• пятница, 29 Марта, 02:45
  • Baku Баку 7°C

Выход из тупика

26 июля 2019 | 10:08
Выход из тупика

СИТУАЦИЯ
В минувший понедельник президент США Дональд Трамп и премьер-министр Пакистана Имран Хан обсудили афганское урегулирование, а также борьбу с терроризмом, заявили в Белом доме по итогам переговоров.
«Президент и премьер-министр обсудили угрозу, которую представляет терроризм для региональной стабильности, а также то, как Пакистан может поддержать мирное урегулирование конфликта в Афганистане. Президент Трамп признал первые шаги, предпринятые Пакистаном для содействия мирным усилиям в Афганистане», - следует из распространенного комментария.
Сказать, что стороны очень серьезно готовились к этой встрече, значит не сказать ничего. Дело в том, что в настоящее время отношения США с Пакистаном - некогда ключевым союзником Вашингтона в регионе - оставляют желать лучшего. Они начали ухудшаться еще во времена администрации Барака Обамы, однако при Трампе только усугубились.
1 сентября 2018 года США заморозили программу военной помощи Пакистану в размере $300 млн. Это решение, по словам Трампа, было продиктовано тем, что Пакистан «берет деньги и ничего не делает». «Соединенные Штаты по ошибке передали Пакистану более $33 млрд финансовой помощи за последние 15 лет, в ответ он не дал нам ничего, кроме лжи и обмана, держа наших лидеров за дураков, - написал Трамп в январе 2018 года в своем микроблоге в Twitter. - Пакистан укрывает террористов, за которыми мы охотимся в Афганистане, и практически не помогает». Он в ультимативной форме предостерег, что если Исламабад не будет сотрудничать с американцами, не проявит решительных действий «по поддержке стратегии США в Афганистане и вообще в Южной Азии», ситуация резко может ухудшиться не в его пользу. Американский президент также напомнил, что в то время, когда Исламабад позиционировал себя союзником США, организатор атак 11 сентября, террорист Осама Бин Ладен скрывался на территории Пакистана. «Мы платили Пакистану миллиарды, и они никогда не говорили, что он там находится», - написал Трамп.
В ответ Хан в своем микроблоге в Twitter написал, что Исламабадом получено всего $20 млрд, тогда как страна понесла в результате американской «войны с терроризмом» ущерб на $123 млрд. А главное, жертвами этой войны пали 75 тыс. жителей Пакистана. И это при том, что ни один пакистанец не участвовал в атаках 11 сентября.
Между тем, спустя много лет после истории с Бин Ладеном, США продолжают сталкиваться в регионе с немалыми вызовами. И один из них - как раз ситуация в Афганистане, откуда Вашингтон планирует вывести свой военный контингент. Однако одно из главных обещаний Трампа в ходе прошлой предвыборной кампании - «вернуть американских парней из Афганистана домой» может быть невыполнено. Для этого США нужен Пакистан, без помощи которого они не смогут спокойно покинуть Афганистан. Исламабад имеет самое прямое влияние на движение «Талибан», которое в настоящее время контролирует чуть ли не 70% страны. Вот почему США были вынуждены идти на переговоры с Пакистаном.
Между тем Пакистан все это время не сидел сложа руки. Исламабад вступил в коалицию с участием Китая и России в поисках решения афганского кризиса. И произошло это на фоне реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь», предполагающей создание китайско-пакистанско-афганского транспортного коридора. Это привело к тому, что помимо переговоров США с движением «Талибан» начали появляться иные переговорные форматы без участия американцев.
Здесь стоит отметить, что тесные отношения Исламабада и Пекина являются предметом беспокойства для Белого дома. Китай является крупнейшим иностранным инвестором в Пакистане, и это дает китайским властям возможность оказывать влияние на ситуацию в регионе. Кроме того, Исламабад рассматривает КНР как противовес Индии, а также как государство, которое поможет «избавиться от завиcимости от США». Поэтому в обмен на помощь в Афганистане Исламабад, который остро нуждается в деньгах, ждет от Вашингтона помощи в преодолении экономического кризиса.
В октябре международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) должна решить, убрать или нет Пакистан из списка стран, финансирующих терроризм. Кстати, в этот список страна попала в 2018 году с подачи Вашингтона, и голос США будет решающим для положительного решения вопроса.
В стратегии строительства «нового Пакистана», провозглашенного Ханом в ходе предвыборной кампании, партнерские отношения с США играют важную роль, обеспечивая, в том числе, простор для балансирования Исламабада между Америкой и Китаем. Но самое главное, партнерство с США является для Пакистана шансом сдержать все более растущую агрессивность Нарендры Моди и «ястребов» в его окружении.
Казалось бы, в силу перечисленных причин Имран Хан и Дональд Трамп просто обречены на договоренность о совместных действиях в дальнейшем.
Однако шансы для этого не так уж и велики. Поскольку политика Пакистана в сфере безопасности, обороны и внешней политики в значительной мере зависит от военных, а не от президента. Возможности выйти из-под контроля военных у Хана, который получил мандат на правление от народа, все же есть. Однако несмотря на огромную популярность, сделать это ему будет не просто.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать