• суббота, 20 Апреля, 02:05
  • Baku Баку 15°C

Федерализация или дезинтеграция?

13 апреля 2014 | 11:21
Федерализация или дезинтеграция?

Украинские события активизировали внешнюю политику многих стран - как ведущих держав, региональных игроков, так и обычных государств, обеспокоенных собственным благополучием и желанием уцелеть в надвигающемся пересмотре границ. О ситуации вокруг Украины и на постсоветском пространстве в интервью газете «Каспiй» рассказывает историк, политолог, депутат парламента от Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) Зураб Тодуа:
- Чем закончатся митинги в Луганске, Донецке и Харькове - дойдет ли дело до референдума, по примеру Крыма?

- Полагаю, что акции протеста на юге и востоке Украины будут набирать силу. Они пока плохо организованы, но методы, которыми действуют те, кто захватил власть в Киеве, несомненно, будут вызывать отторжение у местного населения. В Киеве сейчас заправляют радикалы. Они угрожают тем, кто с ними не согласен, обещают всех «сепаратистов» сажать и даже расстреливать. Однако не будут южные и восточные регионы Украины жить по тем правилам, которые им будут пытаться навязать «западенцы». Дело идет к тому, что как минимум эти регионы будут требовать референдума, который бы ввел федеративное устройство Украины. Не исключено, что они будут добиваться отделения в том случае, если Киев не проявит готовности к конструктивному диалогу.
- Если в этих регионах также будут проведены референдумы о присоединении к России, то какова будет ее реакция?
- Положение на юге и востоке Украины отличается от той ситуации, которую мы наблюдали в Крыму. Я думаю, что Россия не будет стремиться повторить «крымский вариант». Это грозит еще большим осложнением на международном уровне. Положение могло бы стабилизироваться, если бы Украина преобразовалась в федерацию. Однако как этот проект реализовать практически в нынешних условиях, без международной поддержки, неясно. Может быть, вообще и этот проект уже устарел. Мы видим, что ситуация развивается стремительно и реализуются самые невероятные сценарии. Во всяком случае, уверен, если Киев применит силу и прольется кровь, то дезинтеграция ускорится и распад Украины станет фактом.
- Что в целом ожидает в ближайшем будущем Украину - федерализация или дезинтеграция?
- Сегодня трудно делать какие-либо прогнозы. Еще осенью прошлого года казалось, что протесты на Украине пойдут на убыль. Никто не мог предсказать, что ситуация дойдет до нынешнего состояния. Сейчас возможны любые варианты. Распад страны может предотвратить немедленная федерализация. Но сегодня в Киеве некому здраво мыслить и принимать решения. Мы наблюдаем ситуацию, когда радикалы уповают только на силу. Вместе с тем силовые структуры и армия деморализованы. Авторитет новой власти среди силовиков, мягко говоря, невысок. Многие из них не будут выполнять приказы о применении силы. Сегодня мы наблюдаем, что сотрудники МВД на юге и востоке явно не спешат проявлять усердие. Можно ли рассчитывать на то, что порядок в этих регионах Киев сможет поддерживать только за счет подразделений МВД и СБУ, присланных из центральных и западных областей? Ну, разве что непродолжительное время. Вместе с тем самодеятельные вооруженные формирования ненадежны. По опыту Кавказа 90-х годов мы знаем, что они не могут заменить высокопрофессиональные службы. Они только усиливают беспорядок и хаос. Попытки силой «навести порядок» в конечном итоге сводятся к террору населения, что мы наблюдаем в Одессе, Николаеве, Харькове и других городах. Террор только усилит волю людей к сопротивлению. Для установления контроля над югом и востоком Украины у Киева нет достаточных и надежных силовых структур и авторитета.
- Вернутся ли отношения России и НАТО к эпохе холодной войны?
- При любом развитии ситуации маловероятно, что отношения между Россией и НАТО выйдут на уровень холодной войны. Запад и США заинтересованы в сотрудничестве с Россией по целому ряду важных международных проблем, в частности по Сирии, Ирану, Афганистану, Ближнему Востоку. Например, без поддержки России американцы не смогут полноценно поддерживать свой военный контингент в Афганистане. В то же время, безусловно, эти отношения пройдут этап серьезного и глубоко охлаждения.
- Насколько действенными могут оказаться западные санкции против России?
- Экономические санкции Запада это «утешительный приз» для лузеров. Никакого серьезного влияния на положение России они не окажут. Экономическое и финансовое положение и потенциал России является устойчивым и прочным. Масштабные и перспективные проекты со странами БРИКС, в том числе с Китаем и Индией, с лихвой компенсируют возможные потери и, более того, помогут России, Китаю и Индии выйти на новые рубежи экономического сотрудничества, которые и не снились ни Европе, ни США. В экономических отношениях с Россией заинтересована, прежде всего, сама Европа. Недавний скандал в ЕС, когда Болгария выступила против Брюсселя по вопросу о «Южном потоке», лишь только подтверждает вывод: санкции ударят в первую очередь по европейским государствам. Все разговоры о сланцевом газе, об источниках в Африке - это блеф. Заменить газ из России Европе нечем. И потом, готова ли Европа отказаться от торговли с Россией (ежегодный товарооборот ЕС и РФ - более 400 млрд. евро)? Вопрос риторический. Главная ошибка Вашингтона и Брюсселя состояла в недооценке возможностей России. Там проморгали ее бурное развитие за последние десять лет, особенно с 2008 года.
- Что ожидает Молдову? Говорят, она на очереди…
- После вхождения Крыма в состав России многие политики, эксперты, наблюдатели в Молдавии и за ее пределами утверждают, что следующим будет Приднестровье. Однако это поверхностный подход. На самом деле есть отличия, которые не позволяют проводить прямые аналогии. На прошлой неделе министр иностранных дел России С.Лавров изложил позицию Москвы по приднестровской проблеме: «Россия выступает за особый статус Приднестровья в единой, суверенной и нейтральной Молдове». Молдове ничего не будет угрожать, если она сохранит свой нейтральный статус и внутриполитическую стабильность. Не произошло бы трагедии с Украиной, если бы главные политические силы не перешли черту, если бы сохранилась внутриполитическая стабильность. Расстановка сил в мире изменилась. Надо осознавать, что по существу события, произошедшие в феврале сего года, положили конец послевоенному устройству мира. Его разрушение началось после распада СССР. Окончательный удар по этому устройству был нанесен США, когда Косово вопреки всем аргументам было оторвано от Югославии. Тогда многие предупреждали, в том числе и я в своих статьях и книгах, что этот прецедент не станет исключением. Теперь очевидно, что мы вошли в такой исторический период, когда старый порядок разрушен, а новый еще не создан. Нас ждет передел границ и формирование нового мирового порядка, который будет установлен в процессе переговоров между великими державами.
- Следует ли в случае интеграции Молдовы в НАТО и Румынию ожидать выхода из ее состава не только Приднестровья, но и Гагаузии?
- Все социологические опросы, проведенные в последние год-полтора, показывают, что население Молдовы разделилось в своих приоритетах. Больше половины жителей Молдовы выступает за интеграцию на Востоке, в Таможенный и Евразийский союз. Меньшая часть поддерживает курс на евроинтеграцию. При этом почти все едины в своем неприятии НАТО. Большинство политиков и экспертов, в том числе европейских, признают, что в ближайшие 20-30 лет Молдова не может рассчитывать на вступление в ЕС. Но сегодня события развиваются стремительно. Если предположить, что каким-то образом Молдова интегрируется в ЕС и НАТО, то ей чрезвычайно трудно будет сохранить территориальную целостность. Против такой интеграции выступит не только Приднестровье и Гагаузия, но также и целый ряд других регионов страны. Это очень опасный сценарий, поскольку распад Молдовы может вызвать дезинтеграцию Румынии - территориальные проблемы с Венгрией и Болгарией (в Трансильвании проживает около 1,2 млн. венгров, которым в последнее время Будапешт активно раздает венгерское гражданство). Этот сценарий не несет в себе ничего хорошего, поэтому подавляющее большинство жителей Молдавии заинтересованы в скорейшем установлении мира и стабильности на Украине. Однако новости, ежедневно поступающие из Украины, пока не внушают оптимизма.

Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать