• пятница, 29 Марта, 16:22
  • Baku Баку 14°C

Тренд - прежний

12 апреля 2019 | 17:36
Тренд - прежний

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«У нас с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым имел место довольно прямой, честный и конструктивный разговор», - заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян, отвечая на вопрос делегата ПАСЕ о встрече в Вене.
Вместе с тем он признался, что с главой Азербайджана, к сожалению, пока нет общих представлений о тонкостях и механизмах урегулирования карабахского конфликта. Однако создана искренняя атмосфера дискуссии, и это уже хорошо. Причем он вновь повторил уже заученную фразу о том, что есть несколько вопросов, на которые следует ответить для институционального усиления повестки мира. Имея в виду полноценное задействование формата Минской группы ОБСЕ, который, по его разумению, «предполагает также участие Карабаха в переговорном процессе». Однако Азербайджан, имея на то веские основания, выступает категорически против включения сепаратистов в переговорный процесс.
Министры встретятся в Москве
Несмотря на высказанную позицию, Пашинян в очередной раз идет на переговоры с Азербайджаном без Нагорного Карабаха. Об этом свидетельствует тот факт, что министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян и глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедъяров уже 15 апреля встретятся в Москве. В ходе встречи, как заявила официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, будет затронут весь комплекс вопросов по урегулированию карабахского конфликта. Во встрече примут участие также министр иностранных дел России Сергей Лавров и сопредседатели Минской группы ОБСЕ.
Мнения российских аналитиков на сей счет разделилось. Одни считают, что раз российский министр иностранных дел Сергей Лавров на данном этапе решил лично подключиться к переговорному процессу, значит, конфликтующие стороны имеют на столе какой-то сценарий с возможными развязками конфликта, работа над которыми считается перспективной для достижения позитивного, но промежуточного результата.
Другие полагают, участие в переговорах сопредседателей МГ ОБСЕ свидетельствует о том, что у Лаврова не существует своего эксклюзивного варианта развязок и он действует в совместном с Минской группой тренде, который остается прежним. То есть сопредседатели могут лишь содействовать созданию условий для диалога, а решения должны приниматься в прямом диалоге, на переговорах между конфликтующими сторонами.
Есть и те, кто считает, что хотя премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая в ПАСЕ, заявил, что «наши шаги нацелены на то, чтобы в рамках МГ ОБСЕ восстановить диалог между Азербайджаном и Нагорным Карабахом», однако он не говорит об участии сепаратистского образования в процессе урегулирования как условии при реализации этого процесса. Но дальше Пашинян все запутывает, говоря, что пока у сторон нет общих представлений о нюансах, механизмах урегулирования карабахского конфликта, делая при этом акцент на атмосфере «конструктивных, искренних обсуждений». То есть получается, что Баку и Ереван ни вместе, ни в сотрудничестве с Минской группой до сих пор не выработали общепринятый понятийный аппарат, без чего любой диалог практически невозможен.
Надо понимать, что участие Сергея Лаврова в предстоящей встрече глав МИД Азербайджана и Армении говорит о том, что какие-то общие наработки все же имеют место быть, поскольку глава внешнеполитического ведомства России в противном случае не стал бы принимать участие в выработке общего понятийного аппарата - это не его уровень.
Готовится трехсторонний формат?
Учитывая, что все переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта «носят конфиденциальный характер», сложно трактовать ход событий, но все же трехсторонняя встреча министров в Москве позволяет предположить, что готовится трехсторонняя встреча глав государств - Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна.
В этой связи научный директор клуба «Валдай» Федор Лукьянов считает, что от «участия Лаврова в предстоящей в Москве встрече глав МИД Азербайджана и Армении никаких сдвигов ожидать не стоит, потому что по карабахскому урегулированию по существу крайне маловероятно, очень трудно представить себе изменение позиции сторон». И задачей этих встреч все же является «сохранение того хрупкого, но все-таки довольно давно держащегося состояния баланса, на котором, собственно, основывается ситуация отсутствия войны». При этом Лукьянов полагает, что российский министр на переговорах не будет принимать ничью сторону.
Кстати, о желании российского министра принять участие в переговорах глав МИД Азербайджана и Армении, по сообщению российских СМИ, первым сообщил именно Эльмар Мамедъяров после встречи и беседы с Лавровым в Москве, уточнив, что обсуждал с ним все «нюансы ситуации». Из чего российские политологи заключили, что Лавров будет готовить встречу на высшем уровне Владимира Путина с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном. Обосновывают свои выкладки российские эксперты тем, что после венской встречи Алиев - Пашинян российский лидер беседовал с ними по телефону и поддержал активизацию переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Однако если в формате Мамедъяров - Лавров - Мнацаканян не будет достигнут прогресс в переговорном процессе по карабахской проблеме, то саммит глав России, Азербайджана и Армении теряет смысл. Так что на главу внешнеполитического ведомства России ложится совсем не простая задача - сохранить сбалансированную позицию и продолжать поиски того решения в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, которое устроило бы обе стороны.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать