• четверг, 25 Апреля, 06:17
  • Baku Баку 14°C

Люди гибнут за металл,

27 июля 2019 | 11:49
Люди гибнут за металл,

МЫСЛИ ВСЛУХ
Когда-то процесс купли-продажи вдохновил великого Узеир бека на создание «Аршин мал алана». Улавливаете: «Мал алан» - «покупающий товар»? Много воды утекло с тех пор, а сама суть купли-продажи ничуть не изменилась. Продается все, начиная от цивилизованного предложения посредством телевидения моющих средств и кончая громогласным и назойливым навязыванием клубники и малины на улицах.
Квадратными метрами перепродается земля в центре города, по соткам - абшеронский берег, давно огороженный от простых смертных высокими заборами. Кто не согласится с утверждением, что деньги стали неким фетишем, осязаемым божеством, объектом поклонения? Прислушайтесь к разговорам вокруг, будь то общественный транспорт, улица или телевидение: буквально в каждом предложении обязательно проскакивает слово «манат», а чаще - «доллар» или «евро».
Деньги не пахнут?
И как бы мы ни относились к ушедшему общественно-политическому строю со всеми его недостатками, нельзя отрицать того, что вдохновляющим стимулом той системы были далеко не деньги - во взаимоотношениях людей было что-то, не подвластное денежному эквиваленту.
В одном из своих рисунков замечательный датский карикатурист Херлуф Бидструп, думается, очень точно отобразил суть отношения к человеку в капиталистическом мире. На рисунке хирург, надевая операционные перчатки, спрашивает у ассистента: «Каково состояние больного?» - «Миллион долларов, сэр!» - отвечает тот. «Тогда можно начинать операцию», - заключает хирург. Этот рисунок из альбома художника, увидевшего свет в 60-е годы прошлого века, у наших соотечественников того времени вполне мог вызвать улыбку за остроумный замысел, восхищение мастерским владением карандашом, но вряд ли сочувствие к главному герою сюжета - больному. И дело не в отсутствии чувства сострадания, просто для нас, привыкших к бесплатному медицинскому обслуживанию, подобное выглядело как нечто далекое и ирреальное.
Да и сейчас абсолютному большинству из нас для полного осознания чужой беды нужен собственный опыт, необходимость, как говорится, пережить подобное на собственной шкуре, иначе мы только и способны советовать и укорять за просчеты и ошибки других. Подобный опыт, причем для целого поколения, вступившего в жизнь в одной стране и доживающего свой век при совершенно иных общественных отношениях, к материальному благосостоянию привел совсем не многих. Подавляющее же большинство - нет, не к нищете и бедности, хотя и это сплошь и рядом, - а к утере достоинства и собственного «я», деперсонализации личности. Другими словами, подавляющее большинство «потерянного поколения», попав под жернова дикого, набирающего обороты капитализма, подверглось личностной стандартизации.
Мы далеки от фантазий отца утопического социализма Томаса Мора, мечтавшего об уничтожении наемного рабства и убеждавшего богатых в безнравственности эксплуатации. Как показывает история прошедших с того времени пяти веков, подобное и есть не более чем та же утопия.
В наше время именно деньги стали эквивалентом средств выживания, пропитания, крова, и следовательно, острая необходимость заполучить их есть не только социальная, но уже и биологическая потребность каждого. И даже русское слово «деньги», к нашей «национальной гордости», происходит от тюркского «тенге», да и «грош» и «алтын» тех же корней, что говорит о том, насколько важен был этот универсальный эквивалент стоимости товара и для наших далеких предков.
Но если тогда для народа, живущего по высоким аскетическим исламским принципам, был обязателен дозволенный шариатом принцип заработка и отчисление его части в пользу неимущих, то наша сегодняшняя действительность - больше спектакль с Аллахом на устах и Дьяволом в сердце.
Микробы болезни, называемой «нажива», казалось бы, искорененной ушедшим строем, оказались настолько живучими, что ею успели заразиться практически все. «Деньги не пахнут» - гласит знаменитая древнеримская поговорка, ставшая воистину гимном сущности денег как инструмента достижения поставленной цели. Именно эти слова сказал император Веспасиан, когда новый источник дохода в скудеющую казну начал давать вполне ощутимую прибыль. Он, как и многие авторитарные правители, считал, что способы получения денег вполне могут быть и безнравственными - причем даже если они несут в себе отрицательный заряд от их источника.
Меркантильное преступление
Неприличный метод тогда именовался «мочевой» налог. Для подтверждения своего довода Веспасиан предъявил именно те монеты, которые только что были доставлены из доходов от мраморных общественных туалетов, облюбованных испорченными роскошью римлянами, и спросил: «Исходит ли от них запах?». Получив отрицательный ответ, он и породил одну из самых знаменитых фраз.
Понять императора можно, если цель набить казну служит другой, более высокой цели, а именно - обеспечить достойную жизнь подданным. Для примера не надо углубляться во времена Римской империи, достаточно оглянуться на новейшую историю. Известный факт: когда умер Иосиф Сталин, в казне государства, только что пережившей опустошительный набег потомков варваров, от которых, кстати, страдали и те же римляне, было более 20 тысяч тонн только золота. При этом опись личных вещей генералиссимуса уместилась на одном тетрадном листе, а казенные квартира, дача и автомобиль отошли государству, на чьем балансе они и были.
Но вернемся в нашу действительность. Без преувеличения можно сказать, что лейтмотивом абсолютного большинства деяний - как благих, так и преступных служат деньги. Десятки правонарушений комментируются ежедневно в криминальных хрониках новостных сайтов, и лишь единицы из них на почве ревности, оскорбления или кровной мести. Любое преступление ужасно и недопустимо, но обилие их на меркантильной основе не может не настораживать, ведь убившего из-за денег или укравшего сегодня-завтра не заставишь встать на защиту Родины, а эта проблема все еще не снята с нашей повестки дня. А разве не преступление смывание с карты нашего города его исторических памятников ради постройки очередного обещающего прибыль дома?
Возьмем хотя бы снос старого «Интуриста». Вспомните: сначала в нем почему-то возник пожар, затем исчезла куда-то дорогостоящая пальма, растущая при входе. Потом, когда остатки общественного мнения подали свой слабеющий голос, нам объяснили, что здание, мол, аварийное и будет восстановлено с соблюдением первоначального предназначения, а взамен архитектурного шедевра академика Щусева мы получили безликий провинциальный дом, так до сих пор и не заселенный. Вот так, опять надули. Причем безнаказанно и цинично, заодно вырвав еще одну ценную страничку из истории нашего города. А все ради чего? Опять же ради денег...
Радиус преступных действий по добыче денег охватывает всю человеческую фантазию. Ради наживы уменьшаются и без того скудные площади зеленых насаждений, практически не осталось свободной земли на Абшероне, без учета физических возможностей архитектурно значимых строений в центре города на них достраиваются дополнительные дорогостоящие этажи. Ради миллионов произошли кражи из музеев, ради копеек водители автобусов подвергают нашу жизнь риску, даже туалеты, в отличие от роскошных римских, грязные и дурно пахнущие, сплошь стали платными. Ради денег пишутся под чужими фамилиями дипломные работы и диссертации, враги братаются, а братья враждуют, внуки судятся с престарелыми и беззащитными бабушками, поставив целью выселить их из дорогостоящих квартир.
Инстинкт всепоглощения
А сколько частных ростовщиков и ломбардов появилось у нас, каким буйным цветом расцвели в обществе, лишенном контроля и порицания, платные интимные услуги, взяточничество и прочие пороки?! И наивно полагать, что творящееся вокруг не ударит бумерангом по всем без исключения. И если Всевышний, одно из имен которого переводится как Терпение, пока не мстит нам за преступное отношение к природе и собственной истории глобальными катаклизмами, это еще не значит, что все и в дальнейшем будет сходить с рук. Это не значит, что внутренний регулятор как общества в целом, так и совести каждого в отдельности не должен остановить дух наживы, перестать жить инстинктом всепоглощения и зловещей тяги к уничтожению окружающей среды и веками накопленного культурного достояния. Спонтанная идеология отдельных людей, почувствовавших вкус наживы, нацеленная только на обогащение, не решит проблем общества, а государственный механизм их решения только материалистическим путем, может, и накормит на каком-то этапе, но конечной цели не добьется, что доказал переживаемый ныне, в том числе и нами, мировой финансовый кризис.
В нашем же отдельно взятом случае мировой кризис усугублен и присущими только нам национальными чертами. Вседозволенность в адском поиске денег делает опасным практически любой отечественный продукт питания, да и миновавший срок годности импорт, ввозимый нашими бизнесменами, не менее страшен. Подтверждением сказанному могут служить репортажи скрытой камерой из пекарен, цехов, производящих колбасы, сахар, лимонад и прочие продукты.
Наверное, многие согласятся со всем вышеизложенным, что, однако, не помешает им, отложив газету, продолжать брать взятки за справки, за нарушение правил вождения, удовлетворительные оценки на экзаменационных сессиях. Так есть ли в массе такого человеческого материала место исканиям, подвижничеству, подвигу культуры, романтике, наконец? Отвечу: все-таки есть. И здесь в качестве примера несколько слов о выдающемся ученом нашего времени Григории Перельмане. Известный математик трудится, что называется, ради науки, отказавшись от призовых, присужденных ему престижных премий, а это в том числе медали Филдса (14-каратное золото, миллион долларов США за доказательство одной из проблем тысячелетия - гипотезы Пуанкаре), и многих других.
Однако далеко не все творят ради науки, искусства. Жаждой наживы - этой заразной эпидемией - болеем не только мы и не только наше время. Когда-то утописты в поисках путей искоренения этого вечного зла человеческого рода даже предлагали в виде наказания привязывать тяжелые слитки золота к телу преступника, чтобы вызвать таким образом у них отвращение к благородному металлу.
Времена те прошли, а любовь к золоту и его бумажным заменителям не только не ослабла, но возрастает с каждым днем. Золото, само по себе не подверженное окислению и коррозии, продолжает разъедать людские души, вступив в сговор с Дьяволом, вовлекает в адский круговорот погони за наживой целые народы. И если алхимики древности, основываясь на метафоре химических превращений, безуспешно стремились создать золото, то людская алчность наших дней с успехом добилась обратного, превратив благородный металл в источник проблем, нравственного падения и унижения человеческого достоинства.
Зульфугар ФАРЗАЛИЕВ
banner

Советуем почитать