• пятница, 19 Апреля, 09:52
  • Baku Баку 13°C

Дорогая правда

04 июля 2019 | 10:16
Дорогая правда

ПОЛИТИКА
После встречи президента США Дональда Трампа с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом на полях саммита G20 в Осаке многие эксперты предчувствовали сенсацию, связанную с дальнейшим развитием отношений между США и Турцией в связи с покупкой Анкарой российской системы ЗРК С-400. И она, представьте себе, не только состоялась, но и взорвала медиапространство.
Впрочем, за несколько дней до этого в формате подготовки к встрече глав государств – союзников по Североатлантическому альянсу на знаковом мероприятии года состоялись переговоры исполняющего обязанности министра обороны США Марка Эспера с министром обороны Турции Хулуси Акаром, в ходе которых американская сторона вновь заявила, что «если Анкара осуществит закупку российских систем противоракетной обороны, то столкнется с экономическими санкциями и ей не позволят закупать высокотехнологичные истребители F-35».
Обоюдный реверанс
Чуть ранее с угрозам в адрес Турции выступила официальный представитель госдепартамента Морган Ортагус. По ее словам, в отношении Турции «может быть применен закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), который запрещает крупные закупки российской военной техники».
Было очевидно, что Эрдоган в выстраивании отношений с США главную ставку делает только на Трампа. Он пошел ему навстречу, освободив из заключения Серкана Гельге - гражданина США турецкого происхождения. Напомним, что бывшего научного сотрудника НАТО арестовали почти три года назад, обвинив его в участии в неудавшемся военном перевороте в 2016 году.
Эрдоган предлагал создать совместную рабочую группу по поводу закупки С-400 для того, чтобы развеять опасения, что этот комплекс является проблемой для безопасности НАТО, откровенно намекал на то, что Трамп и его окружение не одно и то же, что именно с Трампом ему удастся достигнуть необходимых договоренностей и избежать раскола в отношениях между двумя союзниками по НАТО.
«Я убежден, что моя встреча с президентом США Трампом в ходе саммита «Большой двадцатки» сыграет важную роль в плане преодоления тупиковой ситуации в наших двусторонних отношениях и укрепления нашего сотрудничества», - заявил Эрдоган в интервью изданию Nikkei Asian Review.
Состоялся также телефонный разговор между Эрдоганом и Трампом, после чего президент Турции ошарашил журналистов неожиданной новостью. Прежде всего он сообщил, что у него «не сложилось впечатление, что США введут санкции против Турции». Затем он сообщил, что российская система С-400 будет поставлена в Турцию в первой половине июля. Но самое главное было в том, что Эрдоган заявил, что на июль месяц намечен визит Трампа в Турцию. Если такое действительно состоится, то фактор визита президента США и появление там российских ракет может создать в регионе в целом самый невероятный синергетический политический эффект. И что в результате? По всем признакам Эрдогану удалось удачно проскочить острый поворот с Трампом, который также решил не отталкивать полностью своего союзника. При этом было найдено оригинальное решение.
Нет проблем между стратегическими партнерами
Эрдоган после переговоров с Трампом на итоговой пресс-конференции на саммите G20 заявил, что «США не введут санкции в отношении Анкары из-за приобретения российских зенитных ракетных систем С-400», потому что «санкции неуместны между двумя стратегическим партнерами». Что касается Трампа, то в сложившейся ситуации он во всем обвинил окружение экс-президента Барака Обамы, которое «нечестно повело себя по отношению к Турции» и Эрдоган «вынужден был обратиться к России».
«Эрдоган заключил соглашение, потратил деньги, вложил много денег, - рассуждал Трамп. - Как только он купил их, ему позвонили люди из нашей страны и сказали: послушайте, мы не хотим, чтобы вы покупали эти системы, потому что это не системы НАТО. Скажу вам честно, я полностью на стороне нашей страны, но с Эрдоганом повели себя очень нечестно». Более того, говоря о возможности отказа США в приобретения Турцией американских истребителей - бомбардировщиков F-35, то Трамп также отметил, что «на самом деле это не вина Эрдогана».
Трамп не первый раз обвиняет своего предшественника Обаму во всех грехах, хотя реальными санкциями в адрес Турции угрожает сегодня все же его администрация. Более того, Трамп обвиняет Обаму и по Сирии, хотя ни на йоту не отступает от поддержки сирийских курдов, против чего выступает Анкара. Но в данном случае Трамп фактически признал, что проблема с приобретением Турцией российских С-400 не является для него принципиальной. Ему хорошо известно, что два F-16 американского производства, оказавшиеся в руках мятежников во время попытки переворота июля 2016 года, были очень близки к тому, чтобы сбить летевший в Стамбул самолет Эрдогана. Другие F-16 бомбили турецкий парламент. Во время попытки переворота в 2016 году турки заметили парадоксальную вещь: у Турции нет эффективного механизма защиты от своего собственного оружия американского производства. Поэтому Эрдоган лично заинтересован в покупке С-400, которые не являются натовскими и могут помешать его свержению в случае будущего переворота.
Теперь, как пишет в этой связи американское издание The National Interest, «Трамп не желает опустить свои отношения с Эрдоганом до низшей отметки и отталкивать Турцию от Запада», хотя ранее грозился «опустошить турецкую экономику». Вот почему внешне складывается ощущение, что Эрдоган в дуэли с Трампом одержал важную для себя политическую победу, сохранив соглашение о поставках российских ракет С-400, не разрывая при этом свои отношения с союзниками по НАТО и сохраняя «лицо» перед Россией. Другой вариант: Трамп сознательно стал подыгрывать Эрдогану, что наверняка связано с его стратегией действий на Ближнем Востоке.
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, дело даже не в том, что американцы стали серьезно опасаться возможности изменения стратегической расстановки сил в этом регионе в случае появления военно-стратегического альянса Россия-Турция-Иран:
- Сам по себе выход официальной Анкары из Североатлантического альянса означает ослабление всей структуры, и в первую очередь ее юго-восточного фланга. Если после развала СССР администрация Билла Клинтона, а затем и его последователей, считала, что вопрос с «империей зла» решен, сейчас Россия демонстрирует мощный прирост собственных технологических возможностей, помноженных на историческое умение воевать. Трамп, в отличие от предшественника, предпочитает считаться с этим фактором, а потому и действует более взвешенно.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать