• суббота, 20 Апреля, 02:22
  • Baku Баку 15°C

Заокеанские метафизики

23 апреля 2019 | 12:23
Заокеанские метафизики

РЕГИОН
Похоже, заокеанские политики не только путают географические понятия, но и придерживаются метафизических взглядов на происходящее. Судя по их рассуждениям, мир просто обязан вращаться вокруг них, причем даже не по сценарию, написанному сразу после Второй мировой войны, а по их прихоти.
На днях сенатор-демократ Боб Менендес заявил, что Соединенные Штаты непременно введут санкции против Турции в случае закупки ею российских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400. По словам американского законодателя, если Анкара откажется пойти на уступку Вашингтону, не получит многоцелевые истребители пятого поколения F-35.
Такие деятели, как армянофил Менендес забывают, что Турция - вовсе не разрозненный арабский мир, который можно запугать шиитской муллократией, что если ее президент Реджеп Тайип Эрдоган настаивает на приобретении противоракетных систем у гипотетического противника НАТО, значит, обстоятельства вынудили его пойти на непопулярный шаг. Кроме того, это означает, что «старший брат» по Североатлантическому альянсу должен увидеть бревно в собственном глазу, а не искать пылинку в чужом.
Кстати, несколькими днями ранее тот же Менендес вместе с сенатором-республиканцем Марко Рубио представил в Конгресс «Закон о сотрудничестве в области безопасности и энергетики в Восточном Средиземноморье». Этот проект призван внести изменения в американскую стратегию с учетом изменений в этом регионе Европы, включая открытие крупных газовых месторождений, ухудшение отношений Турции как с самими США, так и со всеми ключевыми региональными партнерами Вашингтона. Состряпанный ими документ, в частности, предусматривает отмену запрета на продажу оружия Кипру, а также запрещает передачу самолетов F-35 Анкаре, если она продолжит реализацию контракта с Москвой по С-400.
«Никогда не будет F-35 рядом с С-400, этого никогда не произойдет. Это позиция обеих партий в Конгрессе. Недавно мы поддержали это в совместной статье с председателем комитета Сената по международным отношениям, председателем комитета по военной службе и другими. Аналогичные позиции были высказаны представителями администрации Трампа», - заявил тогда Менендес в расчете на испуг официальной Анкары. Типа, а вдруг она окажется перед выбором - оставаться ли важным союзником в НАТО, продолжить ориентироваться на Запад или столкнется с риском быть отдаленной от кормушки и совместных программ глобальной безопасности.
Менендес также коснулся вопроса использования американскими военными авиабазы «Инджирлик» в турецкой провинции Адана, не исключив их перемещения в Грецию. «Мы не ожидаем, что Турция пойдет неправильной дорогой. Но если это произойдет, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы защитить нашу национальную безо­пасность и безопасность наших союзников», - отметил он, а также заявил о нарушении братской страной прав человека. По его словам, нынешнее турецкое правительство заключило в тюрьму больше адвокатов и журналистов, чем любая другая страна в мире.
Впрочем, Госдепартамент США ранее не раз угрожал Турции возможными последствиями из-за покупки ЗРК С-400, мотивируя свою позицию тем, что радары на зенитно-ракетных комплексах могут обнаруживать и отслеживать F-35, что сделает их мишенью для российских систем, и уже длительное время склоняет Турцию к отказу от их закупки, при этом не упуская случая припугнуть союзника по НАТО возможным введением против него санкций.
Между тем конфликт во взаимоотношениях с Анкарой Вашингтон во многом спровоцировал он сам. Он долгие годы игнорировал запросы Турции по созданию собственной системы ПРО, но как только Анкара заключила контракт на закупку российских ЗРК С-400, ситуация изменилась.
Мы являемся свидетелями того, как сверхновые самолеты, разрабатываемые совместными усилиями нескольких стран, воспринимаются уже не как составляющая оборонной мощи Североатлантического альянса, а как часть попыток США изменить политику европейских стран, при этом Турция является как бы «испытательным стендом».
Кончено, заявления о том, что российские ЗРК на вооружении братской страны представляют угрозу для НАТО и будут перехватывать информацию по F-35, не выдерживают никакой критики. Так в чем же заключается истинная причина обеспокоенности Вашингтона? Скорее всего, за его нежеланием поставить новейшие самолеты кроется намерение минимизировать возможности Анкары в вопросе предотвращения «незаконной» разработки месторождений в регионе Восточного Средиземноморья. Именно этого добиваются Греция, греческая община Кипра, Египет и Израиль. Кроме того, обеспокоенность заокеанской державы связана еще и с тем, что контроль за системой C-400, являющейся эффективным оружием против и авиации, и баллистических ракет, будет полностью находиться в руках самой Турции.
Не секрет, что братская страна на всех уровнях гарантирует, что С-400 не будут интегрированы в действующие системы вооружений Североатлантического альянса. По словам главы турецкого Минобороны Хулуси Акара, его ведомство готово внести коррективы в их технические параметры.
Таким образом, С-400 не только предоставляют Анкаре возможность эффективной нейтрализации угроз с воздуха, которые могут исходить от значительной части Ближнего Востока (к примеру, из Ирана, Ирака, Сирии, Израиля), но и в то же время обеспечивают ей абсолютное стратегическое превосходство, позволяющее не допустить какой-либо военной операции без согласия Турции в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. А в этом районе, как известно, интересы Турции сталкиваются с интересами Греции и Кипра, двумя другими членами НАТО, находящимися с ней в традиционно сложных отношениях.
Анкара до последнего пытается дипломатическими путями урегулировать разногласия с Вашингтоном, при этом ясно одно, что попытки США заставить Турцию отказаться от многовекторного курса обречены.
Как заметил глава Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй», «вопрос с покупкой российских комплексов давно закрыт».
- Контракт будет реализован, братская страна получит российское вооружение, и никакие попытки надавить на нее не сработают, так как национальные интересы важнее, чем пожелания самых близких союзников.
При этом не исключено, что Эрдоган в рамках ответных мер на прессинг команды Трампа может пойти даже на расширение закупок продукции российского ВПК. Для него это вопрос национального престижа, реализация политических отношений и безопасность страны. Надежный комплекс ПВО - ключ к поддержанию национальных интересов.
И если США исключат Турцию из программы истребителей пятого поколения F-35, то Анкара «назло» приобретет Су-57, которые не хуже.
Надо сказать, что Анкара не впервые сталкивается с предвзятым отношением Запада. Так, в 1911-1912 годах британские власти отказались передать османскому правительству военные суда Reşadiye и Sultan Osman, построенные на верфях компаний Vickers и Armstrong. И это при том, что деньги за корабли были перечислены полностью.
Неудивительно потому, что помня этот опыт, братская страна стремится развивать собственную оборонную промышленность и добилась в этой сфере значительного прогресса. Сегодня турецкий ВПК обладает достаточным потенциалом и опытом для разработки самых современных технологий для нужд ВМС, ВВС и ракетных войск.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать