• пятница, 19 Апреля, 17:48
  • Baku Баку 25°C

Политический коллапс

17 апреля 2014 | 11:18
Политический коллапс


В последнее время в силу эскалации напряженности в Украине и вокруг нее обрел актуальность вопрос безопасности в соседних странах, включая и Азербайджан. Тем более что армянская сторона заметно активизировалась на линии фронта, значительно чаще нарушая режим перемирия. С другой стороны, недавний визит в Азербайджан премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана сразу после муниципальных выборов в этой стране также породил ряд вопросов. Об этом и многом другом корреспондент газеты «Каспiй» побеседовал с депутатом Милли Меджлиса, политологом Расимом Мусабековым.
- Что вы можете сказать относительно договора о военно-политическом сотрудничестве Азербайджана с Турцией?

- Я всегда говорю, что если речь идет о безопасности, то соглашения могут быть эффективны, когда заключаются не в двустороннем, а многостороннем формате. В данном случае - между Азербайджаном, Турцией и Грузией. Кроме того, достаточные гарантии такое военное сотрудничество может иметь при поддержке со стороны США, присутствии их ракетно-ядерного щита, чего мы пока не имеем.
- Существует мнение, что Турция не может принять самостоятельного решения о заключении военного договора с Азербайджаном, поскольку против этого выступает ряд стран-членов НАТО. Каким образом турецкой стороне следует действовать в такой ситуации?
- Как я уже сказал, поддержки США вполне достаточно. Что же касается НАТО, то эта организация имеет довольно громоздкий и неповоротливый механизм, со сложными процедурами. Скажем, для того чтобы Турция предприняла тот или иной шаг, требуется получить согласие 25 стран. И потом, есть двусторонний американо-турецкий договор о военном сотрудничестве. Так что Европа не имеет к данному вопросу никакого отношения.
- По мнению аналитиков, существенным фактором, побуждающим НАТО не поощрять военное сотрудничество Турции с Азербайджаном, служит карабахский конфликт. Иными словами, альянс не желает обострять отношения с Россией. Насколько обоснованна эта точка зрения?

- Безусловно, нужно учитывать охлаждение отношений между США и Россией в последнее время. Россия ограничила использование своей территории для транзита при проведении миротворческой операции в Афганистане. У американцев остается единственный надежный коридор - через Турцию, Грузию и Азербайджан. Поэтому следует ожидать, что США возьмут на себя определенные обязательства в нашем регионе. Что же до карабахской проблемы, то вряд ли США поддержат военный вариант урегулирования конфликта, но они, безусловно, выдвинут какую-то инициативу.
- В последнее время Россия заметно активизировала экспансию в отношении соседей. Аннексия Крыма, референдум в гагаузском регионе Молдовы, угрожающие заявления Кремля о возрождении СССР - все это не может не вызвать беспокойства. Насколько вероятно использование Россией карабахской карты?
- Россия пока не переварила оторванный от Украины ломоть, ее внимание пока приковано к этой стране. Не думаю, чтобы в ближайшее время Россия открыла еще один фронт. Но это не дает нам основания для спокойствия. К тому же те или иные шаги официальной Москвы возможны в контексте того факта, что США и ЕС сегодня делают ставку на южный энергетический коридор. Такие шаги возможны и в использовании карабахской карты, и в форме демаршей военного характера против Грузии.
- Как вы оцениваете турецко-российские связи, отношения Эрдогана с Путиным?
- Думаю, что в нынешней ситуации Россия постарается хотя бы частично привлечь Турцию на свою сторону или, по крайней мере, обеспечить ее нейтралитет. Параллельно российская сторона постарается помешать открытой военной поддержке Турции Азербайджану.
- После муниципальных выборов в Турции первым зарубежным лидером, поздравившим премьер-министра Эрдогана с победой его партии, стал именно Владимир Путин. О чем это говорит?
- Россия всегда пыталась оказать на Турцию давление или привлечь ее на свою сторону. То же самое мы видим сейчас. В любом случае турецко-российские отношения будут зависеть от того, насколько совпадают их интересы. В геополитическом контексте не думаю, чтобы турецко-российское партнерство оказалось долговечным. Звонок Путина - лишь дань этикету.
- Несколько лет назад месторождения в азербайджанском секторе Каспия оказались в опасности, но после того как истребители турецких ВВС совершили полеты в небе над Баку, проблема была улажена. Может ли Турция сделать аналогичный шаг в случае нового обострения?
- Тогда начальник генштаба Турции заявил, что если Иран окажет на Азербайджан давление, то его страна встанет на защиту Азербайджана. Считаю, что такая же поддержка возможна и сегодня.
- Можно ли истолковать таким образом визит в Баку Эрдогана, уставшего после муниципальных выборов?
- Да, это было предупреждением всем, кто пытается угрозами воздействовать на Азербайджан.
- Высокопоставленные лица ЕС с высоких трибун характеризуют Азербайджан как альтернативу России в вопросе поставок природного газа в Европу. Не представляют ли такие заявления опасность для Азербайджана в дни нынешней эскалации напряженности в Украине?
- Дело в том, что сегодня Греция, Болгария и Румыния на 80-90% зависят от поставок российского газа. Да, такого рода заявления Бароззо и других никак не назовешь помощью нашим проектам, и дело вполне может дойти до агрессивных шагов России против Азербайджана. В этом случае нам понадобится поддержка. Собственно, бояться нам некого, мы продолжаем обычные поставки газа. Если кто-то обратится за транспортировкой газа через Азербайджан, думаю, ответ будет положительным. Но Азербайджан не станет таскать из огня каштаны для кого-то.
- Раздаются высказывания, что одной из целей только что завершившегося официального визита президента Азербайджана в Иран было наладить транспортировку иранского газа через Азербайджан.
- Это нереально. Ведь иранские газовые месторождения находятся в Персидском заливе, и транспортировать его к азербайджанской границе, а затем через Грузию и Турцию в Европу было бы заведомо нецелесообразно. При необходимости Иран может наладить транспортировку газа непосредственно в Турцию. С другой стороны, иранский газ может транспортироваться по газопроводу TANAP. В связи с международными санкциями против Ирана в этой стране была приостановлена разведка некоторых залежей.
- Может ли вообще Запад пересмотреть свою политику в отношении Ирана на фоне агрессивной политики России?
- Еще до украинского кризиса конструктивная политика нового президента Ирана Роухани привела к заметному ослаблению давления на Иран. На переговорах вокруг ядерной программы Ирана наметилась тенденция к соглашению. В такой обстановке вероятно ослабление международных санкций. Иран располагает достаточными запасами природного газа, которые вполне могут стать альтернативой российскому для Европы. Что касается Азербайджана, то и мы, безусловно, заинтересованы в развитии добрососедских отношений с Ираном, к активизации диалога не только на высшем уровне, но и на уровне министров. Иранская сторона также проявляет склонность к этому.
- Можно ли в этом контексте ожидать прогресса на переговорах по юридическому статусу иранского сектора Каспия?
- Вероятность прогресса налицо, но насколько она реализуется, покажет время. В этом году в Астраханской области России пройдет встреча президентов прикаспийских стран по вопросу правового статуса этого водоема. Если существует шанс достижения компромисса, это можно только приветствовать.
- На фоне эскалации напряженности Азербайджан проявил принципиальность, проголосовав в ООН за принятие документа, поддерживающего территориальную целостность Украины. Что сулит нам такой шаг?
- Я считаю, что Россия не вправе обвинять нас за это, потому что Азербайджан имеет репутацию поборника верховенства международного права. Как известно, по проблеме Косово Азербайджан действовал, исходя из своих национальных интересов, и не признал независимость этого региона.
- Армения же однозначно поддержала агрессию. Может ли этот факт привести к более позитивной позиции Запада в отношении карабахского конфликта?
- Запад по-прежнему с армянами, но они вынуждены будут принять позицию Азербайджана из-за отношений с Россией.
- Каким вы видите дальнейший ход событий в Украине?
- В обозримом будущем на возвращение Крыма я не рассчитываю. Хотя Запад постарается максимально затруднить России «переваривание» Крыма и не допустит оккупацию и восточных и южных областей Украины. Я не думаю, чтобы в таких условиях Кремль предпринял новую аннексию. Россия постарается создать такую обстановку, чтобы в Украине стабильного правительства не было. Как бы там ни было, правительство Путина будет изолировано.
- В Украине всерьез обсуждается вопрос переноса президентских выборов. Заявления по этому поводу делают и кандидаты, а один из них, Петр Порошенко, назвал отсрочку выборов государственной изменой. Могут ли президентские выборы действительно быть отложены?
- Следует ожидать различных диверсий, а в будущем легитимность выборов может быть поставлена под сомнение. Но выборы будут проведены, поскольку реального военного воздействия России там нет. Реальным кандидатом в президенты Украины считается Ю.Тимошенко, которая, как полагают, найдет язык с Россией. Но она часто меняет свою позицию.
- И, наконец, несколько слов о рассмотрении комитетом по внешним связям Сената США законопроекта о так называемом «геноциде армян». Какова цель этих традиционных демаршей?
- Такое происходило уже много раз. Считаю, что США очень нуждаются в Турции в связи с кризисом вокруг Сирии, и они не пойдут на ухудшение отношений по надуманному поводу. Пренебрежительное отношение с Турцией может дорого обойтись любой стране, поскольку Турция сегодня не та, что 10 или 20 лет назад.
Тельман МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать