• четверг, 18 Апреля, 11:44
  • Baku Баку 12°C

Мирная и прагматичная

17 апреля 2014 | 13:35
Мирная и прагматичная


О затянувшемся сирийском кризисе и роли в этом Анкары, об американо-турецких отношениях и пресловутом «армянском геноциде» в интервью газете «Каспiй» рассказал эксперт Центра стратегических исследований Турции «Бильге» Орхан Гафарлы.
- Недавно в СМИ прошла информация о том, что турецкие спецслужбы сами организовали химическую атаку на территории Сирии с целью предоставить Анкаре повод для вторжения в Сирию, а также, чтобы подтолкнуть к вторжению США. Насколько реальны эти факты?

- Об этом написал американский журналист Сеймур Херш. В своей статье он утверждает, что именно Турция помогла оппозиционным силам в Сирии изготовить химическое оружие. Я же считаю, что это была акция по дискредитации Анкары, задуманная некоторыми антитурецкими силами в Иране и Сирии. В качестве аргументов могу привести веские факты.
Во-первых, если бы Турция захотела втянуть США в войну в Сирии, то у Анкары было предостаточно поводов для этого. Она самостоятельно могла начать боевые действия и таким образом втянуть в них Вашингтон. Ведь США, как союзник Турции по НАТО, согласно уставу этой организации просто обязаны начать военные действия в случае атаки члена альянса со стороны третьей страны - не члена Североатлантического блока. К тому же всем хорошо известно, что с 2011 года до сегодняшнего дня на турецко-сирийской границе ежедневно происходят перестрелки. Ракеты, снаряды и мины нередко залетают на территорию Турции. Однажды сирийские военные даже сбили турецкий истребитель, погибли летчики. Но и это не повлияло на позицию Анкары, не привело к ее вступлению в войну. Так что говорить о том, что Турция выступает за войну в Сирии - более чем не логично, так как эти страны граничат друг с другом и начавшаяся война ляжет на Анкару тяжелым политическим и экономическим бременем. На сегодняшний день Турция просто не готова к данной войне. Более того, случись война - и Сирия может просто распасться на части. А Анкара выступает за сохранение единой, унитарной, но в то же время демократической Сирии. Турция свою принципиальность продемонстрировала всему миру в курдском вопросе, когда представители этого этнического меньшинства на северо-западе Сирии намеревались отделиться от страны, в чем просили помощи у Анкары. Но Турция отказала им, открыто заявив о поддержке территориальной целостности Сирии. Согласно официальной позиции Анкары, Башар Асад потерял легитимность и должен уйти.
Во-вторых, сейчас в Турции у власти находится исламская партия, которая, исходя из собственных религиозных принципов, никогда не пошла бы на такое преступление, как применение химического оружия против мирных жителей. Насколько бы ситуация в турецко-сирийских взаимоотношениях ни накалялась, это очень опасный ход, способный серьезно навредить имиджу не только правящей в Турции партии, но и самой стране.
- Как в Турции отреагировали на очередную неудавшуюся попытку Сената США принять резолюцию с признанием «армянского геноцида»?
- Как известно, буквально на днях в комиссии по внешней политике Сената США был принят законопроект, утверждающий об осуществлении Оттоманской империей в 1915 году «геноцида» против армян. Естественно, турецкое правительство отреагировало на это очень негативно. Принятие подобной резолюции американским Сенатом может испортить межгосударственные отношения. Пойдет ли на это США - пока остается вопросом. К тому же не следует забывать, что в последнее время турецко-американские отношения и так переживают не лучшие времена. Турция серьезно недовольна внешней политикой США в сирийском вопросе, где Вашингтону предпочтительнее диалог с Россией. Анкара прекрасно осознает, что в своей сирийской политике США просто не учли турецкие интересы. С другой стороны, Турция испортила отношения с лоббистскими группировками, представляющими американский военно-промышленный комплекс на тот момент, когда Анкара подписала соглашения с Пекином в сфере развития и усиления собственной системы ПВО. Дело в том, что исторически интересы Турции в Сенате США всегда защищали еврейское и военно-промышленное лобби. И Анкара умудрилась испортить отношения с ними обоими. А в настоящее время даже либеральные лоббистские группы критикуют Турцию в связи с запретом в стране социальных сетей Twitter и YouTube. Этот факт также стал одной из причин охлаждения турецко-американских отношений и внес свою лепту в рассмотрение внешнеполитической комиссией Сената законопроекта о признании «армянского геноцида».
- В будущем году исполняется сто лет со дня «армянского геноцида». Ожидают ли в Турции очередного признания этого «события» со стороны новых государств мира?
- Турция готовится к 2015 году. Активно в этом секторе работают различные НПО и стратегические исследовательские центры. К примеру, 27-30 мая в Анкару на конференцию, которую будет проводить стратегический центр ТАСАМ, пригласят лидеров армянской диаспоры из различных стран мира. В ходе конференции турецкие ученые и эксперты смогут выслушать позицию лидеров армянской диаспоры и пообщаться с ними. Что касается новых возможных признаний «армянского геноцида» со стороны различных стран, то пока об этом сложно сказать. Все будет зависеть о того, как будет развиваться в ближайший год мировая политика.
- Чем, по-вашему, закончится противостояние Эрдогана с Конституционным судом по поводу Twitter?

- Конституционный суд является одним из независимых органов судебной власти Турции, и все спорные вопросы он рассматривает в связи с их соответствием Конституции страны. Безусловно, правительство недовольно некоторыми принятыми Конституционным судом решениями, особенно относительно Twitter и расширения полномочий Министерства юстиции. Но это недовольство никак не сможет отразиться на работе суда. Никто не вправе давить на суд.
- Почему по итогам визита Эрдогана в Баку не было подписано давно ожидаемое военно-политическое соглашение между нашими братскими странами?
- Несмотря на все ожидания по подписанию военно-политического соглашения между нашими странами, Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев решили, что сейчас не самый подходящий момент для подписания подобных документов. Заключение военно-политического соглашения в настоящее время могло бы нарушить стратегический баланс в регионе. Дело в том, что Россия может воспринять такой документ в качестве угрозы ее национальным интересам. В силу этого подписание ряда документов между Турцией и Азербайджаном просто было отложено до лучших времен. Зато Турции удалось добиться улучшения отношений между Баку и Ашгабатом. Долгое время Турция вела диалог и вносила свой вклад в улучшение этих отношений. Как результат, туркменский лидер может дать согласие на транспортировку туркменского газа. На днях президент Туркменистана Г.Бердымухаммедов объявил Транскаспийский газопровод приоретом для своей страны.
Немалая заслуга Турции есть и в нормализации азербайджано-иранских отношений. На протяжении ряда лет проходили встречи глав МИД Турции, Ирана и Азербайджана, где обсуждались различные вопросы, касающиеся регионального сотрудничества. На днях состоялся визит президента Азербайджана в Иран, что стало позитивным шагом в отношениях этих стран. Поэтому турецко-азербайджанские отношения необходимо оценивать и в таком контексте.

Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать