек смотрит на все происходящее сверху, из другой реальности. Мне кажется, что искусство в жизни таких людей появилось не случайно, а для того, чтобы они имели возможность навести мосты между миром, в котором мы живем, и миром ангелов.
Талант дается не всем, а лишь избранным. Людям, отмеченным божественной искрой, свойственны иные критерии, в первую очередь - духовность, одержимость идеей, красотой. Без божественного начала, без веры никак нельзя. Иногда я задаю себе вопрос: возможно ли, чтобы высокое искусство было движимо страхом и ненавистью? Может быть, но это будет уже не моцартианское искусство, а только сальеризм, когда творение возникает из состояния нелюбви и неуверенности.
- Как вы адаптируете свои книги и учебные пособия к специфике вуза, в котором работаете?
- Например, в «Тематически ориентированном курсе практического русского языка» даны в основном тексты с информацией о музеях и достопримечательностях разных стран, причем тексты не взяты из интернета, а основаны на моих собственных впечатлениях от многочисленных поездок. Также дана система упражнений, развивающая коммуникативные умения, способность обобщения, навыки к анализу и сопоставлению. В следующем году готовлю к изданию учебное пособие «Тонкости языка», в котором будет представлен языковой материал, соответствующий всем речевым разделам.
- Ваши книги отличаются интересным дизайном. Вы работали над этим сами или предложили общую концепцию?
- Обложка последней книги, поскольку она посвящена русскому языку, была синего цвета, потому что природу этой страны я вижу именно в синих тонах. Ну и плюс атрибуты России: матрешки, самовар, валенки, балалайка. Русскую культуру я очень люблю, о русском балете могу говорить часами. Мне близка русская классическая литература. Я считаю, что Россия - необыкновенно одаренная страна в смысле искусства. Я люблю то, что называется русской интеллигенцией, ее мало осталось, но то, что она собой выражает, мне очень дорого.
Однако когда художник оформлял обложку книги «Женский почерк в современной литературе», мы решили, чтобы на ней была изображена женщина на фоне водной стихии. Глядя на нее, ощущаешь причастность к великому таинству женской души. Водная стихия символична - ее текучесть, плавность, всепроникаемость, неудержимость и разрушительность в натуре самой женщины. Море волнует, завораживает, чарует, дарит богатства, но и пугает, убивает. Оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Как и женщина на обложке книги. Женщина, которая вне и над!
- Две ваши книги - «Женский почерк в современной литературе» и «Женское мировосприятие и его художественная реализация в прозе современных русских и английских писательниц» - затрагивают женскую тему. Это навеяно размышлениями и анализом прочитанных книг или ее актуальностью?
- Творчество ни одного автора не вмещается в рамки одного конкретного направления. Любая книга пишется не сразу, а набирает силу постепенно. Мы приходим к ее созданию и на уровне инстинкта, некой глубинной универсалии, что, пожалуй, присутствует в каждом творческом человеке, который находится в постоянных исканиях. А поискам этим нет конца.
Женская тема меня интересовала всегда, хотя я абсолютно не феминистка. Вообще, нет четкого разделения литературы на сугубо мужскую и женскую. Но есть женский взгляд на мир и есть мужской, и они нуждаются в своем описании. Женское видение мира отличается от мужского. Женщина на любую проблему смотрит изнутри, а мужчина - со стороны. Мужской взгляд более брутальный и поверхностный. Женщина женщину не щадит в отношении любви, быта, реалий. Любование женщины женщиной невозможно. Да, есть понимание, сопереживание, сочувствие, но нет восторга женщины женщиной. Женщина редко признает прелесть другой женщины.
А в мужском видении женщина - божественное создание. Мужчины-писатели все ее ошибки прощают, ставя на высший пьедестал. Во внешней установке у женщин доминирует чувство, у мужчин - предметность и логичность. Но в жизни прослеживаются обратные тенденции: женщина больше рассуждает логически, а мужчина внутри больше чувствует. Экзальтация, которая была присуща женской прозе XVIII-XIX веков, отсутствует в современной литературе. Причин, наверное, много: веление времени, неверие или, может, святости не осталось в людях.
В книге «Диалоги в аспекте искусствоведения» у меня есть глава «Шутовство как способ выживания и приспособления к социальной среде», где шутовство рассматривается как главная черта поведения характера современного человека. Человеку приходится подстраиваться под всех и все, потому что само его окружение с его нравственно-этическими и социальными принципами тоже пестрое: образ жизни, быт, культура. Раньше это шутовство тоже присутствовало, но не так выпукло, как сейчас, когда оно стало основой поведения человека. Согласитесь, вся наша жизнь - игра! Она заложена в самой структуре человека, игровое начале есть и в литературе, и в скульптуре, и в музыке.
- Что вы имеете в виду под словом «игра»?
- Человеку в жизни приходится адаптироваться к разным условиям, вот он и становится заложником неких обстоятельств. Становясь взрослыми, люди не могут отличить игру от жизни, потому что игра становится частью их жизни. Никто не хочет уступать. Интеллигенции становится все меньше, иногда мне кажется, это понятие даже атрофировано. Здесь очень важна генетическая составляющая. Интеллигентность, как и аристократизм, должна быть записана в генетический код и передаваться по наследству. Это божий дар, как музыкальный слух, дар художника, мыслителя, только закодированный в генах.
- Как бы вы охарактеризовали современную английскую и русскую женскую прозу?
- Современная женская проза - явление сложное, динамичное. Ее от¬ли¬чает сугубо женский обзор, специфическое женское видение ряда проблем, интуитивный по¬иск сущности жизненных явлений. Женский склад ума и ход действий, как правило, более алогичный, непредсказуемый. Поэтому в основе женского повествования лежит глубокая чувственность, интуитивная, эмоциональная сфера. Современные русские писательницы рассматривают бытие сквозь бытовые вопросы.
В английской женской прозе социальной тематики как таковой нет, и объяснение этому, на мой взгляд, нужно искать в отсутствии самой проблемы в обществе. Если нет проблемы, то нет и необходимости делать это предметом художественного отображения. Современная русская женская проза пронизана мраком, гедонизмом, насилием. В ней присутствуют частные темы, которых избегают для критического анализа избранные мною английские романистки. Прежде всего это тема проституции. В современной английской прозе эта тема не затронута, хотя и в этой стране занимаются столь древней профессией, а у русских она приобретает масштабные формы. Однако всегда были и есть понятия «куртизанки», «гетеры», «гейши», вращающиеся в высшем обществе, относившиеся к своему ремеслу как к призванию, видящие в нем искусство дарить любовь. В русской женской прозе проституция - это способ добывания средств к существованию, фатальная неизбежность.
- На мой взгляд, женщины этой профессии на Западе и, скажем, в России рассматривают это занятие по-разному, их внутреннее восприятие диаметрально противоположно и исходит скорее из их ментально-психологических особенностей…
- Русская женщина сильно отличается от английской, ей больше свойственны максимализм, крайность в требованиях и взглядах. Русская женщина непредсказуема: в ней сочетаются и трепетность, и холодность, и покорность, и мятежность. Она умеет верить и ждать, никогда не теряет надежду. Англичанкам больше присуща сдержанность и чопорность, при этом они рассчитывают только на самих себя, ни на кого не надеясь, поэтому все их шаги направлены на устройство своей жизни.
В любом случае, и женская, и мужская проза - сугубо литературный духовно- нравственный поиск, только женская отличается специфическим видением и пониманием ряда проблем, интуитивным поиском сущности жизни, ведь в основе женской прозы все-таки лежит чувственность. Современные писательницы проверяют ценности жизни именно чувством любви и материнством. Мотив семейственности пронизывает все их творчество. Семейные ценности и устои превыше всего.
Любовь не всегда возникает к достойному предмету, но все равно она преображает человека, делая его выше, лучше, чище. Любовь и есть показатель высшей духовности. Любовь - это проявление божественности человека. Сегодня наблюдается компьютеризация жизни, породившая духовную и физическую изолированность людей друг от друга и положившая конец живому человеческому общению. Потребительство в современной жизни ограничивает живое общение, утрачивается душевная расположенность людей друг к другу. Но выход есть, и я вижу его все-таки в приобщении к классике.
- Не кажется ли вам, что в XXI веке человечество отдаляется от классики, и в лучшем случае это становится ультрасовременной и часто неинтересной интерпретацией?
- Классику я люблю сравнивать с хорошим вином, которое с годами становится только лучше. Увлечение классикой всегда было признаком утонченности и хорошего тона. Классические шедевры никогда не устаревают, они всегда несут в себе свежесть восприятия и сильное воздействие на людей.
- В наш век прагматизма, агрессии и бездуховности фактор Бога, похоже, человечеством не учитывается?
- Древний человек был прикован к миру, он был частью природы и вне ее себя не ощущал. А современный человек оторван от природы, он - порождение цивилизации, он не апеллирует понятиями духовности, красоты, а руководствуется соображениями комфорта, благополучия. Соотношение человеческого и божественного начало разрушаться уже в эпоху Возрождения, ибо в средние века человек подчинял свою волю воле Бога, а в эпоху Возрождения мы этого не видим. Гамлет, Дон Кихот - типичные ренессансные люди. Гамлет, с одной стороны, признавал волю Бога, а с другой - проявлял свою, начинается богоборчество человека, его попытка освободиться от зависимости от Всевышнего, стать самостоятельным, жить и действовать без него. Эта философия ведет к эстетике Достоевского и философии Ницше.
Бог - невероятная светлая сила, абсолют. Человеческая душа создана по образу и подобию Бога, но все-таки присуща человеку: она учится и развивается, страдает и радуется, ошибается и согласно своей совести и своему представлению о мире делает выводы из ошибок, чтобы приблизиться к совершенству.
Трагедия Насими была в том, что его окружали невежественные обыватели. Что такое рай и ад? Эти два понятия тоже живут в душе человека. Рай - это осознанность и сердечная тишина, когда человек живет в гармонии с собой, и это для него настоящее счастье, он уже в раю. Ад - нарушение душевного покоя и гармонии, именно поэтому Насими был полностью прав, уподобляя человека Богу.
- Возвращаясь к нашей теме, признаюсь, что написать книгу - настоящую, идущую изнутри - это очень смело. Для этого необходимо подняться в своем саморазвитии до того уровня, когда внутри есть многое, что хочется сказать людям, поделиться с ними своими думами...
- Я бы сказала, это потребность, идущая сверху и являющаяся в какой-то мере бегством от реальности и погруженностью в литературу и науку. Иногда я думаю, что инертность, отрешенность и уединенный образ жизни мешают самоутверждению человека и порождают у него комплекс неполноценности. Если же посмотреть на эти качества под другим углом зрения, я вижу, что покой и уединение проверяют человека на прочность. Нравственную сущность можно сохранить только при бездействии, вдали от социума, где царит полная тишина, и ничто не нарушает бесконечность мыслей. В природе - высшее выражение естественности. Уединенность и затворнический образ жизни проверяют человека на прочность и помогают состояться.
- Вы много читаете, в курсе новинок современной мировой литературы, наверняка и поэзии тоже. Какое стихотворение вы могли бы процитировать, если разбудить вас посреди ночи и попросить прочитать что-то особенное?
- Я - человек, несколько далекий от поэзии, хоть и профессиональный литератор, но лирика эта такая стихия, которая сама врастает в душу и откликается в определенные моменты жизни. Есть такие строки, которые человек может превратить в часть своего сознания. К ним надо прийти по зову сердца. Для меня на данный момент это Марина Цветаева: глубина, безудержность и устремленность ввысь.
В огромном городе моем - ночь,
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь.

Для меня мерилом искусства является долговременность воздействия, мысленное и неоднократное возвращение к нему. Это когда книга, картина или музыка заставляют вдумчивого человека задуматься о вечном. Это как глоток родниковой воды при жажде. Человек-эстет уже после соприкосновения с прекрасным ощущает себя причастным к прекрасному...
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать