• пятница, 29 Марта, 05:22
  • Baku Баку 7°C

Перспективы и ожидания

13 мая 2019 | 23:20
Перспективы и ожидания

Май - месяц праздников, что естественно, и, как ни странно, отчетов о достижениях и проделанной работе. На него приходится множество международных договоренностей, одна из которых особенно важна для Азербайджана.
Речь о совместной с Евросоюзом программе «Восточное партнерство», которой исполняется 10 лет. Хотя, впрочем, стоит немножко отодвинуть исторические рамки, и тогда мы получим 28 лет сотрудничества с крупнейшим межгосударственным образованием. Первые контакты начались в далеком 1991 году в рамках программы технической поддержки странам СНГ TACIS, после чего было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу два десятилетия назад. То есть опять юбилей, а следовательно, и повод для размышлений о том, в чем стороны продвинулись за минувшие годы.
Начнем с того, что ЕС стал крупнейшим торговым партнером нашей страны с 49% национального товарооборота.
Словом и делом

Сразу замечу, что ввиду четкого разделения властных полномочий, на первый взгляд создается впечатление, что в Брюсселе по отношению к официальному Баку нет четко сформированной политической линии. На фоне успешных совместных проектов, инициированных политическим руководством Азербайджана и поддерживаемых Еврокомиссией, нонсенсом кажутся заявления нескольких депутатов Европарламента, вечно недовольных тем, что происходит здесь. Однако на то они и парламентарии, обделенные реальными полномочиями, а потому их уделом является поиск мутной воды и провоцирование конфликтных ситуаций в надежде выудить хотя бы что-нибудь. Однако стоит кому-нибудь из этой братии пересесть в кресло еврокомиссара или его помощника, они тут же проникаются и даже впечатляются реальной картиной двусторонних отношений с нашей страной, после чего кардинально меняется их настрой и методический подход и, как правило, даже словарный запас.
Они видят, что Евросоюз является не только основным торговым партнером, но и крупнейшим инвестором в отечественную экономику. Понятно, что ЕС - крупнейший потребитель азербайджанской нефти, но он не зацикливается на одних только углеводородах, а, завидя огромные перспективы местного ненефтяного сектора, вкладывает средства в агропром, ИКТ, транспорт, строительный бизнес. Его финансовая поддержка нашим частным компаниям за прошедшие годы составила ни много ни мало - почти миллиард евро. Не менее значимым показателем можно считать то, что Азербайджан лидирует среди шести стран-участниц упомянутой программы по числу реализуемых совместных твиннинговых проектов: 38 уже завершены, 10 в процессе реализации и один - на стадии подготовки. Этот механизм подразумевает обмен наилучшим опытом и практиками между аналогичными государственными институтами, по итогу чего азербайджанская сторона может выбрать наиболее подходящую для себя модель развития той или иной отрасли.
«Восточное партнерство» изначально планировалось в качестве общего плана действий в отношении всех стран-участниц, однако по прошествии времени выяснилось, что кто-то (например, Украина с Грузией) бежит впереди всех по пути в Евроатлантику, кто-то, подобно Армении, действует исключительно с выгодой для себя, а кто-то, вроде официального Баку, действует осмотрительно, с учетом национальных интересов. И тогда было решено перейти к индивидуальному подходу, поскольку каждая из стран демонстрировала свой уровень заинтересованности в интеграции и готовности к институциональным реформам.
Например, Азербайджан зарекомендовал себя как надежный энергетический партнер Евросоюза. В дополнение к действующим нефтепроводам в 2020 году планируется запуск нового крупного амбициозного проекта «Южный газовый коридор» стоимостью $40 млрд, который сделает стороны теперь и партнерами в сфере газовых поставок. Крупнейшее межгосударственное образование также в полной мере поддерживает стремление нашей страны стать региональным транспортным хабом на пути из Европы в Азию, что подразумевает активизацию связей со всеми соседними странами при наличии у них добрых намерений. И, думается, именно такие объединяющие платформы, как «Восточное партнерство», помогают странам наладить совместную работу над взаимовыгодными проектами.
Реальное сближение
Одним из значимых этапов сближения Баку и Брюсселя стало достижение в 2014 году облегчения визового режима. Сегодня нашим гражданам для оформления краткосрочной Шенгенской визы требуется гораздо меньший набор документов, процесс рассмотрения стал короче, вдвое сократилась и стоимость визы. Соглашение также предусматривает отмену визовой пошлины для членов официальных делегаций, детей до 12 лет, пенсионеров, ученых и студентов.
Также стороны близки к полному согласованию соглашения о едином воздушном пространстве, которое создаст равные возможности для работы в Азербайджане различных международных авиалиний. И если рассматривать тенденцию к сближению в придачу к широкому спектру направлений сотрудничества, а также значительные амбиции с обеих сторон к его расширению, все это в совокупности подтолкнуло переговорщиков к необходимости обновления юридического документа, на котором базируется все сотрудничество. Предварительно он называется Соглашением о партнерстве и сотрудничестве и призван стать современной и всеобъемлющей альтернативой действующему между сторонами соглашению от 1996 года. За последние месяцы стороны не раз официально заявляли, что документ согласован на 90%. По словам посла ЕС в Азербайджане Кестутиса Янкаускаса, в настоящее время идет активная работа по завершению документа в самые кратчайшие сроки. «Да, обе стороны хотят завершить переговоры как можно скорее, но мы не можем ради скорости вычеркивать из документа несогласованные пункты. Содержательность нового соглашения - крайне важный аспект, поскольку это наша основа для будущего», - сказал посол в интервью местным СМИ.
О том, какова реальная поддержка этой структуры, достаточно сказать, что за 28 лет сотрудничества со стороны ЕС на реализацию различных программ развития в Азербайджане было выделено порядка 580 млн евро, да и количество совместных проектов несопоставимо с тем, что делается европейцами вместе с другими участниками программы.
Произошли ли изменения исключительно благодаря «Восточному партнерству»? Пожалуй, нет. Но оно в значительной степени помогло сконцентрировать внимание европейских институтов и стран-членов Евросоюза на развитии связей со своими новыми восточными соседями, включая географически наиболее удаленный Азербайджан. Если представить, что этой программы и вовсе не существовало, между сторонами было бы намного меньше контактов, совместных программ, поддержки, и весь этот процесс был бы гораздо менее структурированным, а потому наше партнерство изначально имеет право на существование.
Образование и здравоохранение
Наряду с энергетикой и транспортом в Азербайджане за последние 10 лет существования «Восточного партнерства» было реализовано огромное множество более мелких проектов в самых разнообразных направлениях. И дело не только в экономике и политике, так как во все времена в приоритет естественным образом возведена культурная жизнь - музыка, литература, изобразительное искусство, архитектура, театр, и в этом смысле любой гость, увидев наши реалии, может с абсолютной уверенностью констатировать, что Азербайджан действительно европейская страна.
Но представителям Старого Света хочется большего - они пытаются методически увести новые поколения азербайджанцев в сторону от «совкового мышления», сознавая, что именно образование является базисом для развития человеческого капитала. И это не случайно, поскольку старейшие передовые вузы расположены в городах этого континента. Не скажу за общеобразовательные школы, однако в сфере высшего образования визитной карточкой Евросоюза стала программа Erasmus+, которая включает в себя различного рода программы межвузовского обмена и сотрудничества. По словам того же посла Янкаускаса, за последние 10 лет она вовлекла 30 тыс. студентов и преподавателей из стран «Восточного партнерства», причем ежегодно на эти цели выделяется порядка 20 млн евро. Кстати, в рамках программы в прошлом году в Тбилиси начала действовать Европейская школа, которая открыта для выпускников девятых классов школ из всех шести стран программы. По итогу двухгодичного курса обучения школа выпускает дипломированных международных бакалавров со специализацией по европейским исследованиям. Там уже учатся несколько студентов из Азербайджана, и среди заявителей на следующий год также есть азербайджанские абитуриенты.
Большая работа проводится и по восстановлению в Азербайджане профтехнического образования, на что в период 2016-2020 гг. Евросоюз выделил 19 млн евро. По официальным данным, здесь в профтехучилища поступают менее 11% выпускников школ, тогда как средний показатель в Европе составляет половину и более.
Отдельным направлением, по словам Янкаускаса, является выработка национальной системы квалификаций, что позволит устранить несогласованность между специальностями и квалификациями, с одной стороны и потребностями на рынке труда, с другой, а также создаст возможности для непрерывного процесса обучения. «Очень важно понимать, люди каких профессий будут нужны стране через 5-10 лет, в каком количестве и какой квалификации, как подготовить необходимые образовательные программы. Таким образом рынок труда будет обеспечен представителями всех необходимых профессий и специализаций в достаточном количестве», - сказал посол.
«Восточное партнерство» внесло свою лепту и в развитие здравоохранения. Да, в Азербайджане ежегодно открываются больницы, поликлиники, оснащенные современнейшим оборудованием и квалифицированными врачами. Однако именно с подачи ЕС в трех центральных регионах страны (Мингячевир, Евлах и Агдаш) с августа 2017 года реализуется уникальный пилотный проект по внедрению системы обязательного медицинского страхования, а Евросоюз обеспечивает консультационную помощь: в пилотных районах работают специалисты из Франции и Литвы, чтобы показать разные модели медстрахования. Азербайджан сможет выбрать для себя наиболее подходящую. По словам европосла, проект демонстрирует хорошую результативность. «На сегодня перед нами стоит задача разработать механизм, при котором эта модель может быть распространена в масштабах всей страны. Со стороны государства чувствуется большая заинтересованность в этом. Вопрос лишь в сроках и нюансах», - говорит Янкаускас.
Карабахскому урегулированию - быть
Все это, конечно же, хорошо, но европейцам не следует забывать, что в Азербайджане ожидают от официального Брюсселя более четкой позиции в вопросе разрешения нагорно-карабахского конфликта, инициатором которого являются армяне (это и официальный Ереван, и армянская диаспора в странах - сопредседателях Минской группы ОБСЕ). Кстати, это единственный вопрос, по которому мнение Еврокомиссии и Европарламента совпадает - и те, и другие ограничивают свое вовлечение в этот вопрос декларативной поддержкой дипломатических усилий. Так, президент Европейского совета Дональд Туск в июне 2015 года официально заявил, что ЕС поддерживает территориальную целостность, независимость и суверенитет Азербайджана, приведя в подтверждение сказанному четыре резолюции СБ ООН по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий. Однако при этом представители сепаратистского режима, имея на руках Шенгенскую визу, разъезжают по той же Франции, Великобритании, заключая договора на эксплуатацию национальных природных ресурсов на оккупированной территории нашей страны.
Полагаю, что у Евросоюза нет иного пути, кроме реального, а не декларативного, признания территориальной целостности Азербайджана, если его чиновники хотят, чтобы Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было не только подписано, но и заработало в полной мере.
В этом плане показательно выступление Президента Азербайджана Ильхама Алиева на торжественной церемонии, посвященной 96-й годовщине со дня рождения общенационального лидера Гейдара Алиева и 15-летию создания Фонда Гейдара Алиева, где он сказал: «Наша принципиальная позиция в связи с конфликтом остается неизменной. Нагорный Карабах - исконная, историческая азербайджанская земля. Наш народ веками жил и творил на этой земле. Сегодня весь мир признает Нагорный Карабах как неотъемлемую часть Азербайджана. Ни одна страна не признает и, уверен, не признает самопровозглашенный режим. Наша позиция заключается в том, что этот конфликт должен найти решение на базе норм и принципов международного права, в рамках территориальной целостности нашей страны, на основе резолюций Совета Безопасности ООН, Хельсинкского заключительного акта. Это - единственный путь, мы идем и будем идти по этому пути».
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать