• суббота, 20 Апреля, 02:14
  • Baku Баку 15°C

Дело не в Кешикчидаг

17 июля 2019 | 20:27
Дело не в Кешикчидаг

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В последние дни вновь активизировался вопрос незавершенной делимитации грузино-азербайджанской границы. В особенности это касается небольшого участка монастырского комплекса «Кешикчидаг», находящегося на международно признанной территории Азербайджана.
Не секрет, что грузинская сторона хотела бы контролировать всю территорию монастырского комплекса, но пока Баку и Тбилиси не пришли к соглашению, граница проходит по комплексу, деля его на две неравные части. Нравится это кому-то или нет, но это государственная граница, и ее нарушение, а особенно нападение на азербайджанских пограничников, исполняющих свой долг по охране границы, - не допустимо для грузино-азербайджанских отношений, которые уже давно вышли на уровень стратегического партнерства.
Своим взглядом на причины происходящего в интервью газете «Каспiй» поделились отечественный и зарубежные эксперты.
Заур Мамедов, руководитель Бакинского клуба политологов, преподаватель Академии госуправления при Президенте Азербайджана:
- Сегодня грузинская государственность сталкивается с более важными вызовами. Дело в том, что последнее время мы наблюдаем попытки определенных сил дестабилизировать ситуацию в Грузии. Это в первую очередь связано с геополитическими аспектами. После распада СССР политика Вашингтона была направлена на вовлечение в орбиту своего влияния как можно большего числа государств. В начале в состав НАТО и ЕС были включены социалистические страны Восточной и Центральной Европы, затем дело дошло и до бывших советских республик. В начале 2000-х годов на постсоветском пространстве имел место целый ряд «цветных революций». В частности после этих революций такие страны, как Грузия и Украина, стали придерживаться строго прозападного курса в своей внешней политике.
В последние годы мы наблюдаем, как американцы закрепились в военном плане в Польше и на западном побережье Черного моря и постепенно продвигаются в направлении Южного Кавказа. После провала планов в Крыму США поставили перед собой цель взять под свой контроль черноморское побережье Грузии. В частности в 2020 году планируется реализация военно-политических проектов в отношении Анаклии и Вазиани.
Россия внимательно следит за происходящим в Грузии. Происходящее требует от властей стран Южного Кавказа внимательнее относиться к своей внешней политике.
К сожалению, в последнее время многие высокопоставленные политики Грузии, начиная с президента Саломе Зурабишвили, в СМИ и социальных сетях акцентируют свое внимание на необходимости урегулирования пограничного вопроса с Азербайджаном. Однако я не думаю, что данный вопрос является таким уж важным на сегодняшний день для Грузии, когда существуют более актуальные проблемы. Если грузинские националисты так любят свою историю и памятники, то они в первую очередь должны осадить Армению, которая утверждает, что большинство грузинских церквей на территории Грузии на самом деле являются армянскими. Во-вторых, они должны принять во внимание то обстоятельство, что после недавнего скандала в грузинском парламенте, связанного с российскими депутатами, джавахкская община в России и армянские радикалы резко высказались в отношении официального Тбилиси, потребовав присоединения Джавахетии к Армении. Однако вместо того, чтобы акцентировать внимание на борьбе с армянским сепаратизмом внутри Грузии, грузинские власти ищут проблемы там, где их вообще нет.
В связи с инцидентом в монастырском комплексе Кешикчидаг возникает вопрос к грузинским пограничникам: почему они позволили этим провокаторам и преступным элементам перейти на территорию Азербайджанской Республики? Ведь всем известно, что пересечь грузинскую границу - дело нелегкое.
На фоне происходящего на границе становится совершенно ясно, что как внутри Грузии, так и за ее пределами имеются силы, желающие изменить существующее соотношение сил на Южном Кавказе. Но есть геополитические интересы Грузии, которые заставляют ее дружить с Азербайджаном, вести с Баку здоровый диалог. Мы крепко повязаны друг с другом и обречены на добрососедские отношения. В силу этого Тбилиси должен проводить более осторожную внешнюю политику, особенно в отношении Баку.
Гоча Гварамиа, грузинский эксперт:
- Россия давно пытается столкнуть лбами Грузию и Азербайджан, так как по мере реализации в регионе масштабных транспортных и энергетических проектов, тесно связавших Баку и Тбилиси, она постепенно теряет свое влияние на Южном Кавказе. Поэтому Грузия и Азербайджан должны проявлять больше хладнокровия в двусторонних отношениях, больше осторожности, сдержанности и мудрости, чтобы не позволить провокаторам с обеих сторон, работающим на Москву, допустить трещину в дружеских отношениях между соседями.
С этой целью благоразумно было бы Грузии и Азербайджану прийти к консенсусу, чтобы раз и навсегда решить проблему небольшого участка монастырского комплекса Давида Гареджи, находящегося на международно признанной территории Азербайджана. Это лишит Россию политического инструмента для разжигания вражды между нашими странами.
В частности возможен такой вариант, когда этот участок монастыря, оставаясь де-юре территорией Азербайджана, был бы объявлен нейтральной туристической зоной, открытой для свободного доступа туристов с обеих сторон. А безопасность данной зоны пусть осуществляют смешанные полицейские силы Азербайджана и Грузии.
Григорий Трофимчук, российский эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности:
- Новый этап проблем с Грузией был запущен на фоне появления в Армении Никола Пашиняна в качестве руководителя страны. По крайней мере, как-то все так сразу странно совпало. Кстати, я указал на это сразу же, еще весной 2018 года, в том числе в ряде интервью азербайджанским СМИ. Примерно тогда же в тестовом режиме в Грузии под давлением улицы был заменен премьер-министр. Сегодня все эти тенденции развиваются дальше. Общий смысл в том, что на Западе есть план по более тесной интеграции Еревана и Тбилиси. Не только с целью создания очередных проблем для Москвы, но, я этого не исключаю, и с выходом на региональное блокирование Азербайджана. К тому же здесь надо учесть и нарастание проблем с грузинской Аджарией, находящейся на границе с Турцией. При этом я бы не стал во всем обвинять армян. Так как это, во-первых, пускает ситуацию по ложному следу, а во-вторых, выглядит, по крайней мере со стороны, несколько глупо и упрощенно. Баку не надо загонять нарастание грузино-азербайджанской проблемы в привычный канал армяно-азербайджанского противостояния, надо понять, что происходит на самом деле.
Инцидент в районе монастыря Давид Гареджи, кажется, встает в единую цепь с рядом других инцидентов, в том числе с недавними протестами в Азербайджане по поводу установки памятника армянскому участнику карабахского конфликта на территории Грузии. Поэтому дело совсем не в монастыре. Дело в том, что теперь уже не только Грузии, но и Армении намного ближе США и Запад в целом, чем Россия. Просто в Ереване это пока грамотно скрывают, проводя свою особую тактику. А не такую «ломовую», как в Тбилиси или Киеве. Поэтому не думаю, что Баку следует уходить от этой проблемы, делая акцент на «выдержке азербайджанских пограничников», то есть на фактическом бездействии. Потому что на инциденте с этим монастырем Азербайджан и Грузию уже подвели, по сути, к территориальному конфликту, а не просто к культурно-гуманитарному.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать