• четверг, 18 Апреля, 22:43
  • Baku Баку 21°C

Мы пойдем другим путем

02 августа 2019 | 18:58
Мы пойдем другим путем

НРАВЫ
Мартовские муниципальные выборы в Турции окончательно обозначили линию разлома в правящей Партии справедливости и развития (ПСР) братской страны, потерявшей контроль прежде всего над крупнейшими городами - Стамбулом и Анкарой.
Структуру начали покидать не только рядовые члены, но даже представители политистеблишмента, так что «дезертирство» высокопоставленных лидеров может еще больше навредить президенту Реджепу Тайипу Эрдогану и его репутации.
Так, в начале июля Али Бабаджан, бывший вице-премьер Турции, имеющий влияние в бизнес-сообществе, также вышел из ПСР, а буквально накануне объявил, что сформирует конкурирующую партию. Кстати, его поддерживают экс-президент Абдулла Гюль и ряд влиятельных людей в государстве. Так что стоит готовиться к тому, что в ближайшее время организацию покинет еще ряд «отцов-основателей», и это не голословное утверждение, а реальная перспектива.
Чему быть, того не миновать
Напомним, что в апреле (сразу после муниципальных выборов) бывший премьер-министр и лидер партии Ахмет Давутоглу опубликовал в Facebook заявление, в котором он сообщил, что разорвал связи с ПСР и собирается создать новую структуру. И тут возникает вопрос - будут ли Бабаджан с Давутоглу лепить новую силу в тандеме, поскольку у них один и тот же электоральный потенциал, или предпочтут расколоть стройные когда-то эрдогановские ряды, подыграв кому-то третьему.
Будут ли они переманивать депутатов из ПСР или же сосредоточатся на формировании сильных провинциальных организаций и привлечении талантливых сотрудников из числа новой поросли? Первый вариант для них предпочтительнее, да и для молодежи требуется обкатка, поскольку для ее успешного функционирования поначалу существуют лишь два условия: они должны, не высовываясь с инициативой, хорошо выполнять порученную работу, и должны быть «хорошими людьми», которые верят в демократию, права человека и верховенство закона.
Надо сказать, что Бабаджан заслужил похвалы на всех уровнях благодаря своей деятельности в годы экономического успеха, достигнутого ПСР за все почти 17 лет правления. Бывший вице-премьер также известен своей прозападной позицией - относительно недавно «проросшие» экономические проблемы ввиду отказа ПСР от своих западных союзников натолкнули многих на мысль о том, что депутаты, недовольные нынешним внешнеполитическим направлением правящей партии, устремятся либо в единую новую оппозиционную силу, либо разделят предпочтения между Давутоглу и Бабаджаном, причем большинство перейдет туда, где окажется Абдуллах Гюль, который пока не определился с выбором, хотя неоднократно пенял Эрдогану на авторитаризм и несправедливость принимаемых им решений.
При многих неизвестных
Пока известно одно - все трое авторитетных экс-функционеров ПСР (Гюль, Бабаджан и Давутоглу) объединены возмущением в отношении эрдогановского самоуправства, хотя чему удивляются достойные мужи, ведь это они когда-то приближали референдум, утвердивший президентскую форму правления республикой, это они в том числе «накачивали мускулы» своего шефа.
И тут появляется такая деталь - анонс Али Бабаджана о том, что среди создателей его партии будут фигурировать имена экс-зампреда ПСР Башира Аталая и… экс-президента Абдуллы Гюля. А ведь он на всякий случай намеренно назвал эту фигуру, застолбив ее за собой, чтобы Давутоглу не перехватил инициативу.
Так что сейчас мяч у Эрдогана, к гневу которого приковано все внимание, поскольку ясно как божий день, что критика Давутоглу ПСР, равно как и отставка Бабаджана и его бурная деятельность по созданию новой партии, - жесткий удар по команде, с которой они были вместе много лет, и которая вывела их из безвестности в лидеры. Известный турецкий колумнист Абдулкадир Сельви, известный своей близостью к правящей партии, написал на днях, что президент «обнажил свой меч против отщепенцев», сказав на партсобрании, что «изменники дорого заплатят за предательство».
То есть ожидается, что меры против бунтарей будут приняты сразу после Гурбан байрамы и они станут образцовым объектом жертвоприношения. Предполагается, что власти могут нанести ущерб репутации этих людей, в частности, они столкнутся с протестами в регионе, в котором родились, а также с повторенным выдвижением имевших место в прошлом обвинений.
Раскол ПСР неминуем
С самого начала было ясно, что лидер ПСР, правящий братской страной в течение 17 лет, не будет молчать против группы «бунтовщиков», которые фактически готовят раскол правящей партии.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, сообщения о планах Ахмета Давутоглу и экс-президента Абдуллы Гюля создать новую партию и «бросить вызов» Эрдогану появлялись в турецких СМИ и раньше, и не раз:
- Однако реальных действий не было, пока 8 июля Али Бабаджан не анонсировал свои планы по поводу партийного строительства. Если верить Habertürk, бывший вице-премьер передал президенту записку с критикой нынешней системы госуправления и возможными вариантами выхода из кризиса, то есть довел до сведения главы государства в письменном виде то, что в апреле и июне посредством социальных сетей один к одному транслировал Давутоглу.
Кстати, Бабаджан, «царь предпринимательства», стоял во главе экономического бума в период 2009-2015 годов, заработав репутацию эффективного менеджера. Если верить недавнему опросу, его новая партия наберет 17% голосов, большая часть которых поступит от сторонников ПСР. У бывшего текстильного магната есть тесные связи с бизнес-сообществом, он может получить финансовую поддержку от консервативных лидеров бизнеса, которые традиционно поддерживают его планы.
Давутоглу пока молчит, но он способен набрать столько же голосов, поскольку является опытным политиком, который считает себя жизнеспособной альтернативой Эрдогану.
Потому раздражение президента вполне понятно - задуманная «тройкой бунтовщиков» игра претендует потеснить его партию на поле политического ислама, представить свое «новое видение» того, как можно модернизировать идеологию «умеренного ислама» на консервативной платформе.
Так или иначе, для президентской партии возникает риск недосчитаться необходимых процентов голосов по итогам выборов 2023 года. Учитывая, что все последние всеобщие избирательные кампании ПСР выигрывала недобирая до отметки «выше 50%», то через 4 года, когда Турецкая Республика будет отмечать свой 100-летний юбилей, отток голосов для ПСР может оказаться критическим. Притом настолько, что и альянс с ПНД уже может не помочь.
Когда ускоряется бегство?
В чем причина подобного «дезертирства»? Его вероятность повышает экономический спад, который всегда является поводом критиковать режим и повышает вероятность того, что перебежчики, особенно Давутоглу и Бабаджан, найдут поддержку вне ПСР.
Когда режим теряет поддержку избирателей, элиты утекают в более спокойную гавань, а потому не случайно, что «дезертирство» активизировалось сразу после электоральных потерь в Стамбуле и Анкаре.
Бегство элиты опасно для режима, в котором все тесно связаны друг с другом. Одно отступление какой-либо весомой фигуры, как снежный ком, влечет за собой отступления и многих других. Бегства ускорятся, если они будут подкреплены экономическим спадом, скандалами и поражениями среди избирателей. ПСР пока не встала на этот путь полностью, но это вполне может произойти в ближайшее время, если экономика Турции впадет в очередную рецессию.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать