• четверг, 28 Марта, 16:58
  • Baku Баку 16°C

Время ядерных технологий

21 апреля 2014 | 17:18
Время ядерных технологий

Сектор радиационных исследований Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) был создан 21 мая 1969 года в целях разработки новейших и перспективных направлений технической и прикладной химии, таких как радиационная химия. С возрождением государственной независимости Азербайджанской Республики особую актуальность приобрела оценка радиоэкологической ситуации в стране, на повестку дня встали проблемы использования ядерной энергии в мирных целях, а также обеспечение радиационной и ядерной безопасности. В связи с этим на базе Сектора радиационных исследований был создан Институт радиационных проблем. Сегодня это единственное учреждение в системе НАНА, занимающееся фундаментальными теоретическими и техническими исследованиями в области мирного использования ядерной энергии, радиационной безопасности, радиоэкологии, радиационного материаловедения. Здесь изучаются физико-технические проблемы энергетики, трансформации нетрадиционных видов энергии, радиационных эффектов в твердых телах, а также осуществляется информационный обмен по этим направлениям.
О радиационной ситуации, перспективах ядерных исследований в Азербайджане, проблемах и задачах, стоящих перед научным коллективом, газете «Каспiй» рассказал директор Института радиационных проблем, член-корреспондент НАНА, заслуженный деятель науки, доктор химических наук, профессор Адиль Гарибов.
- Адиль Абдулхалыгович, на каком этапе в настоящее время находится уровень сотрудничества между Азербайджаном и МАГАТЭ?
- Наша страна поддерживает сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии на самом высоком уровне. Делегации нашего Института регулярно посещают с визитами столицу Австрии - Вену, где находится штаб-квартира МАГАТЭ. В ходе очередной координационной встречи состоялся содержательный обмен мнениями по вопросам ядерной информации. Мы также обсудили технические и узковедомственные вопросы. В этом году наш институт совместно с МАГАТЭ планирует реализацию восьми общенациональных проектов и участие в 30 региональных программах. Приоритетное направление отдано таким сферам, как подготовка обоснования строительства исследовательского ядерного реактора, внедрение в производство новых инновационных разработок, получение на основе радиоактивных изотопов новейших высокочувствительных радиационно-стойких детекторов и материалов, разработка новейших способов получения водорода. Коллектив института уже реализовал проект строительства и наладки оборудования для стерилизации продуктов питания. В рамках этого проекта построена мини-фабрика, на которой продукты питания и медицинские препараты подвергаются радиационной стерилизации. Особо хочу отметить, что из всех известных нам видов стерилизации радиационная - самая безвредная и эффективная.
- Что представляет собой этот процесс?
- Продукт, который находится, скажем, в контейнере, изолирован от внешнего мира и подвергается облучению. Кроме того, стерилизация продлевает срок хранения продуктов. Вы, наверное, видели выложенные на наших прилавках некоторые виды фруктов, которые не портятся целый год. Все дело в том, что до отправки в нашу страну они прошли радиационную стерилизацию.
- Как вы думаете, насколько сложно и опасно использование ядерных технологий для энергообеспечения?
- С 1965 года в бывшем Советском Союзе действовала Программа мирного использования атомной энергии, и Азербайджан участвовал в ней в соответствии со спецификой своей экономики. Для нас наибольшую актуальность представляли исследования в области нефтепереработки, нефтехимии и радиационной физики твердого тела. Мы входили в различные всесоюзные программы, а с 1977 года, когда в мире разразился очередной энергетический кризис, Азербайджанская ССР совместно с Академией наук СССР и Курчатовским институтом подключились к исследованиям в области атомно-водородной энергетики, которые продолжались вплоть до распада Союза. За эти исследования наш институт, являвшийся тогда сектором радиационных исследований при Академии наук Азербайджана, получил более 150 авторских свидетельств. Кроме того, сектор четырежды признавался одним из лучших научных подразделений. Вообще, фундаментальная база советской ядерной науки была, конечно, самой передовой в мире, и азербайджанская наука входила составной частью в нее. Наши ученые не сдают позиций в данном аспекте и сегодня. Что же касается конкретно вашего вопроса, то при использовании ядерной энергетики нужно строго соблюдать определенный регламент. Мы регулярно изучаем вопросы радиационной безопасности и радиоэкологии в стране. В Чернобыле, кстати, произошла не ядерная катастрофа, а авария системы управления: там применили недозволенные приемы, а ведь на ядерных реакторах атомных электростанций никаких экспериментов такого типа нельзя было допускать. Это был чистейший эксперимент, при котором не сработала система отключения, и реактор стал нагреваться, пока не взорвался.
- С какими ведущими научными центрами по радиационной безопасности вы сотрудничаете в настоящее время?
- После 1993 года мы начали принимать участие в программах таких авторитетных организаций, как НАТО, МАГАТЭ, ЕС, Министерство энергетики и Департамент по безопасности США, заключили контракты на покупку современного оборудования на сумму в более трех миллионов долларов. В настоящее время Институт сотрудничает с крупнейшими научными сообществами ФРГ, Франции, других стран Евросоюза, Соединенных Штатов, России. У нас успешно функционируют два центра - физики и химии окружающей среды, радиационной и ядерной безопасности, которые обслуживают всю республику. Наши ученые проводят экологические и радиационные экспертизы, ядерный мониторинг. Напомню, что эти центры аккредитованы Международной сертификационной организацией. Институт также реализовал крупномасштабный проект по изучению состава трансграничных вод, наши сотрудники неоднократно бывали в экспедициях по рекам Кура и Араз, проверяли донные отложения, наличие в них органических и неорганических примесей. Международное агентство по атомной энергии высоко оценило проделанную азербайджанскими учеными работу. Вместе с Австрией, Францией, Великобританией, Румынией и Украиной Азербайджан был включен в список государств, где имеются лаборатории по исследованию радионуклидов.
- Каков научный потенциал Института радиационных проблем?
- У нас работают 20 докторов наук, один член-корреспондент, 90 кандидатов наук, много аспирантов и докторантов. Сейчас научный коллектив работает в тесном сотрудничестве с различными министерствами и ведомствами страны, в частности с МЧС, Министерством экологии и природных ресурсов. При поддержке МАГАТЭ в Азербайджанской Республике установлено достаточное количество мониторинговых станций по исследованию всех радиационных параметров.
- Какую пользу может принести Азербайджану строительство атомной электростанции?
- Атомная электростанция – это, прежде всего, важнейший элемент энергетической безопасности. Более того, АЭС является стратегическим объектом международного значения. Сейчас мы производим электроэнергию, используя ценнейшие, невозобновляемые виды природных ресурсов - нефть и газ. Пока у нас есть углеводороды, это, конечно, выгодно. Однако через 40-50 лет ситуация может измениться. Имеющиеся у нас гидроэлектростанции в состоянии обеспечить потребности в энергоресурсах только на 18-20%. Альтернативные источники энергии - солнце и ветер - могут покрыть потребности максимум на 15%. Остальные 60-70% вырабатываются все же на углеводородном топливе. Со временем нам все же придется искать альтернативу, поэтому решать эту проблему надо уже сейчас.
- Что вы можете сказать о перспективах развития ядерной науки и ядерных исследований в Азербайджане?
- У нас уже создан новый Центр ядерной безопасности. Мы регулярно увеличиваем штат сотрудников, тесно сотрудничаем с Бакинским государственным университетом, ищем и привлекаем молодых специалистов к научной работе, отправляем их на стажировку в зарубежные страны. Наш коллектив наполовину состоит из молодежи. Многие из них - преданные науке люди. Каждый год аспирантуру Института оканчивают около10 человек. И если здесь остаются хотя бы два или три специалиста, то думаю, что мы можем быть спокойны за потенциал соответствующей азербайджанской фундаментальной науки. Будущее - за ядерной энергетикой. Уверен, через полвека 70% мировых энергоресурсов будет вырабатываться на основе ядерного топлива. И коллектив наших ученых уже сейчас готов выполнять все наукоемкие работы. Вот для этого-то мы и готовим высокопрофессиональные кадры.
Беседу вел
Фархад НУРИЕВ
banner

Советуем почитать